«Не стреляйте в юмориста, он смешит вас как умеет!» Новые хозяева узбекской сцены
Хорошо, что мы решили написать о своих впечатлениях от концертной программы группы «Браво» не сразу, а спустя некоторое время. Пару недель мы с удивлением наблюдали за тем, как в соцсетях «Браво» ругали на чем свет стоит. Тысячи постов были этому посвящены. В основном, критиковали группу люди, сходившие на её концерт. Читая эти отзывы, потихоньку мы даже начали проникаться сочувствием к незадачливым юмористам.
Интересно, что, несмотря на большой объем критики, количество народа, просмотревшего их выступление в Интернете, либо купивших диски с записями было тоже немалым.
Так как же можно оценить выступления группы?
Известные критики-искусствоведы никак не отреагировали программу группы «Браво», представленную зрителям в концертном зале "Дружба народов" и показанную по телевидению. Оно и понятно... Отношение этой программы к искусству не разглядеть и под микроскопом. Язык не поворачивается даже сравнить их с такими корифеями сатиры и юмора, как Сойиб Хужаев, Эргаш Каримов, Мухиддин Дарвешов, Рустам Хамрокулов или Хожибой Тожибоев. Эти артисты изобличали пороки общества и шутили над человеческими слабостями. Группа «Браво» же, не долго думая, установила "планку" соответственно своим способностям - ниже пояса.
О программе
Поставив перед собой цель - создать шумиху и завоевать дешево, но быстро популярность у молодой публики, «Браво» взяло на вооружение пошлые шутки и нецензурщину. В какой-то степени, их расчет сработал.
Один из активистов группы Отабек Мирзахолов перед концертом заверял, что никаких шуток "ниже пояса" не будет, однако, только концерт начался, на зрителей обрушился град пошлостей, повторить которые в обществе не рискнет ни один приличный человек.
Однако, зрители в зале, над этими "шедеврами словесности" покатывались со смеху. Среди таких были и люди известные и заслуженные. Не иначе, они не подозревали о содержании сценария этого представления. Надеемся, что так оно и было...
Телевидение называют средством массовой информации именно потому, что его смотрят массы людей. Существует градация телепрограмм, которые могут смотреть зрители в зависимости от их возраста. Ну, например "+18". И на нашем ТВ вам вряд ли посчастливится увидеть хоть один самый невинный поцелуй, просиди вы хоть весь день перед экраном.
Для программы же группы «Браво», которую транслировало телевидение еще не придумали категории. Мы предлагаем такие: "Осторожно, завянут уши!" или "Для не особо чувствительных", ну или хотя бы "Не для семейного просмотра".
Использовав в качестве орудия отношения между двумя полами, не предназначенные для чужих глаз и ушей, опошлив и извратив их, группа «Браво» не стесняясь заставила устыдиться за неё других достойных людей.
Поневоле возникает мысль, а есть ли у этих людей родители, братья и сёстры, дети? Мысль о том, как бы мои дети не увидели где-нибудь этот "шедевр".
Группу «Браво» можно было бы и похвалить за такие сценки сатирического характера, как "В кишлак пришло телевидение" или "Жениться надо на богатой", да только в общей структуре программы они занимают десятую часть.
В этом вина не только «Браво»
Заранее предупреждаем, данная статья не претендует на искусствоведческий анализ, а представляет лишь журналистское размышление о развитии современной узбекской эстрадной сцены.
Узбекское искусство представления никогда не испытывало дефицита в талантливых драматургах, режиссёрах и актёрах. Театральное искусство появилось у нас в начале прошлого века и одними из основоположников были Авлоний, Бехбудий, Фуркат. В дальнейшем свою бесспорную лепту внесли Хамза, Маннон Уйгур, Аброр Хидоятов и другие.
Еще раньше возникло групповое искусство юмора и сатиры. Старшее поколение помнит и любит такие сценические произведения, как «Тошболта ошик», «Олтин девор», «Келинлар кузголони», «Темир хотин».
А аския – вид узбекского устного народного искусства, представленного в форме диалога между двумя или более участниками, которые соревнуются в острословии, которое ЮНЕСКО включило в список нематериального культурного наследия человечества? На всю страну известны такие аскиячи, как Юсуфжон кизик, Мухиддин кизик, Абдулхай Махсум, Мухиддин Дарвешов, Сойиб Хужаев, Эргаш Каримов, Рустам Хамрокулов.
Из современных мастеров, продолжали и продолжают славные традиции Хожибой Тожибоев, Обид Асомов, Мирзабек Холмедов. Созданные ими группы «Мирзо театри», «Обид шоу» с разной степенью успеха продолжают славные традиции в этой области культуры. И, кстати, нельзя сказать, что эти группы не имеют в своём репертуаре весьма двусмысленных шуток. Но, вместе с тем, они способны наводить зрителя на раздумья и анализ.
А "Театр одного актёра" незабвенного мастера Хожибоя Тожибоева своей острой сатирой давал обильную пищу для размышлений у зрителя.
Люди издавна нуждались в сценических представлениях. Это хорошо знали и политики и государственные деятели и создавали для этого определенные условия. В настоящее время узбекские театры не в состоянии удовлетворять спрос людей в современном и востребованном искусстве сцены. Уже и не припомнишь, когда в последний раз хотя бы один из более чем 40 театров страны отметился громкой премьерой, ставшей событием в театральной жизни. Видимо, нет хороших драматургов и режиссеров, либо актеров. И это при том, что ежегодно Институт культуры и искусства оканчивают около 100 студентов. Есть ли среди них режиссеры и актеры, способные завлечь зрителя в театр?
Шоу должно продолжаться
Сцена никогда не опустеет. И те, кто очень хочет на нее подняться, рано или поздно там и оказываются.
Такие группы, как «Браво», «Миллион», «Дизайн» - тому пример. Сейчас они могут собрать зрителя хоть на десятидневные гастроли. Выходит, они, не будучи профессионалами, обошли дипломированных актеров. То есть, залы, которые не могут заполнить профессионалы, успешно заполняют напористые любители.
Да, выпускники театральных вузов могут сказать "это не искусство!" и привести в пример тех же Аброра Хидоятова, Шукура Бурхонова, Хамзу Умарова, Аббоса Бакирова. Не спорим, но разве не должно развиваться в ногу со временем и сценическое искусство?
Хуже всего то, что современный молодой зритель будет считать искусством именно творения таких групп как «Браво». А спектакли "Король Лир", "Ревизор", "Гамлет" и прочая классика покажется непонятными и неинтересными для выросшего на популярных "юмористических" представлениях поколения. Но это чересчур мрачный прогноз. Еще не все потеряно, еще есть время для популяризации искусства.
Заключение
Возвращаясь к пресловутому концерту группы "Браво" мы хотим, не умаляя энергию и предприимчивость группы, просто попросить их пожалеть ожидания и нервы зрителей старшего поколения, наших матерей, сестер и детей, пришедших отдохнуть и повеселиться в концертный зал.
А возмущенным зрителям напомним, что в своё время на Диком Западе в ковбойских салунах, где отдыхали охотники за американской мечтой, над местом, где располагался пианист, вешали табличку "Не стреляйте в пианиста! Он играет, как умеет". Вот только на Диком Западе не было институтов культуры.
Элмурод Эрматов
Новости по теме
23:54 / 04.10.2024
В Узбекистане предлагают ввести обязательное согласование сценариев концертов
10:12 / 26.11.2023
Перед концертом Jah Khalib в Ташкенте образовалась давка — видео
13:16 / 13.07.2023
В некоторых учебных заведениях будет открыто направление «Искусство аския и юмора»
08:57 / 07.07.2023