Узбекистан | 11:02 / 04.10.2018
10596
11 минут чтения

Балласт, от которого нам нужно отказаться

Фото: Pinterest

Часть первая. Итоги двух лет

Первое, что бросается в глаза из итогов двух лет – поседевший президент. Да, к моменту вступления его в должность страна представляла собой, по сути, клубок из проблем, от одной мысли развязать который, можно было поседеть. Но решимости новому президенту не было нужды занимать, и он буквально с первых дней ринулся менять давно изжившие себя старые порядки.  

Проблема заключалась в том, что на фоне колоссальной решимости имело место почти полное отсутствие концептуальных инструментов для осуществления желаемого. В итоге попытки привести различные сферы «народного хозяйства» в приемлемый вид перемежались с действиями с противоположным вектором. Совершенно логичные, насущные меры по либерализации социальной, экономической и даже духовной сфер соседствовали с архаичными «мерами», наподобие принуждения огородников к выращиванию определённой сельхозкультуры или глушения свободомыслия методами, напоминающими методы ранне-сталинской эпохи.  В чём же дело?

Часть вторая. В чём же дело?

Всё дело в типе нашего мышления.     

100 летняя эпоха новейшей истории родила на обширной части суши земного шара новую формацию. Гений Ленина заключался в том, что он сформировал в корне новое мировоззрение, носители которого впоследствии стали обладателями особенных личностных характеристик, поведенческих атрибутов. Эти самые поведенческие, мировоззренческие атрибуты во многом и определяли развитие событий на упомянутой части суши не только в период 70-летнего большевистского, парт номенклатурного правления, но во многом определяют развитие событий нынешних, наших. И это наша с вами общая беда. Беда, которая не даёт нам вступить в XXI век. Об этих «атрибутах» и попробуем поговорить.

Идея вручную управлять всем, и вся от экономики вплоть до сознания людей и энергичные действия революционеров, направленные на воплощение этой идеи в жизнь в итоге породили новую форму социального сожительства и, как результат, «нового человека» с характерными чертами. Это те черты, классификация и осмысление которых позволит нам лучше понять нашу действительность, наши беды и что самое главное – поможет нам прийти в себя от ленинского гипноза, в котором практически все мы в той или иной степени пребываем.

Первым ленинским посылом, направленным на сознание «революционных масс» и отражающим глубинную суть, подноготную нового учения о мире, было отрицание права. Права как фундаментального мировоззренческого понятия. Укоренение этого вируса – вируса отрицания права – в сознании людей объясняет множество феноменов, коими выкроена наша парадоксальная действительность.

Часть третья. Уничтожение личности

Понятие «право» неразрывно связано с понятием «личность».

Право на собственное мнение, право голоса, на имущество и другие права составляют ту «волшебную» силу, что взращивает в существе по имени «человек» личность – мыслящую, правоспособную единицу социума. Отъём же этих прав, наоборот, гасит в человеке личность, превращая его в бездумный, ограниченный исполнительный винтик, озабоченный лишь потребностями первой необходимости (и постоянно огрызающегося из-за них).

По порядку.

Право на собственное мнение

Отъём права на собственное мнение атрофирует в человеческом индивиде способность генерировать новые мысли, идеи, изымает у человека то, что является его – мыслящего существа – предназначением. Принудительно ограниченный в мыслетворчестве, загнанный в узкий круг элементарных забот человек вместо того, чтобы испытывать удовлетворение от созидания окружающей его среды, от раскрытия своих возможностей прозябает в кабале навязанных ему рамок, что сводит к минимуму его КПД во всех смыслах этого слова.

Всякие попытки реорганизации общества, которое состоит из людей с такой вот атрофией, неминуемо терпят неудачу, ибо каждый раз наталкиваются на непонимание, а средства, предназначенные на реформу, каждый раз разбазариваются.  

Право голоса  

Отъём права голоса делает человека аморфным, ни на какую общественно-созидательную деятельность не годным существом. Всякая же общественная деятельность в такой ситуации сводится к имитации оной с целью банально поживиться обещанными за «общественную активность» привилегиями – материальными благами, да и только.

Право на частную собственность     

Отъём права на имущество или её ущербность (захотят – отберут) наносит урон одному из фундаментальных навыков, что со дня появления человечества служили ему верой и правдой – умению должным образом обращаться с имуществом, беречь и умножать его.  

Наличие и устойчивость этих и других смежных с ними прав вкупе формируют разумную, возлагающую на себя ответственность за происходящее личность – гражданина. Солидарное сообщество, состоящее из таких вот граждан, рождает подлинное общество – гражданское общество.

Часть четвёртая. Ржавое наследие

Практика распространения ленинского «ноу-хау» не дала положительного результата НИГДЕ – ни в одной точке планеты. Подавление личности путём жёстких ограничений – изъятия у человека фундаментальных прав неминуемо понижало эффективность отдельно взятой человеческой особи в частности и, что понятно, общества в целом.

Система, основанная на принудительном единогласии, на диктате мало того, что оказалась неэффективной, нежизнеспособной, она пагубно отразилась на сознании людей, сделав их заложниками вредных наклонностей.  Перечислим некоторые:

- небрежение понятием «право», «терпимость» к бесправию, одобрение всевозможных «легальных» изъятий – экспроприаций, конфискаций как часть мировоззрения, продиктованного «классовой борьбой»;  

- нетерпимость по отношению к иному мнению, не способность обсуждать проблемы с представителями иных взглядов, одобрение наказаний за иной взгляд или даже просто несогласие с «генеральной линией»;

- недоверие и подозрительность, не дружелюбность, превращающиеся в обычную среду обитания;    

- отрешённость от проблем окружающего мира, сосредоточенность на своих, житейских;

- лизоблюдство, подхалимство, очковтирательство, малодушие, мелочность, коррупция и прочее как итог деформации, деградации личности.

Это тот ленинский багаж, который мы несём до сих пор с собой. И мы вошли с ним в XXI-век. Естественно, что с таким багажом в новом веке нам не светит ни развитие, ни, тем более, процветание.

«Поезд революции» остановился и заржавел, проехав несколько миль – будто всё естество воспротивилось попытке перекроить порядок вещей и остановило движение его. Человечество получило урок на века, чего нельзя делать – уничтожать личность человека. Что посягательства такие чреваты бедствиями частного и глобального масштабов, что кара за это неминуема и жестока.

Часть пятая. Так вот…

Так вот, чтобы благие намеренья не стали пылью, реформы не вошли в историческую науку как очередной провал, а траты на реформы не рассеялись в воздухе, нам нужно гражданское общество – то самое солидарное сообщество, сообщество, состоящее из ответственных и потому критически мыслящих людей – личностей. 

Отвечать грубым сапогом на проявление свободной мысли – уже пройденный и ни к чему хорошему не приведший опыт. Уроки истории должны быть восприняты, увидены, услышаны, поняты.

Самым лучшим охранителем и умножителем всех возможных (материальных и нематериальных) ресурсов страны является гражданское общество, также лучшим распорядителем их тоже является оно. Душевный и интеллектуальный потенциал миллионов свободно мыслящих людей не идёт ни в какое сравнение с возможностями нескольких, заседающих за закрытыми дверями.

Путь воспитания личностей долог и труден и, самое важное, требует терпения и… великодушия. Круглые столы, постоянный диалог, поиск компромиссов, выработка правил (этики) обсуждения, выработка общих для всех границ, за которые нельзя будет переступать, выработка общих императивов на основе общих ценностей – всё это самые насущные меры, ведущие к эволюционному формированию гражданского общества. Альтернативы этому пути нет.

Каждый, кто способен к критическому осмыслению реальности, переживающий за происходящее более ценен для общества, нежели тысячи поддакивающих.

Заключение

«Поезд революции» остановился и заржавел, проехав несколько миль – будто всё естество воспротивилось попытке перекроить порядок вещей и остановило движение его. Но мы носим его в себе, не давая кануть ему в летописях истории. Мы носим в себе саму суть ленинской революции, в основе которой – непризнание незыблемости прав ближнего, вольное, безобразное обращение с понятием «право».   

Рождение новой сильной страны возможно только всеобщими усилиями, направленными на коренное исправление нашего мышления, и, прежде всего, нашего отношения к ПРАВУ. Право должно быть воспринято нами как безусловная первопричина развития, первопричина успешности реформ. Правовая среда должна нами быть провозглашена как единственная среда, где только и возможно взращивать ЛИЧНОСТЬ – ту самую разумную, правоспособную единицу социума, способную созидать.  

Посему право и, как производная правовой среды, личность должны быть нами поставлены во главу угла наших устремлений. Ибо сколько бы ни было вложено инвестиций, сколько бы ни было воздвигнуто промышленных и непромышленных объектов по всей стране, без наличия сознательных людей, способных созидать и защищать на основе права созданное, всё в короткий срок превратится в прах. И в этом не никакого сомнения. 

Шокир Шарипов

Новости по теме