Схватка с гигантами: как Путин развернет Узбекистан
Владимир Путин в Узбекистане. Последний раз российский лидер посещал среднеазиатскую республику в сентябре 2016 года, чтобы почтить память первого президента Узбекистана Ислама Каримова. С тех пор Путин и Мирзиёев встречались шесть раз, сообщает российская «Газета».
Россия на данный момент является основным торговым партнером Узбекистана. Однако этот статус готовы оспорить другие державы, в первую очередь — Китай и США.
Китай уже по итогам первого полугодия вплотную приблизился к показателям России. Если доля РФ в общем товарообороте Узбекистана составила 16%, то Китай достиг показателя в 15,9%.
При этом Пекин и Ташкент намерены активно наращивать свое экономическое сотрудничество. В сентября представители двух стран договорились довести объем взаимного товарооборота до $20 млрд.
Отношения Китая и Узбекистана стали развиваться намного интенсивнее после смены власти в среднеазиатской республике. Пекин, судя по всему, намерен использовать ту же модель отношений, что и с другими странами региона, такими как Казахстан и Туркменистан: инвестиции в обмен на ресурсы и лояльность.
Второй фактор для Китая даже важнее, поскольку вся Средняя Азия является важным элементом китайского проекта «Один пояс — один путь». Для поддержания этого замысла Китай сотрудничает со странами региона и в области безопасности и борьбы с терроризмом.
Узбекистан имеет ключевое положение в Центральной Азии, она расположена рядом с Ираном, Россией и Китаем, которые считаются конкурентами США.
Но едва ли не главная точка соприкосновения интересов Ташкента и Вашингтона — ситуация в Афганистане. Основной транспортный коридор американцев в Афганистан через Пакистан становится все более проблемным и затратным. Разногласия между Пакистаном и США нарастают.
Поэтому не исключено, что может быть возрожден альтернативный логистический маршрут через Казахстан и Узбекистан, который использовался еще во времена СССР. Казахстан уже дал США согласие на спецтранзит армейских грузов по железной дороге в Афганистан для обеспечения там присутствия американских войск. Осталось договориться с Узбекистаном.
При этом, в мае 2018 года президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев побывал в США с трехдневным визитом — встречался с президентом Дональдом Трампом. Это был первый официальный визит лидера Узбекистана в США за последние 16 лет.
На встрече с Трампом Мирзиёев заявил, что Узбекистан стремится к членству в ВТО, а Трамп пообещал ему содействие в этом. В ходе визита были подписаны меморандумы о намерениях с американскими компаниями и Всемирным банком в общей сложности на $8,5 млрд.
Накануне визита в США Мирзиёев провел встречу с главой Центрального командования вооруженных сил США генералом Джозефом Вотелом, обсудил с ним военное сотрудничество и ситуацию в Афганистане.
С Трампом Мирзиёев впервые встретились еще более года назад в рамках саммита арабо-мусульманских стран и США в Эр-Рияде. В сентябре 2017 года, выступая на 72-й сессии Генассамблеи ООН в Нью-Йорке, президент Узбекистана заявил о поддержке стратегии Трампа по мирному урегулированию ситуации в Афганистане. В рамках этих договоренностей предусматривается создание совместных проектов с компаниями Boeing, General Electric, Honeywell, Caterpillar и другими.
Эффект от всех этих дипломатических усилий главы Узбекистана ощущается уже сейчас: на данный момент США являются крупнейшим инвестором в экономику Узбекистана.
Москва отстает от Вашингтона по этим показателям почти в пять раз. Однако это не единственный момент, отравляющий отношения России и Узбекистана.
Так, руководство республики неоднократно заявляло, что страна не собирается вступать в ЕАЭС. Под руководством прежнего лидера Ислама Каримова Узбекистан вообще отказывался от членства в региональных союзах, в которых руководящая роль отводилась Москве.
В 2008 году Ташкент вышел из ЕврАзЭС. Кроме того, Узбекистан дважды присоединялся и прекращал участие в Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ).
Тем не менее, судя по заявлениям официальных лиц, нынешний визит Путина в республику может придать дополнительный импульс отношениям двух стран. Это особенно важно на фоне все более очевидного соперничества крупных держав в Узбекистане.