Узбекистан | 19:08 / 31.12.2018
2125
11 минут чтения

На стыке двух календарных лет: Каким был 2018 год для туристической отрасли Узбекистана?

На пороге 2019 год и очень скоро стрелки часов ознаменуют наступление нового года. Период на стыке двух календарных годов является не только возможностью для праздничных мероприятий, но и поводом для подведения итогов года уходящего. Представители Ассоциации частных туристических организаций Узбекистана (АЧТО) решили воспользоваться ситуацией и задать несколько вопросов, которые помогут выявить произошедшие изменения на рынке туристических услуг в 2018 году и сделать попытку заглянуть в ближайшее будущее туристической отрасли Узбекистана. На вопросы ответили: директор компании "Vantage Focus" Дилмурод Сабиров (Д.С.), директор компании "Silk tour" Зироат Расулова (З.Р.), директор компании "NOVOTOURS SILK ROAD" Одилжон Раупов (О.Р.), генеральный менеджер отеля Miran International Фарход Тоштемиров (Ф.Т) и управляющий партнер "HOTELIOS", сайтов OrexCA.com и Otpusk.uz Леонид Ибрагимов (Л.И.).

- На излете год 2018. Расскажите, каким он был для вас в профессиональном плане. Отметьте наиболее важные и яркие события, которые произошли с вами в уходящем году.

Д.С.- Год для нашей компании был очень удачным. Не буду вдаваться в подробности, но мы чувствуем в наших объёмах влияние всех тех изменений, которые происходят в Узбекистане. Самое яркое событие, это начало сотрудничества с ведущей компанией Сингапура с обслуживанием тура для 120 туристов в один заезд.

З.Р. - 2018 год в профессиональном плане был весьма насыщенным и продуктивным для нашей компании в частности и туристической отрасли Узбекистана в целом. Особо хочется отметить:

1. Введение безвизового режима для туристов;

2. Упрощенный порядок получения виз. Упорядочение системы получения электронных виз;

3. Увеличение железнодорожных рейсов, обновление и ремонт вагонов состава поездов;

4. Оформление и проведение международных и локальных фестивалей, конкурсов;

5. Введение туристической полиции, которая конкретно помогают в особенности тем туристам которые прибывают в Узбекистан по индивидуальным программам;

6. Чистота улиц во всех туристических городах Узбекистана, а также установка урн на улицах городов.

Л.И. - Год 2018 стал для нашей организации прорывным. Мы стали развивать новые рынки, увеличили штат, переехали в более просторный офис.

О.Р. - В профессиональном плане год был нелегким. Ярких событий, наверное, в моем случае не было. Но, запомнилось то, что в стране продолжаются реформы и мы должны идти в ногу со временем. Думаю, что предпринимательское сообщество гибко и быстро перестроится, чего, конечно же, хотелось бы пожелать представителям государственной власти на местах.

Ф.Т. - Год 2018 был для нашей организации весьма плодотворным и успешным. По сравнению с показателями 2017 года мы отметили рост количества зарубежных туристов, которые остановились в нашем отеле, более чем в 2,5 раза. А это очень хорошие показатели для любого бизнеса. В основном в нашем отеле останавливаются гости из европейских стран. Чаще всего это туристы из Италии, Испании, Германии, Голландии, Бельгии и Англии. Также следует отметить рост числа туристов из Турции, Японии и Объединенных Арабских Эмиратов.

Какие события и тренды, на ваш взгляд, оказали сильное влияние на развитие туристической отрасли в Республике Узбекистан?

З.Р. - Самое сильное влияние на развитие туризма оказали следующие факторы:

·  комплекс мер по улучшению обслуживания туристов в Узбекистане, упрощенный порядок получения виз;

·  конкурентоспособные цены;

·  реальная работа "зеленого коридора" в аэропортах и аннуляция заполнения деклараций со стороны туристов.

И конечно, главное, это - спокойствие и мир в нашей стране.

О.Р. - Не знаю как насчет трендов, но выделить события, которые оказали влияние на развитие туротрасли можно:

·  введение электронной визы;

·  введение льгот на ввоз некоторых категории автотранспортных средств для туристических целей;

·  открытие дополнительных контрольно-пропускных пунктов;

·  упрощение регистрации и пребывание на территории Республику Узбекистан иностранных туристов и другое, что положительно повлияло на увеличение потока туристов в нашу страну.

Д.С. - Отмена виз и введение электронных виз.

Л.И. - Упрощение процесса получения виз, отмена виз, ввод E-Visa, льготы и преференции для отелей и транспортных компаний. Радует усилие промоушена тур потенциала Узбекистана.

Ф.Т. – Появление возможности для иностранных туристов брать автомобили в аренду, что расширяет возможности для путешественников.

Какие факторы тормозят поступательное развитие сферы туризма в нашей стране?

О.Р. - В целом таких факторов много, но, на мой взгляд, один из основных это - отставание развития туристической инфраструктуры, бюрократия и волокита на местах. В республике ощущается нехватка гостиничных мест, гидов-переводчиков, железнодорожного и авиатранспорта, неразвитая придорожная инфраструктура и т.д. Появилось даже такое понятие как “over tourism”, когда туроператоры не смогли удовлетворить спрос в сезоне. 

Д.С. - Следует отметить монопольное положение и диктат условий Узбекских авиалиний, которые не дают возможности другим авиакомпаниям заходить на рынок и/или делать тарифы по своему усмотрению. Это делает тур в Узбекистан относительно дорогим, и туристы в итоге, выбирают другие направления.

Слабое продвижение Узбекистана в ключевых странах. Посольства Узбекистана за рубежом, в тех странах, которые потенциально поставляют туристов в Узбекистан, должны иметь одного сотрудника от Госкомтуризма, который должен заниматься только продвижением направления всевозможными средствами как медиа, соц. медиа ресурсы, работа с туроператорами и агентствами.

Л.И. - Их несколько. Во-первых, это отсутствие профильного образования и опыта у менеджеров и чиновников, призванных развивать туризм. Вторым негативным фактором является отсутствие или не совсем слаженная работа центра по координации развития туризма.

Также следует отметить нежелание чиновников прислушиваться к советам опытных туроператоров и отельеров. Пока очень многое остается на словах и в протоколах собраний. Беспокоит отсутствие мер и предпосылок для них, направленных на развитие тур компаний как основных участников отрасли. Кроме того, сильным тормозящим фактором для развития отрасли служит высокая стоимость билетов на международные рейсы и малое количество внутренних рейсов.

З.Р. - Следующие факторы тормозят поступательное развитие сферы туризма в Узбекистане:

Законы принимаются без учета специфики туризма, например, введение НДС. Введение этих нововведений в конце года сильно влияет на объем прибывающих туристов в Узбекистан,  ибо цены и даты уже опубликованы и изменение цен в сторону увеличения сильно влияет на материализацию групп, а страны которые только ввели Узбекистан в свой каталог будут его снимать, тем самым это приведет к резкому снижению объема туристов в 2020 году.

Какие инновационные решения и тренды помогут повысить туристический потенциал Узбекистана в 2019 году?

З.Р. – Я вижу несколько решений, которые помогут дать туристической индустрии новый толчок для развития.

1. Поэтапное введение новых законов в практику;

2. Увеличение количества вагонов в составе поездов;

3. Обеспечение нейтральных зон на границах для транспортных средств;

4. Создать систему выделения дизельного топлива для туристических компаний, которые имеют на балансе автотранспорт;

5. Необходимо обеспечить маркировку дорог на маршрутах в населенных пунктах Дербенд, Ухум, Хайят, Асраф.

Ф.Т. – Как я уже отмечал выше, год 2018 был очень успешным для нашей отрасли. Количество туристов, посетивших нашу страну, поступательно росло. Поэтому следует сделать все шаги,чтоб эта позитивная тенденция сохранилась.

О.Р. - У въездного и внутреннего туризма очень высокие шансы повысить свой вклад в ВВП страны. Некоторые наши предложения уже озвучены регулятору. А если говорить о трендах, то туристам в нашей стране надо дать “почувствовать себя местным жителем” и к этому располагает наш менталитет и многовековые традиции гостеприимства.

Л.И. – Мне кажется, что у нижеследующих решений имеется высокий потенциал:

1. Государственно-частное партнерство в реализации инновационных проектов, направленных на развитие тур отрасли.

2.Системы бронирования отелей и билетов на поезда и самолеты, музеи и объекты, интересные для посещения туристов.

Д.С. – В этом направлении могут помочь следующие решения:

1. Объявление режима «свободного неба» не только для аэропортов отдельных городов, но в целом Узбекистана;

2. Внедрение системы гос.субсидирования зарубежного туроператора отправляющего туристов в Узбекистан, для групп свыше 100 человек в одном рейсе по $100/чел. как это делают другие страны (например, Япония - $150/чел, Турция $50/чел. и т.д.). Это даст мощный толчок к увеличению чартерных рейсов.

Новости по теме