Внешний канал интернета увеличат в 10 раз. Что мне с этого?
1. Что случилось?
К концу года пропускная способность внешнего интернет-канала Узбекистана увеличится в 10 раз. Этот анонс прозвучал 22 мая на конференции #MITCROADMAP2018. Если сейчас канал пропускает 160 гигабит в секунду, значит, он будет пропускать 1 600 гигабит, пишет Citizen.
2. Что за внешний канал?
Интернет — всемирная сеть из компьютеров, кабелей и точек обмена данных. Есть местные участки интернета — цепочки серверов, которые расположены недалеко друг от друга и чаще всего в одной юрисдикции. Например, TAS-IX — сеть на территории Узбекистана, которую содержат и поддерживают локальные интернет-провайдеры. Сигнал от вашего компьютера к серверам TAS-IX идет по местным сетям, принадлежащим «Узбектелекому» и операторам, не выходя за пределы страны.
Но чтобы подключиться, например, к YouTube, ваш сигнал должен пройти через вашего провайдера к «Узбектелекому», а уже оттуда (иногда — через полмира) к финальной точке. Но из-за того, что Узбекистан находится очень далеко от основных мировых интернет-каналов, это «внешнее окно» для нашего интернета остается небольшим и достаточно дорогим.
Пропускная способность — тот самый объем информации, который окно может пропустить за секунду.
3. 1600 гигабит в секунду — это много?
Зависит от того, как посмотреть. Например, в 2004 году пропускная способность внешнего канала Узбекистана была 0,1 Гбит/с, или всего 100 Мбит/с. К 2008 году она увеличилась в четыре раза. В 2012-м скорость была 4,8 Гбит/с, в 2014-м — 12,7. Сейчас, по данным Мининфокома, она равняется 160 Гбит/с.
Если сравнивать с другими странами, число в 1 700 не кажется слишком большим. Так, например, внешний канал Беларуси в начале 2017 года пропускал 1 100 гигабит в секунду. А межконтинентальные интернет-каналы пропускают более 5 000 Гбит/с.
4. Гигабиты, мегабиты. Ничего не понимаю в этом
Смотрите. 1 гигабит — это примерно 128 мегабайт. То есть 1 600 гигабит — это 204 800 мегабайт, или около 200 гигабайт. Такая пропускная способность означает, что в Узбекистан за секунду сможет заходить 200 гигабайт информации, или около 42 фильмов HD-качества. И если «Узбектелеком» в какой-то момент закроет провайдерам доступ к внешнему каналу и начнет скачивать в HD абсолютно все полнометражные фильмы, снятые человечеством, на это у него уйдет примерно 2,5 часа.
5. У меня дома скорость увеличится в 10 раз?
Не факт, что сразу, и не факт, что увеличится. Это зависит от многих вещей.
Все права на все «внешнее окно» принадлежат «Узбектелекому». Часть из этого компания передает собственному оператору «Узонлайн», остальное сдает в аренду другим интернет-провайдерам. Если предположить, что в стране есть всего 10 провайдеров, то каждому из них (в идеальных условиях) достанется по 160 Гбит/с, которые они смогут распределять между своими клиентами. Теоретически, если у каждого из 10 провайдеров будет по 10 000 клиентов, то каждый из клиентов получит 16 мегабит в секунду. Но нет.
Во-первых, большую часть прибыли провайдеры получают от юридических лиц, а значит, им выделяют намного больше скорости.
Во-вторых, не каждому пользователю чисто технически можно будет выделить такую большую скорость. Внешние каналы — они современные. Однако на большей части страны линии связи до сих пор очень старые и физически не пропустят такой объем информации.
В-третьих, количество пользователей интернета по стране внушительно — в начале 2018 года их было больше 20 миллионов. Если предположить, что все они будут пользоваться интернетом одновременно и с одинаковыми потребностями (чего, конечно, не произойдет), то на каждого придется всего 0,08 мегабита в секунду.
6. Но скорость хоть немного увеличится?
Конечно! Ведь не все 20 миллионов сидят в интернете одновременно, пытаясь посмотреть фильмы.
Интернет-провайдеры смогут арендовать у «Узбектелекома» больше «внешки», распределяя ее между клиентами. Если позволит инфраструктура, ваш интернет может стать быстрее.
7. А что, если внешний канал внезапно отключится?
Ну, в XXI веке от этого не будет ничего хорошего.
Конечно, у вас сразу пропадет доступ к любым зарубежным ресурсам, чьи серверы находятся за пределами Узбекистана. Какое-то время вы сможете пользоваться ресурсами TAS-IX — смотреть фильмы, слушать и скачивать музыку, переписываться с друзьями на davra.uz.
Но интернет-провайдеры поддерживают TAS-IX на те деньги, которые получают от клиентов. А большую часть денег им платят юридические лица. Чаще всего интернет нужен им для доступа именно к зарубежным ресурсам: поисковикам, социальным сетям, деловой переписке. Теряя клиентов, провайдеры будут получать меньше денег и, возможно, забросят TAS-IX.
Встанет экономика — продавцы и покупатели не смогут общаться с зарубежными покупателями и продавцами. Все откатится до уровня начала 90-х — лишь международные звонки, почта.
Крайний вариант — телеграф
Новости по теме
14:34 / 19.08.2024
В Узбекистане внедрят национальную шкалу времени
20:43 / 31.07.2024
В «Узтелеком» опровергли замедление YouTube
12:32 / 30.10.2020
В Узбекистане за год число интернет-пользователей увеличилось на 3 млн
17:31 / 17.10.2020