Узбекистан | 19:26 / 21.11.2018
17417
13 минут чтения

Эксперт рассказал, как санкции США ударят по Узбекистану

Колумнист Московского Центра Карнеги, член экспертного совета «Буюк келажак» Рафаэль Саттаров рассказал корреспонденту Kun.uz о санкциях против России и интересах Узбекистана.

- Серьезны ли санкции США против России и как они повлияют на российскую экономику?

- Надо понимать, что, когда вводят санкции экономические и технологические развитые страны - против более отстающей стране – это всегда серьезный вызов. Не было такого в истории случая, когда страна, находящаяся под санкциями, могла спокойно развиваться и процветать. Да, есть масса примеров относительно того, что такие страны как Северная Корея и Иран вопреки многим ожидания не впали в коллапс и эти меры не привели к распаду режима. Эти режимы вполне для себя успешно кое как держат в стабильном курсе отдельные сферы в социально-экономической жизни страны, но это не означает, что эти страны процветают, и вряд ли кто-то даст гарантию того, что они спокойно будут процветать несмотря на жесткие ограничения со стороны США и его союзников. Даже Советский Союз, в ту эпоху вторая экономика мира, и несмотря на всякие пропагандистские штучки типа «Господин Рейган, на все ваши санкции труба!», не смог избежать негативные влияния от введенных санкций. Поэтому, если кто-то говорит, что санкции неопасные, и вполне можно пережить сносно, то мягко говоря этот человек гоняет пургу, и не в полной мере знаком с историей.

Введенные санкции против России не сулит ничего хорошего в плане экономического рывка России, ведь ограничения вводятся на операции с госдолгом, нанося удар по энергетики, то есть по ключевой для экономики России сферы. К тому же, и демократы и республиканцы в этом плане действуют в консенсусе и слаженно. Когда в августе этого внесли законопроект «Об усилении НАТО, борьбе с международной киберпреступностью и наложении дополнительных санкций на Российскую Федерацию», инициаторами этого закона выступили такие ключевые «акулы» американской политики как Роберт Менендес (демократ, от штата Нью-Джерси), Линдси Грэм (республиканец, от штата Южная Каролина), покойный Джон Маккейн (республиканец, от штата Аризона, умер 25 августа 2018 года), Кори Гарднер (республиканец, от штата Колорадо), Бен Кардин (демократ, от штата Мэриленд), Джин Шахин (демократ, от штата Нью-Гэмпшир). Тем не менее, пока законопроект не принят, хотя предполагалось, что конгрессмены примут закон до начало промежуточных выборов. Выборы прошли, и по разным данным, до конца текущего года Конгресс США вряд ли успеет принять данный законопроект с драконовскими ограничениями для России. Но не стоит питать лишние иллюзии, так как демократы, получившие большинство в Конгрессе настроены крайне враждебно Путину, следовательно, после рождественских каникул законопроект все-таки примут, а это действительно будет большим вызовом для российской экономики.

- Каким образом изменения в экономике России повлияют на Узбекистан?

- С Россией нас связывают конечно многие вещи. Во-первых, пока Россия сохраняет инвестиционное лидерство в Центральной Азии только в Узбекистане. Здесь же присутствуют и развивают различные энергетические компании РФ в лице «Газпрома» и «Лукойла». К тому же развернули активность компании, аффилированные с такими российскими олигархами как Усманов и Махмудов. Россия большой если не основной рынок для сельхоза товаров и автомобилей Узбекистана, более того, там же работают наши соотечественники, вносящие основной вклад в социально-экономическую стабильность страны. Поэтому углубление кризиса в России не в интересах Узбекистана. Ведь вряд ли сегодня наше правительство готово создать столько рабочих мест для наших трудовых мигрантов в России. Для этого нам необходимо создать своеобразное «немецкое чудо», умноженное с экономическим чудом Японии.

- Что можете сказать о товарообороте Узбекистана и России, а также торговых отношениях Узбекистана с США?

- Когда только-только набирался оборот кризис с Украиной в начале 2014 года, многие российские аналитики отмечали, что для России самый большой вызов — это не крушение экономических отношений с США, а с ЕС. Сегодня торговый оборот между РФ и США 1 полугодии 2018 года товарооборот России с США составил 12 074 054 721 долларов США, увеличившись на 10,59%, по сравнению с аналогичным периодом 2017 года. С Европейским Союзом товарооборот в январе-июне 2018 г. составил 144 млрд. долларов США и вырос на 21,5%. Тем не менее, это не совсем то, что было до 2014 года.

Последние цифры по товарообороту между Узбекистаном и Россией от 2017 года показывают 3,7 млрд. долларов США.В январе-июле этого года он также вырос на 32%. По словам помощника Путина, Москва собирается увеличить цифру до 5 млрд. долларов США.

Торговый оборот Узбекистана с США также показывают позитивную динамику, показав в 2018 году цифру почти 300 млн. долларов США, тогда как за весь 2017 год она составила 210,2 млн. долларов США. Конечно, пока торговый оборот с США не на таком уровне как с Россией или Южной Кореей, именно поэтому коллапс российской экономики пока не в интересах Узбекистана.

- Курс рубля постепенно поднимается и опускается. Каким образом ослабление рубля может повлиять на финансовый рынок Узбекистана?

- Я не такой большой специалист по финансовому аспекту, и вряд ли смогу раскрыть полностью этот вопрос. Так что, прошу прощения у читателей, если ответ мой покажется не слишком уж профессиональным. Наиболее сильное влияние оказывают на жизнь государств региона Центральной Азии только две валюты: рубль и доллар. Как только происходит ослабление или усиление российского рубля на финансовом рынке, валюты региональных государств реагируют на эти факторы. То есть курсы идут следом за российским рублем и одновременно уязвимы к геополитическим стрессам, связанным с Россией.

- Против многих российских компаний введены санкции. Есть вероятность того, что санкции также введут против тех компаний, которые сотрудничают с российскими. Есть ли сотрудничающие с Узбекистаном российские компании, которые находятся под санкциями США?

- Безусловно. Их масса и долго перечислять. Приведу некоторых из них. Мы сотрудничаем с такими российскими госкомпаниями, которые попали под американские санкциями, как Рособоронэкспорт; «Калашников»; ОАО «Научно-производственная корпорация Уралвагонзавод», разработчик и производитель военной техники; «Радиоэлектронные технологии», производящий авионику и средства радиоэлектронной борьбы; «НПО Базальт», производящий боеприпасы; Газпромбанк, который, кстати говоря, будет финансировать строительства сети дошкольных детских заведений,и реализацию проекта проведения геологоразведочных работ на инвестиционных блоках Сечанкуль, Акджар и Чимбай, разработки месторождений Урга, Акчалакской и Чандырской группы в Узбекистане.

- Как санкции США повлияют на соседние страны? Кто понесет наибольший ущерб?

- Риски мы несем еще с 2014 года, то есть с того периода, когда курс рубля упал, а покупательная способность россиян сократилась. Просто если посмотреть, как не смогла продать свою продукцию такая госмонополия как Ravon (GM Uzbekistan), или как снизились денежные переводы наших трудовых мигрантов в России. Риски несут и казахстанские производители, особенно мясомолочной сферы. То есть, нет такой страны региона, которая смогла избежать негативного влияния от введенных санкций против России.

- Каким образом санкции США могут повлиять на инвестиционный климат стран Центральной Азии, в том числе на Узбекистан?

- Если честно, инвестиционному климату больше всего негативно влияли и продолжают влиять наши собственные ошибки, чем санкции. Такие негативные факторы как незащищенность имущества и прав инвесторов, непотизм, откаты, коррупция, произвол силовиков и чиновников - больше всего снижают инвестиционную привлекательность Центральной Азии.

- Что надо сделать, чтобы не попасть под влияние санкций?

- Опасность высокая. Давайте начнем с того, что у нас вообще нет ни специалистов по санкциям, ни специалистов по лоббизму. Их у нас не то что не готовят, эти сферы вообще ни в одном нашем вузе не изучаются. Знания по санкционным механизмам или по лоббизму у нас находятся на обывательском уровне. Даже в России, в самой сильной экономике в СНГ, специалисты по этим сферам начались проявляться только с 2014 года.В этом наша главная беда, хотя имея такие связи с Россией по всем параметрам, а также «усыновляя» таких олигархов как Усманов, который может попасть под санкции США (вариант полностью не исключается), у нас до сих пор не поставили на рельсы изучения проблем сакционной политики.

Реальность такова, что мы можем попасть под санкцию в рамках закона Countering America’s Adversaries Through Sanctions Act (CAATSA) или как «Закон о противодействии противникам Америки посредством санкций». Американская сторона начинает вводить ограничительные меры в отношении китайской стороны из-за военно-технического сотрудничества с Россией, особенно с Рособоронэкспортом. Даже такие традиционные покупатели военно-технической продукции России Индия и Индонезия не смогли в полной мере вывести себя из-под действия американского закона. Узбекистан в 2015 году заключил соглашение, по которому Москва обязалась провести модернизацию вооруженных сил Узбекистана, в нашей стране активизируются российские олигархи Усманов и Махмудов, тесно связанные с Кремлем, и кто-то даст стопроцентную гарантию того, что из-за таких факторов страны «постсовка», в том числе и наша страна не попадут под санкции США?

Что делать? Так хотя бы изучать и анализировать риски, а не тешить себя иллюзиями, считая себя какой-то особой страной, вокруг которой крутятся мир и галактика. Прилагать лоббисткие усилия, поставить на рельсы подготовки специалистов по лоббизму и санкционной политики и механизму. Подготовка таких специалистов весьма сложная задача, и требует много времени, и начинать нужно было давно, вместо изучения там всяких бесполезных предметов.

К примеру, Азербайджану удалось вывести проект «Южный газовый коридор» из-под действий санкций США против Ирана, и санкции не коснутся проекта «Южный газовый коридор». Как это удалось? Лоббистcкие усилия энергетических гигантов в лице SOCAR и BP принесли результаты, и они смогли донести до окружения американского президента, что не стоит подрывать позиции нового проекта, который сможет послужить энергетической независимости американских союзников. В то же время распоряжение Дональда Трампа по ЮГК показывает, что со стороны США имеется понимание, что данный проект составит конкуренцию российским проектам в Европе, и отвечает требованиям атлантического сообщества по избавлению европейских стран от монополии импорта российского газа. Азербайджан, который уступал армянскому лоббизму, сегодня по признанию такого видного российско-армянского специалиста по лоббизму Арега Галстяна, вполне вытесняет и дает отпор противнику. По этой причине, надо всегда быть начеку и каждый раз изучать политические риски и обновлять свои знания, приспосабливая себя под требования современности.

Новости по теме