Шавкат Мирзиёев: Итоги двух лет
Прошло вот уже как два года с момента смены политического климата в Узбекистане. С приход к власти Шавкат Мирзиёев, засучив рукава, взялся за реформирование целого спектра направлений государственной политики, начиная от имиджа страны и сближения с соседями и кончая экономической и кадровой политикой и борьбой против коррупции. Давайте взглянем, насколько ему удалось достичь поставленных целей и с какими трудностями он столкнулся за два года его президентского срока.
Головокружительный рывок
Приход Шавката Мирзиёева ознаменовал ветер перемен, который кардинально изменил представление международного сообщества об Узбекистане и направил состояние напряженности между Центральноазиатскими странами в сторону регионализма.
Продвижение имиджа страны является той областью, где Узбекистан больше всего и преуспел. Динамичные изменения, происходящие в Узбекистане при новой администрации, – в области свободы слова (активизация СМИ, аккредитация журналиста «одиозного» Голоса Америки в Узбекистане и т.д.); парламент начал не соглашаться с исполнительной властью; искоренение детского труда, либерализация экономики и валютного рынка, и многое другое стали «месседжом» Западу, что Узбекистан намерен построить демократическое общество.
Результат, вроде, неплохой. Во-первых, в аналитических кругах Америки и Европы начали лестно отзываться о Шавкате Мирзиёеве, называя его реформатором. Недавно даже Институт Центральной Азии и Кавказа презентовал новую книгу под названием «Uzbekistan's New Face», где отмечаются новые реформы и рывки в сторону регионализма. Во-вторых, Узбекистан «достучался» до дверей Белого Дома. Последний визит Мирзиёева в Вашингтон нужно рассматривать не только с точки зрения каких-то экономических или иных прагматических целей, но и продвижения имиджа Узбекистана, так как попасть в престижный Овальный кабинет по личному приглашению его хозяина – задача не из легких. В-третьих, растет экономический интерес Западного мира. Например, визит министра торговли США Уилбура Росса в Ташкент свидетельствует об экономической заинтересованности Америки в Узбекистане. В-четвертых, Узбекистан начали исключать из разных «черных списков». Например, совсем недавно Узбекистан исключили из списка стран, вызывающих особую «обеспокоенность» и из списка нарушителей религиозных свобод и поставили в «список специального наблюдения».
Немалых успехов Узбекистан достиг и во внешней политике. Отношения с соседями, которые долгое время находились в напряженном состоянии, с приходом Шавката Мирзиёева перешли в добрососедскую фазу. Радует глаз, видя как машины с казахскими, кыргызскими, таджикскими и туркменскими номерами вносят «Центральноазиатский оттенок» в трассы Ташкента и других городов страны. Более того, в аналитических кругах даже заговорили хоть и о малой, но все-таки, вероятности интеграции региона.
Имидж президента среди узбекского народа поднялся до «небес». В период пребывания на посту премьер-министра, Ш. Мирзиёев не показывался на экранах телевизора, да и мало кто его знал в лицо. Появление виртуальной приемной президента стало буквально чудом для народа, т.к. за все эти годы просто накопились нерешенные проблемы у народа, и не к кому было обратиться, точнее никто их не слушал. После появления этой платформы, хлынул огромный поток обращений именно в портал президента, а виртуальные приемные других представителей власти, на его фоне, зачастую оставались вне поля зрения наших граждан, т.к. обратиться к президенту, по их представлению, было эффективнее. В самом деле, большинство адресованных президенту просьб и обращений не просто рассматривались, а моментально решались. Это в свою очередь положительно отразилось на имидже президента, и он заработал доверие народа.
С другой стороны, однако, у людей появилось ложное представление о государстве – президент в лице государства стал исполнителем желаний. Просьбы, наподобие «я не могу оплатить сумму контракта за обучение, пожалуйста, господин президент, помогите; нам негде жить; нет денег на операцию» и т.д., вначале решались моментально. В результате, Шавкат Мирзиёев сделался исполнителем желаний. Но когда «сезон подарков» пришел к концу, люди перестали видеть пользу в портале. Например, я недавно наткнулся на разъяснительную программу по телевидению, где говорилось, что обращение через виртуальную приемную вовсе не означает моментальное решение проблемы, а это создано для удобств в том плане, что теперь не надо стоять в очередях, а можно дистанционно обратиться в соответствующий орган.
Есть над чем работать
Несмотря на головокружительный успех в вышеупомянутых сферах, экономическая реформа, антикоррупционная кампания и кадровая политика оставляют желать лучшего.
Залогом экономического развития является минимальная доля государства в экономике и максимальные условия для конкуренции. Шавкат Мирзиёев с приходом к власти решил, надеюсь, навсегда вопрос черного рынка валют и либерализовал валютный рынок, начал налоговую и таможенную реформы и т.д. Однако все это, хоть и являются острыми проблемами, оказывается частностями на фоне неблагоприятных условий для конкуренции. Опираясь на недавнее заявление Генерального директора Beeline Uzbekistan Дмитрия Шукова о монополии в сфере телекоммуникаций, можно составить общую картину о роли государства в экономике. 21 ноября стало известно, что UMS, который на 100% принадлежит государству, получает нового владельца в лица Фонда «Цифровое доверие», а также право прямого выхода на международные сети (у его конкурентов такого права нет). Шуков возмутился «упорством регулятора, который из года в год наделяет государственных операторов льготами и преференциями за счет налогоплательщиков и частных операторов». Он правильно выделил тот факт, что «во всем мире государственные предприятия, особенно в сфере сервиса, зачастую малоэффективны: они, при прочих равных условиях, используют больше ресурсов для достижения меньших результатов».
К тому же, хоть мы и часто говорим о привлечении иностранных инвестиций, однако процесс упразднения барьеров для их привлечения прихрамывает. Во-первых, как отмечает экономист Юлий Юсупов процесс устранения административных барьеров ведения бизнеса идет медленным ходом. Во-вторых, по мнению партнера инвестиционной компании Avesta Investment Group Карена Срапионова, «рынок ценных бумаг в Узбекистане — мертв» и существуют барьеры перед инвесторами, препятствующие репатриации иностранной валюты и, таким образом, демотивирующие их вкладывать свои деньги в экономику Узбекистана.
Другой неотложной задачей для Мирзиёева стала и до сих пор является борьба против коррупции. Были предприняты конкретные меры в этой области. В 2017 году вышло постановление президента о противодействии коррупции. Тот факт, что участились задержания хокимов и их замов за взятки является, с одной стороны, отражением активности государства в преследовании коррупционных деяний. С другой стороны, однако, это свидетельствует о неэффективности антикоррупционной политики. Мирзиёев очень часто затрагивает тему коррупции в своих речах, причем жестко критикуя и грозя тюремным наказанием. Более того, за два года были наказаны десятки чиновников. К горькому сожалению, последние не делают из этого никого вывода. Причиной этому, как говорится в указе об административной реформе, служит «недостаточная открытость и непрозрачность деятельности органов исполнительной власти, слабые механизмы общественного контроля приводят к чрезмерной бюрократии и различным проявлениям коррупции».
Для того, чтобы обеспечить полноценность антикоррупционной политики, помимо вышеупомянутых мер, нужно поставить во главу угла финансовое стимулирование госслужащих. Например, антикоррупционная политика отца-основателя Сингапура Ли Куан Ю заключалась не только в жестком преследовании коррупционных преступлений, но и в стимулировании государственных чиновников, установив высокую зарплату. В итоге, он не только очистил правительство от коррумпированных чиновников, но и смог привлечь талантливых людей из частного сектора.
Самой трудной задачей для президента Узбекистана стала нехватка высококвалифицированных кадров. Мы очень часто слышим в новостях о бесконечных увольнениях и назначениях, что свидетельствует об острой нехватке кадров. На недавнем собрании по кадровым вопросам Мирзиёев отметил нехватку специалистов для поддержания темпа проводимых реформ в стране. В итоге, он принял решение создать фонд, который будет спонсировать обучение в зарубежных вузах по магистерским и докторским программам, по программам обмена и стажировок.
Год назад, осознавая критичность нехватки кадров, Мирзиёев в рамках рабочего визита в Нью Йорк встретился с группой наших соотечественников, проживающих в США. Президент страны призвал их вернуться на родину и внести свою лепту в развитие страны. Были те, которые положительно откликнулись на его призыв, однако его усилия в большей степени оказались тщетными. Проблема здесь снова в финансовом стимулировании: государство еще не готово удовлетворить их материальные потребности и обеспечить такой же уровень жизни, чем они пользуются сейчас, занимая высокие посты или же управляя крупным бизнесом в стране пребывания. Но все же, создание Экспертного совета Buyuk Kelajak является позитивным шагом в этом направлении, так как члены этой платформы своими инновационными идеями пытаются помочь государству.
Проблема здесь, однако, не ограничивается привлечением нашей диаспоры, проживающей за границей, но правительство должно пресечь и утечку мозгов. Не секрет, что стремление большинства студентов престижных учебных заведений отучиться за рубежом и, причем, остаться там навсегда стало закономерностью. Проблема, по моему мнению, заключается, во-первых, в низком уровне образования, и, во-вторых, низком уровне заработной платы в Узбекистане.
В целом, за два года Шавкат Мирзиёев смог завладеть сердцами и умами своего народа, и Узбекистан, благодаря активной внешнеполитической деятельности Ш. Мирзиёева, сделался краеугольным камнем регионализма в Центральной Азии. Но несмотря на все его успехи, такие вопросы, как создание конкурентной среды и уменьшение доли государства, нехватка кадров и коррупция до сих пор остаются злободневными, над которыми ему еще придется поломать голову.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Акромов Отабек, студент 5-курса Университета мировой экономики и дипломатии. Является выпускником Школы права и политических наук (NUPACE) Нагойского Университета, Япония. Автор более 10 научных публикаций в научных журналах и интернет-сайтах. Автор монографии «Putin’s Russia in the Making of a New International Order: An English School Perspective».