Узбекистан | 18:10 / 27.09.2018
3057
8 минут чтения

Оптимальный энергетический баланс: АЭС и другие источники электроэнергии

Межправительственное Соглашение о строительстве в Узбекистане атомной электростанции, подписанное 7 сентября премьер-министрами России и Узбекистана Дмитрием Медведевым и Абдуллой Ариповым, стало следующим шагом по развитию ранее достигнутых договоренностей о сотрудничестве сторон в проектировании, строительстве, запуске и эксплуатации первой АЭС в Узбекистане.  Но, несмотря на ясность намерений страны по развитию атомной энергетики, не утихают дискуссии о том, что ставку при дальнейшем развитии энергетического комплекса страны нужно было делать на возобновляемые источники энергии, в частности, на солнечную энергетику. Сторонники такого подхода ссылаются, прежде всего, на то, что в Узбекистане более 300 дней в году солнечная погода и это нужно использовать, тем более, что и Указ о мерах по развитию альтернативной энергетики в Республике Узбекистан президентом страны уже подписан.

Фото: government.ru

На самом деле противопоставление солнечной и атомной энергии некорректно. Данные виды генерации являются не конкурирующими, а взаимодополняющими элементами безуглеродного энергобаланса. Стремиться к такому балансу мы должны, так как в апреле 2017 года Узбекистан, как известно, подписал Парижское соглашение по климату и теперь должен работать над снижением выбросов СО2 в атмосферу. И солнечная генерация, и АЭС относятся к «зелёной» энергии и посредством их развития можно эффективно бороться с глобальным потеплением. Данных по солнечной генерации в этом отношении не так много, так как во всём мире этот способ получения электроэнергии находится в стадии развития. А вот опыт эксплуатации АЭС накоплен немалый и известно, что ежегодно атомные станции в Европе позволяют избежать эмиссии 700 миллионов тонн СО2, а в Японии — 270 миллионов тонн СO2. Действующие АЭС России ежегодно предотвращают выброс в атмосферу 210 миллионов тонн углекислого газа, и по этому показателю страна находится на четвертом месте в мире.

Фото: Dreamstime

Кроме возобновляемости, у солнечной энергии есть и множество других плюсов – среди них доступность, бесшумность, экономичность и низкие эксплуатационные расходы. Но чтобы ощутить экономию расходов, дом сначала надо оснастить солнечными панелями, а это на данном этапе требует немалых затрат. Именно поэтому во многих странах, где солнечную энергетику активно развивают, скажем, в Германии, существуют специальные дотационные программы от государства, направленные на поддержку тех собственников, которые переходят на солнечную генерацию. Правда, солнечные батареи и гелиоустановки, то есть комплекты из солнечных панелей, которые преобразуют солнечный свет в электрический ток, постепенно дешевеют. Это обусловлено тем, что финансирование научно-технических исследований в области развития солнечной энергетики активно идёт по всему миру и над снижением стоимости работают сотни учёных и инженеров. Собственно, снижение стоимости уже произошло за последние 45 лет, и если себестоимость 1 кВт.ч энергии, вырабатываемой с помощью солнечных батарей, в 1970-х годах составляла порядка 60 долларов, то в 2015 году – уже 0,2–0,3 доллара.

А теперь немного и о минусах, которые необходимо учитывать. Энергия солнца не может обеспечить бесперебойность поставок, которая важна, прежде всего, для промышленности. Ведь солнце светит не круглый год и не круглые сутки. Конечно, учёными давно уже придуманы аккумуляторные батареи, накапливающие солнечную энергию и позволяющие отчасти сглаживать нестабильность её поступления, но их опять же отличает высокая цена. Потребление электроэнергии в Узбекистане стабильно растет, что связано как с развитием экономики и промышленности, так и с ростом потребления электроэнергии среди населения и тем, что тепло и свет постепенно приходят в самые отдалённые районы страны. По официальным данным, если в 2006 году потребность республики в электроэнергии составляла 49,3 миллиарда кВт.ч, то в 2017-м она выросла почти на 20 процентов – до 60,7 кВт.ч, а к 2030 году может достигнуть 117 миллиардов кВт.ч.

Фото: Pixabay

Если намеченные темпы развития узбекской экономики, в частности, промышленности, сельского и жилищно-коммунального хозяйства сохранятся, то потребление электроэнергии будет продолжать расти. При этом возможности масштабирования солнечной генерации ограничены не только стоимостью установок, но и свободными площадями. Для выработки 1 кВт электроэнергии из солнечного тепла требуется значительная площадь солнечных панелей. И зависимость самая прямая – чем больше солнечных панелей установишь, тем большую мощность солнечной электростанции получишь.

Несмотря на то, что область применения солнечной энергии достаточно широка и её используют, скажем, для опреснения воды в Африке, и даже для снабжения энергией спутников на околоземной орбите, всё-таки пока солнечная генерация чаще всего приходит на помощь при решении каких-то локальных задач. Например, солнечными панелями оснащают отдельные здания, или создают солнечную электростанцию для снабжения энергией небольшого населённого пункта, в котором отсутствует подключение к центральной системе энергоснабжения. Таким образом, обеспечить базовую нагрузку энергосистемы страны, которая важна для развития промышленности и индустриализации, солнечная генерация в силу её особенностей не может. Во всяком случае, на данном этапе своего развития и применительно к тем целям и задачам по форсированному развитию экономики, которые поставил перед собой Узбекистан.

У АЭС же есть свои очевидные преимущества – это стабильный, надежный и хорошо прогнозируемый по цене источник энергии. Он мало зависит от цен на топливо, так как доля себестоимости урана в атомной генерации составляет всего 4-5 процентов, а значит колебание цен на уран практически не сказывается на конечной стоимости электроэнергии. Производить электричество на атомных станциях на данном этапе гораздо дешевле, чем при использовании альтернативных источников энергии, в частности, энергии солнца. А какова будет цена электроэнергии, полученной посредством солнечной генерации в будущем, сложно сказать.  Сложно прогнозировать и цену от углеродной генерации, так как никто не знает, сколько будет стоить, например, природный газ через 10 лет. АЭС же даёт гарантии дешевой и стабильной базовой нагрузки на многие десятилетия вперед. И это одно из важных условий стабильного развития нашей национальной промышленности.

Таким образом, проблема выбора между атомной и солнечной энергетикой вообще не должна стоять. И прекрасным подтверждением этому тезису служит пример трансформации энергосистемы многих стран мира. В частности, ОАЭ, Египет, Иордания, Саудовская Аравия и другие государства, где потенциал развития солнечной энергетики, как и в Узбекистане, огромен, все больше вкладываются в развитие ядерной энергетики, не говоря уже о Китае, который является одной из крупнейших экономик мира и не только развивает ВИЭ и сам производит те же солнечные панели, но и активно развивает атомную энергетику.

Лола Рахманбаева

Новости по теме