Узбекистан | 10:57 / 06.03.2019
8686
28 минут чтения

Как попасть в международные рейтинги учёным и университетам Узбекистана? Интервью с региональным директором Elsevier Алией Оспановой

Недавно состоялась церемония награждения ScopusAwards, посвященная награждению лучших узбекских ученых и университетов. Это первое мероприятие в Узбекистане в этом направлении. Победители выбираются в соответствии с научными статьями, опубликованными в научных журналах Elsevier. Kun.uz взял интервью у регионального директора Elsevier по Центральной Азии Алии Оспановой, чтобы повысить осведомленность узбекских ученых и представителей университетов.

Видео: Mover (tas-ix)

Видео: Youtube

- Недавно прошла первая церемония вручения ScopusAwards лучшим учёным и университетам Узбекистана. Для начала, давайте уточним, что такое Elsevier и что такое Scopus?

- Elsevier - на сегодняшний день самая большая в мире научная компания. Основной целью нашей компании является развитие науки во всём мире. Мы были созданы в 1880 году и, с того самого момента по 2019 год, наши журналы считаются одними из высокочитаемых и высокоцитируемых в мире. У них самый высокий в мире импакт-фактор (численный показатель важности научного журнала - ред.), т.е. если говорить другими словами, то статьи учёных Узбекистана, которые публикуются в наших журналах, набирают в среднем от 9 до 11 цитат, что является очень высоким показателем. Сейчас возможность, которую предоставило Министерство высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан всем университетам в стране: доступ к нашим инструментам, бесплатное скачивание всех наших журналов, научных статьей, а также публикации в журналах. Это, в первую очередь, возможность публиковаться учёному из Андижана в одном журнале с учёным из Стэндфорда, аучёному из Гарварда читать научные статьи учёного из Ферганы. Я думаю, это колоссальная возможность, которая стирает все границы и помогает узбекской науке стать именно интернациональной.

- Давайте, разъясним касательно подсчёта коэффициента, как он рассчитывается? Как попасть в рейтинг нашим молодым учёным, которые не очень разбираются в таких процессах?

- Scopus - это самая авторитетная в мире научно-аналитическая рейтинговая платформа, которая позволяет составлять рейтинг авторов, учёных, рейтинг журналов, организаций, рейтинг стран. Если говорить о том, как туда попасть, то основная задача, которую нужно выполнить - это написать научную статью. Для того, чтобы расти в рейтинге необходимо, чтобы это научная статья набирала цитат, чтобы на неё ссылались, чтобы о ней говорили. Это будет свидетельствовать о том, что она на самом деле имеет важность для научного сообщества. Таким образом, у нас образуются рейтинги.

Алия Оспанова

- Говорят, что публиковать научные статьи в Scopus'е очень дорого. Прокомментируйте, пожалуйста это.

- Это очень важный вопрос. Мне бы хотелось сказать, что я очень часто сталкиваюсь с этим. У меня спрашивают: “Сколько стоит опубликоваться в Scopus'е? Почему так дорого?” Называют разные цифры, например, 200 или 300 долларов. На самом деле публикация в Scopus'е - бесплатна. Для того чтобы публиковаться в Scopus'е не нужно ничего платить! Есть отдельная линия журналов, 20 процентов, это журналы OpenAccess, но эти журналы не пользуются популярностью в Узбекистане. Как правило, та проблема, с которой я сталкиваюсь здесь - это незнание учёных, они полагаются на слухи типа «я услышал от друга, что для того, чтобы публиковаться в Scopus'е нужно заплатить человеку «X», скажем, 200 долларов, тогда статья в Scopus'е появится». Это фейк, это неправда! Для того чтобы публиковаться в Scopus'е ничего не нужно платить вообще. Всё абсолютно бесплатно.

- В рамках церемонии вручения ScopusAwards было сказано, что в дальнейшем Узбекистан трансформирует свою систему высшего образования в образовательный хаб Центральной Азии. Как, по вашему мнению, выросла наука в Узбекистане за этот год?

- Это однозначно правильно сказано, потому что, сейчас, имея возможность доступа к мировым научным ресурсам, Узбекистан уверенно формирует фундамент для создания образовательного хаба в стране. Что есть в Узбекистане? Первое, это - историческое преимущество, преимущество научных открытий, здесь это генетически заложено. Университеты готовы развивать научно-исследовательскую деятельность, они хотят этого. Народ этого ждал. Сейчас, ежедневно общаясь с ректорами университетов, я вижу, что они готовы к этому. Раньше они не знали, как это сделать. А сейчас у них есть фундамент.

Каким образом мы создаем образовательный хаб в научном плане? Это в первую очередь - совместная научная публикация с узбекскими учёными. Мы научили их искать правильных коллаборантов, мы научили их тому, как улучшить узбекские научные журналы для того, чтобы другие учёные мира хотели писать статьи в них. Вот это и есть тот фундамент, та площадка, которая создана в Узбекистане. А также другие учёные из других стран, например из Таджикистана, Туркменистана, у которых нет доступа к научным ресурсам, у которых министерства об этом ещё не позаботились, сегодня приезжают сюда для того, чтобы зайти в систему и посмотреть. Потому что в Узбекистане этот доступ уже есть.

- В последнее время мы наблюдаем, что с нашими специалистами проводится очень большая работа, разные мероприятия в этом направлении, расскажите об этом.

- В первую очередь, мы начали с образовательных мероприятий. Потому, что в любом случае, когда ты впервые заходишь на рынок, народ не знает, он не привык, он не понимает, что такое научный журнал или развитие международной науки, как сделать эту интернационализацию. Поэтому, мы очень много инвестировали, продолжаем и будем инвестировать в это. Мы обучаем каждый университет «face to face». Наша цель и задача - дойти до каждого преподавателя, профессора, докторанта и объяснить, как со всем этим работать, как привести свои статьи к международному стандарту. Университеты обучаем тому, как входить в рейтинги. Помимо стандартных тренингов обучающих семинаров, мы также организовали ряд международных конференций. В рамках стартовавшего проекта «Илм-фан 2020» было проведено более пяти крупных обучающих мероприятий. Мы привозили сюда представителей международных рейтинговых агенств QS (Quacquarelli Symonds), Times Higher Education (THE), Webometrics и будем продолжать действовать в этом направлении.

За прошедший год налицо большой прогресс. Если говорить о результатах - дело в том, что наша система показывает их сразу, т.е. у нас можно эту статистику выгрузить. Если смотреть эту статистику, она растет более чем на 20 процентов из года в год, что говорит о большом, быстром росте. Я не представляю, что будет ещё через пару лет, если мы будем расти такими темпами.

- Какие проблемы наблюдаются в течение работы в Узбекистане и как можно их решить? Например, в социальных сетях мы можем видеть какого-то учёного, который недоволен своими результатами, который не смог попасть в рейтинг.

- Как правило, есть ряд недовольных учёных, которые подписаны на различные телеграм-каналы, которые говорят, например, что в Scopus'е можно опубликовать статью за деньги, гарантируют публикацию в наших журналах. Затем учёные оплачивают эти суммы денег, возвращаются ко мне и говорят: "Мы оплатили эту стоимость, но, к сожалению, моя публикация в Scopus не попала. Как нам быть? Почему её убрали оттуда?" Дело в том, что публикации никогда там и не было, этого журнала тоже не было. А та информация, которая была запущена в этом телеграм-канале, 100-процентный фейк, который учёный мог перепроверить по ISSN имея доступ к Scopus'у. Это первый момент.

Для информации: ISSN - Международный стандартный серийный номер (англ. International Standard Serial Number) — уникальный номер, позволяющий идентифицировать любое периодическое издание независимо от того, где оно издано, на каком языке, на каком носителе. Состоит из 8 цифр.

Второй момент. Если говорить о социальных сетях, есть один из распространенных случаев, который произошел с одним учёным. На самом деле, Жахонгир - выдающийся учёный, очень грамотный молодой человек, который внес колоссальный вклад в развитие урологии в Республике Узбекистан. Но в чём была его ошибка? Он не объединил два своих профиля в Scopus'е. Такое бывает, когда учёный, например, имеет имя Jakhongir и Jahongir. Они могут разделиться в зависимости от того, как он до этого подавал свои статьи в журналах - где-то он может быть написал просто через -h, а где-то - kh. Что ему нужно было сделать? Нужно было зайти в Scopus и объединить, это занимает два дня, процесс абсолютно бесплатный, из любого места можно зайти и сделать это. Когда мы извлекли информацию из системы, то выяснилось, что у него было два профиля, и поэтому он набрал меньше баллов, чем победитель. Такие прецеденты есть, поэтому мы призываем учёных время от времени заходить в Scopus, смотреть свои профили и исправлять ошибки.

- Очень отрадно, что среди победителей ScopusAwards были женщины-учёные. А какова роль женщины в науке в Узбекистане и в целом в Центральной Азии?

- Для Elsevier очень важно развитие направления Women in science (женщина в науке). Мы регулярно награждаем, отдельно мотивируем женщин, которые вносят вклад в развитие науки. На самом деле, очень много таких женщин в мире, которые совершают различные научные открытия. Если говорить о наших восточных странах, то здесь мы немножко просели. Потому что у нас, исторически, научными и исследовательскими работами занимались больше мужчины. Но сейчас, как вы уже заметили на церемонии, женщины набирают обороты. Я знаю очень много женщин, которые вносят вклад именно в Science technology and medicine (технологическая и медицинская наука). Я думаю нужно над этим работать, дополнительно их мотивировать, потому что женщине сложнее, чем мужчине в этом плане. Женщину, у которой есть муж и дети и которой также как мужчине нужно издавать научную статью, получить цитируемость и повысить свой индекс, точно нужно поощрять.

- Каковы ваши рекомендации нашим учёным и представителям университетов, чтобы попасть в рейтинги, чтобы быть ещё более активными?

- С точки зрения рекомендации, конечно, мы стараемся отрабатывать их с руководством университетов. Потому, что первая проблема, с которой мы столкнулись в Узбекистане, это именно незнание. В связи с относительной закрытостью страны, не было именно интернационализации. Например, у нас университеты хотят вступать в международные рейтинги, для чего нужны эти рейтинги? Это же в первую очередь, повышение конкурентоспособности университетов, чтобы их признавали коллеги со всего мира, чтобы знали их, стремились ехать сюда и работать с ними. Но для этого необходимо иметь фундамент и соответствовать методологии, чтобы стоять на этом рейтинговом пространстве. На сегодняшний день нет ни одного вуза в международно-признанных рейтингах университетов. Мы очень активно над этим работаем. Уверена, что следующий год нам принесёт положительные результаты, как и хотел уважаемый президент Шавкат Мирзиёев. Мы к этому уверенно идём.

- Какие университеты Центральной Азии фигурируют в международно-признанных рейтингах?

- В Центральной Азии у нас лидирует Казахстан. Казахский национальный университет имени Аль-Фараби является вторым в СНГ после МГУ. Университет занимает 220-место, обгоняя такие известные университеты, как Westminster, Inha в Южной Корее, Сингапурский университет менеджмента, Университет Джорджа Вашингтона в Нью-Йорке и т.п. Они очень долго к этому шли – 11 лет. Это возможно делать и в Узбекистане, имея базу. Но к этому нужно стремиться.

- По вашим наблюдениям, по каким направлениям ощущается нехватка учёных в Узбекистане?

- Если говорить о развитых направлениях в Узбекистане, в первую очередь это – физика, технический профиль, очень хорошо здесь цитируются физики, химики, медики. Я бы не сказала, что сельское хозяйство, с точки зрения глобальной науки, имеет очень большой вес, там есть к чему стремиться. Есть положительные изменения в направлении биологии и генетики. Очень нужно развивать социальный профиль – это педагогика, психология и т.п. В этих направлениях нужен дополнительный толчок.

- Есть такая проблема, как отсутствие закона о публикации. Как её решить?

- Это очень правильный вопрос, потому, что на самом деле нужен государственный стандарт – кому, где и как публиковаться. Взять к примеру такие страны как США, Япония, Россия, Южная Корея, Китай, Индия, Казахстан. Как Казахстан вырос? Если мы посмотрим на количество публикаций и цитат в разрезе лет, с 1996 года по 2010 год, Узбекистан уверенно опережал Казахстан всегда, в 2011 году Казахстан принял закон – стандарт о публикациях, где согласно этому стандарту, необходимо было публиковаться в рейтинговом журнале индексируемом в Scopus'е. На сегодняшний день с 2011 по 2019 год количество публикаций Казахстана выше в пять раз чем количество публикаций Узбекистана. В Узбекистане были другие стандарты. Здесь есть стандарт публикации журналов высшей аттестационной комиссии (ВАК), но к сожалению, проанализировав все эти журналы, я могу уверенно сказать, что ни у одного из них нет рейтингов в Scopus'е. Это не рейтинговые журналы. Таким образом, очень важно понимать, что у учёных для получения степеней профессора, доктора и прочих, нет определённого стандарта. Когда мы говорим о стандартах, хотелось бы добавить: есть разница между написанием статьи в обычные журналы и в рейтинговые журналы. Это не только количество страниц, хотя в журналах ВАК 4-5 страниц, а в Scopus'е – 25-30. Это сам процесс исследования, сам формат написания научной статьи и в первую очередь, это – рецензирование. О чём это говорит? Журналы, которые сейчас принимаются для защиты, это те журналы, которые не рецензируются. В них вы подаёте статью, и прекрасно знаете, кто эту статью будет читать, т.е. вы можете договориться с этим человеком, чтобы он принял её. Журналы в Scopus'е, это те журналы, которые используют double blind и single blind, т.е. это – двойное слепое рецензирование и просто одинарное слепое рецензирование либо открытое доверенное рецензирование через определенные системы, где учёный, подаёт статью рецензенту, а рецензент не знает кто этот учёный, т.е. здесь исключается процесс транспарентности. Он не знает, кто этот человек и должен смотреть только на качество написания статьи. Вот это и есть качество, то к чему мы стремимся. Поэтому, если государство ставит стандарт публикации учёных в таких журналах, т.е. это уже повышение планки. Учёный должен понимать, что он не может написать 5 страниц, подать их в любой журнал и договориться с рецензентом.

- Как вы отметили, в Узбекистане нет ни одного научного журнала, который входит в Scopus. Ведется ли работа в этом направлении здесь?

- К сожалению, ни одного научного журнала в Республике Узбекистан, который индексируется в Scopus на самом деле нет. Это очень важный вопрос для каждой страны, чтобы были свои журналы. Сейчас мы работаем над этим. Когда мы начали смотреть эти журналы, идентифицировали очень много различных ошибок, которые были сделаны, много недоработок, несоответствий. Мы их устраняем. Сейчас у нас на подходе два журнала, которые проиндексируются в ближайшее время. Помимо этого, при поддержке Министерства высшего и среднего специального образования и заместителя Премьер-министра Азиза Абдухакимова, мы разработали проект по стандартизации 41 научного журнала. Когда мы говорим «стандартизация», мы подразумеваем качество, образование, обучение редакторов и издателей. Мы хотим сделать так, чтобы все эти журналы знали, что такое стандарт и соответствовали ему.

- В последнее время в Узбекистане очень часто употребляется слово инновация, в связи с этим, как науку связывать с инновациями?

- Наука и инновации это нераздельное целое. Здесь важно понимать, что если мы говорим о науке, есть фундаментальная наука и прикладная. Фундаментальная наука – это та наука, которая занимается исследованиями. Это Министерство высшего и среднего специального образования, например. Оно занимается обучением. А прикладная наука, это та наука, которая приносит деньги. Они обычно идут вместе, параллельно. Если мы будем говорить о том, что говорил ваш президент Шавкат Миромонович - о том, что наука должна приносить деньги, безусловно, мы в первую очередь должны ставить фундаментальную науку, а затем, когда мы говорим о прикладной, мы должны позаботиться о том, чтобы наука и бизнес были соединены. Необходимо привлекать бизнес, точнее закреплять определенных кураторов по бизнесу к каждому университету, либо по направлениям, для того, чтобы они инвестировали в эти исследования и чтобы учёные работали с ними. Нужно чтобы сфера бизнеса была интегрирована со сферой образования. Это очень важный момент международной практики, который привносит коммерциализацию науки.

- Как развивается регистрация патентов на международном уровне?

- Когда мы говорим именно о коммерциализации, самый популярный способ – это продажа патентов, получение прибыли с патентов. В нашем случае, в Узбекистане ситуация с этим достаточно интересная. У нас есть учёные, которые регистрируют свои научные изобретения, но они, в основном, регистрируются в локальном патентном офисе. Но мировое сообщество его не видит. Например, как руководители компании Samsung или Tesla могут узнать об этом изобретении? Для этого свои изобретения необходимо регистрировать в международных патентных офисах. Это в первую очередь, защита информации, защита ваших авторских прав. Если вы зарегистрировали изобретение, допустим, в патентном офисе в Японии и Америки, никто уже не может спорить с вами об авторстве. Это важно. Самый основной момент: когда мы говорим о патентологии, необходимо понимать, что международные инвесторы найдут узбекских учёных через определённые базы. Необходимо давать доступ к таким патентным базам. Ещё один важный момент – нужно обучать языку патентологии. Как сделать так, чтобы его принял международный патентный офис? Здесь важно создавать институт патентных поверенных.

- Сейчас в Узбекистане обращают большое внимание на развитие спорта, медицины. А как связать науку со спортом и медициной?

- На самом деле наука очень тесно связана со спортом. Во многих развивающихся странах это является основным трендом. Всемирный банк очень активно инвестирует в развитие именно спортивной науки. Почему? Если говорить о результатах спортсменов, их всегда можно улучшить, но для этого важно понимать, как это сделать. Такие организации как FIFA, AIBA, Nike и пр. – они все публикуются, пишут свои научные статьи в Scopus’е. Например, недавно вышла статья о том, как футболисту, повредившему себе ахиллово сухожилие, восстановиться, это научно исследованная тема, она опубликована там. Важно понимать, что есть очень много научных открытий. В Elsevier есть более 500 журналов, несущих название Sport and Medicine, т.е. это спортивная медицина. Это нужно популяризировать в Узбекистане.

- Вы сейчас работаете с учёными, университетами. А ведется ли работа с выпускниками и студентами вузов, с тем, чтобы им был понятен процесс?

- Вот это, я думаю, очень актуальный вопрос, особенно понимая ситуацию в Узбекистане сейчас. Когда мы говорим об учёных, это те учёные, которые публикуют статьи, но когда мы говорим о рейтинге университетов, нужно понимать, что он строится из «кирпичиков». Один из них, да, это научные статьи, другой, это как раз таки – выпускники.

Что я заметила в Узбекистане? Первое, ни на одном веб-сайте университетов нет информации о выпускниках. Второе, я не смогла найти университеты, в которых есть определённо созданные отделы для работы с выпускниками. Как обычно работают эти отделы? Что они делают? В первую очередь, они находят этих выпускников, держат с ними связь. У них есть база данных, реестр всех выпускников, они знают, где они работают и чем занимаются. Ещё один момент – определённые фонды, которые собирают средства, своего рода донорские пожертвования для развития своего университета. Это очень известная глобальная практика. Например, в Гарварде такой фонд составляет несколько миллиардов долларов. Здесь в Узбекистане этого пока нет, но мы можем над этим работать. Очень важный момент – опрос этих выпускников: Почему мы не можем попасть в международный рейтинг? Помимо статей в Scopus’е, также важна узнаваемость университета. Представители QS рассылают эти опросы людям, которые должны просто перейти по ссылке и нажать на ответ «Да, я знаю это университет, он действительно хороший» и тогда этот вуз попадёт в международный рейтинг. Но для того, чтобы их опросить, нужно ведь их знать и быть в контакте. Это - важные моменты, над которыми в Узбекистане нужно работать.

- Мы много говорим о наших великих учёных, таких как Беруни или Мирзо Улугбек. Что нужно сделать, чтобы нынешнее поколение учёных тоже добивалось таких же результатов и успехов как они?

- В Узбекистане это уже генетика. Когда говоришь слова «наука», каждый человек понимает, что это нужно и важно. Потому, что Узбекистан был центром науки всего мира на протяжении многих столетий, даже тогда, когда науки в Европе ещё не было. Сейчас, в первую очередь, самое важное, что в Узбекистане есть стремление. Есть желание развиваться. Года два назад в научно-исследовательских институтах не было даже средств для развития, а сейчас руководство страны выделило им средства, инвестировало для того, чтобы они создавали площадку для научных исследований. Важно понять, что вообще в мире происходит по вашей теме – изучить зарегистрированные патенты, научные статьи, читать научные журналы, в которых пишут нобелевские лауреаты и т.д. И тогда, когда вы уже понимаете, что происходит, вам проще определить, что ещё не сделано, и написать какой-то выдающийся научный труд.

- На что должны обратить внимание наши учёные и университеты, чтобы ещё больше развиваться, ваши советы?

- У университетов Узбекистана сейчас есть самое важное – доступ к информации и в первую очередь, им нужно этим пользоваться. Я бы даже сказала, что необходимо их использовать в учебных процессах тоже. Потому, что на сегодняшний день, нашим инструментом пользуются в основном те, кому нужно защититься. А во всём мире наши научные статьи используют даже в учебных процессах в школах, т.е. очень важно использование той информации, к которой есть доступ.

Второй момент – самый сложный, с которым мы боремся, это – изменение мышления. Потому что изменить именно массовое сознание – тяжело. Есть очень много людей, которые противятся чему-то новому. Очень важно, что если мы хотим выйти на международную арену, нужно понимать, как это сделать, какие вообще требования должны быть и начинать соответствовать этим требованиям. Какие проблемы у нас возникают? Мы хотим попасть в международные рейтинги, но в университетах нет отделов для вступления рейтинги. Это не только международная практика, а обязательное требование. Потому, что, не имея определённых людей, занимающихся этим, невозможно это сделать, нагружая других. Это то, над чем мы работаем. Очень радует, что люди в Узбекистане нас принимают с радостью и говорят «всё, теперь будем соответствовать». А мы со своей стороны, готовы с радостью приходить, объяснять и помогать.

Интервью подготовила журналист Kun.uz Лола Рахманбаева

Новости по теме