The Guardian, инвестор и хокимият: проблемы ташкентского сноса
2 апреля британское издание The Guardian опубликовало статью под заголовком «Выселены без предупреждения: внезапные сносы Ташкента вызывают гнев».
Как сообщает издание, в Ташкенте в результате сноса из своих домов были выселены по меньшей мере 10 тыс. человек. Кроме этого, дома 30 тыс. человек находятся под угрозой сноса.
По мнению корреспондентов The Guardian, проблемы сносов мешают Мирзиёеву в осуществлении его реформ.
«Предприятия, в том числе иностранные инвесторы из Западной Европы, также пострадали. Владельцы компании Arvand Tashkent Stroy обвинили городские власти в том, что они пытаются завладеть их собственностью, якобы для «государственных нужд», - отметили корреспонденты издания.
Исходя из актуальности тематики, корреспонденты Kun.uz связались с представителем компании Arvand Tashkent Stroy Ануширваном Хатами и попросили его ответить на несколько вопросов.
- Вы не могли бы рассказать нам предысторию вашей компании?
- В 2006 году мой отец, гражданин Ирана вместе с двумя партнерами из Швеции и Ирана на открытом аукционе за более чем 300 тысяч долларов США приобрели часть обанкротившейся фабрики Юлдуз, площадью 1.2 гектара, и в качестве льготы получили кадастр на 30 лет, что является редкостью. На этой территории компания планировала построить комплекс из девяти 17-19 этажных административно-жилых зданий, при финансировании иранского банка Садерат.
Весной 2007 года проект получил одобрение заместителя господина Ханова заместителя тогдашнего премьер-министра Шавката Мирзиёева, и проект сразу был включен в генплан развития города Ташкента, и Главное управление по архитектуре и строительству хокимията города Ташкента выдало заключение на строительство.
На соседней территории располагались гаражи, принадлежащие хокимияту Ташкентской области, с ними договорились о строительстве новых гаражей в обмен на территорию и здания гаража.
С другой стороны участка находится устаревшее здание детского туберкулезного диспансера в плохом состоянии. С хокимиятом города и Министерством здравоохранения договорились о передачи этого здания в нашу собственность, взамен на строительство нового комплекса на территории Минздрава. Приблизительная оценка стоимости оборудования и строительства нового диспансера площадью 900 кв.м. составляла около 1 млн долларов США.
Когда все было готово для начала строительства, в 2008 начался мировой финансовый кризис, и проект был приостановлен.
- В одной из статьей The Guardian корреспонденты издания заявили, что проблемы сноса коснулись и вас. С чего начались эти проблемы?
- В 2016 году, когда президентом стал Шавкат Мирзиёев, и был объявлен новый курс развития страны, мы решили возобновить проект. Наши партнеры из Швеции и Ирана не верили в перспективы ведения бизнеса в Узбекистане, решили продать свои доли и уехать. А мы решили остаться и построить на своей части земли вместо 17-19 комплекса зданий, здания другой проект - 21-этажный офисный комплекс, 18-этажную гостиницу, 16-этажную клинику и 14-этажный административный центр.
Проект стоимостью 30 млн долларов заново согласовали со всеми инстанциями, еще раз получили одобрение бывшего хокима Ташкента господина Усманова на перенос здания диспансера. Привлекли к реализации шведскую инвестиционную компанию Speed Age, в том числе господина Ибрагим Шах - советника премьер-министра Малайзии Махатхира Мохамада, который повлиял на преобразование экономики Малайзии, ирано-эмиратскую инвестиционную компанию Pars Asar, и немецкую компанию по содействию в привлечении инвестиций Schneider Group.
Когда все было готово. Оставалась только подпись уже нового на тот момент хокима города Ташкент, господина Артыкходжаева, который безо всяких объяснений отказался подписывать проект, и более того, хокимият направил нам письмо об изъятии нашей территории и зданий для государственных нужд
- Почему вдруг для государственных нужд понадобилась ваша территория?
- Официальную причину нам не сообщили, но изъятие происходит под эгидой аппарата Президента и его сотрудников. В официальном письме хокимията об изъятии и в последующих многочисленных письмах хокимият не дает никаких пояснений, несмотря на многочисленные запросы с нашей стороны.
Со стороны хокимията грубо нарушается указ президента «О мерах по кардинальному улучшению инвестиционного климата в Республике Узбекистан». В частности:
- не указана цель изъятия наших зданий и территории;
- не проведено открытого обсуждения с нами и с той организацией, в пользу которой происходит изъятие;
- не проведено оценки выгод и издержек;
- не предоставлена равноценная компенсация.
Отдельно хочу остановиться на оценке выгод и издержек. Решение хокимията привело к следующим последствиям:
- наши партнеры, три иностранных инвестиционных фонда, отказалась сотрудничать с нами, а также предупредили других своих партнеров в Европе и на Ближнем Востоке, что вопреки политике, заявлениям и решениям главы Узбекистана, хокимият грубо нарушает правовую основу деятельности любого бизнеса — право собственности;
- Узбекистан потерял 30 млн долларов в виде непривлеченных прямых иностранных инвестиций, которым не требовалось гарантий правительства;
- Узбекистан потерял десятки миллиардов сумов в виде налогов, которые были бы уплачены в случае реализации проекта;
- в случае изъятия будет закрыт наш ресторанный комплекс на этой территории, который дает более 60 рабочих мест, и около миллиарда налоговых поступлений в год;
- помимо гражданина Ирана, соучредителями фирмы являются граждане России и Норвегии, и соответствующие посольства были уведомлены и предупреждены относительно правовой ситуации в стране и отношения к иностранным инвесторам.
- Хокимият предложил вам другую территорию?
- В процессе обсуждения компенсации с главой департамента хокимията по эксплуатации нежилых зданий Муродом Ирматовым выяснилось, что хокимият не располагает перечнем зданий и территорий, находящихся на его балансе. Поэтому нам было предложено самим выбрать варианты компенсации из участков на территории Ташкента. Мы предложили не менее 15 земельных участков, и все, кроме трех, были отклонены Ирматовым в устном порядке. По трем оставшимся вариантам, — пустырь рядом с гостиницей «Интерконтиненталь», парковка между Олимпийским комитетом и консерваторией и пустырь рядом с магазином «Жемчуг», — компания обратилась в хокимият с письмом.
Ирматов отклонил все наши варианты без объяснения причин, предложив земельный участок на массиве «Кушбеги», в промышленной зоне, без каких-либо кадастровых документов, и даже с точно неизвестной площадью, на которой невозможно построить ничего протекающей по территории реки и мягкого грунта.
Подобная компенсация противоречат пункту указа президента «О мерах по кардинальному улучшению инвестиционного климата в Республике Узбекистан» о равноценной компенсации, более того непонятны принципы оценки со стороны хокимията.
- А как на счет компенсации и ущерба? Ведь ваша компания владеет несколькими ресторанами и барами.
- Никакой компенсации ущерба текущему бизнесу компании, предложено не было.
- Как теперь решается проблема? Вы намерены защищать свои права?
- Хокимият делает вид, что ничего не происходит и никак не решает проблему. В случае отсутствия реакции мы будем вынуждены обращаться в иностранные СМИ и международные организации по дипломатическим каналам наших учредителей – иностранных граждан.
- Как предприниматель расскажите, как в Узбекистане защищаются права инвесторов? В целом какая ситуация по стране?
- Для примера разберем ситуацию с прямыми иностранными инвестициями в 2018 году. По данным Государственного комитета по инвестициям, объем освоенных прямых иностранных инвестиций в 2018 году составил 2,4 млрд долларов США. Но, затем на портале Review.uz появилась публикация ЦБ Узбекистана о реальной ситуации с прямыми иностранными инвестициями за 2018 год. Из нее следует, что чистый приток прямых иностранных инвестиций в 2018 году составил всего лишь 624 млн долларов, по причине того, что иностранные компании, вложившиеся ранее, в 2018 году массово (в размере 1 млрд. долларов!) вывели свои средства заграницу, а на реинвестиции направили только 693 млн долларов. Из этого следует:
- большинство иностранных компаний, вложившихся однажды, не желают реинвестировать капитал и предпочитают вывести заграницу;
- статистика от Госкомнвестиции представляется в необъективном формате, так как выгодно самому комитету, а не как обстоит на самом деле. Статистика должна представляться в объективном виде, без интерпретаций какого-либо ведомства. В этом свете, ПП-5611 об ужесточении наказания за недостоверную статистику является очень важным и своевременным законом;
- согласно публикации Uzdaily.uz и публикации Nuz.uz доля иностранных инвестиций, освоенных под гарантию правительства Республики Узбекистан, составляет 64%.
Таким образом, можно оценить долю чистого притока иностранных инвестиций не под гарантию правительства около 200 млн долларов США за 2018 год, которые могли быть больше на 30 млн долларов (или на 15%) если бы не политика хокима Ташкента.
В целом ситуацию с прямыми иностранными инвестициями можно увидеть, если посмотреть на отчет The World Factbook от ЦРУ США. В нем нет Узбекистана, но можно видеть, где бы он оказался с уровнем 624 млн. долларов за прошлый год - на 123 месте из 134, между Полинезией, Черногорией, Вануату и Соломоновыми островами.
- Какие меры, которые надо предпринимать, чтобы иностранные инвестиции активно шли в нашу страну?
- В настоящее время Узбекистан привлекает иностранные инвестиции на уровне крупных компаний, правительств, банков и международных финансовых организаций.
Но, в таких странах как США, Германия, Япония, Сингапур и других с развитой экономикой, более 70% рабочих мест, и более 60% ВВП обеспечивается секторе малого и среднего бизнеса. Более того, мировое богатство составляет 317 трлн долларов, и 266 трлн долларов (84% от общей суммы) принадлежит частным лицам с капиталом более 100 тыс. долларов.
Этот тот капитал, который проходит мимо нашей страны. Потому что малый и средний бизнес, а также частные лица не участвуют в межправительственных делегациях, на уровне корпораций, министров и президентов, где Узбекистан сейчас привлекает иностранные инвестиции.
Вместо этого, они изучают отчеты, такие как Doing Business Всемирного банка, Индекс экономической свободы журнала Wall Street Journal и исследовательского центра Heritage Foundation, а также изучают публикации в СМИ мирового уровня.
Что увидит потенциальный частный инвестор, или компания малого среднего бизнеса в этих отчетах? Что Узбекистан находится на 140 месте из 170 в рейтинге экономической свободы, и отмечен как «страна с преимущественно несвободной экономикой».
Что Узбекистан, хотя и показал впечатляющую динамику за 3 года и продвинулся в рейтинге Doing Business со 141 места на 76 место, но по такому важному показателю, как получение разрешения на строительство (что находится в прямой компетенции хокимов) находится на 136 месте из 186.
Так же они увидят публикации The Washington Times и The Guardian, рассказывающие о вопиющем захвате собственности граждан, компаний и иностранных инвесторов, полном игнорировании понятия частной собственности на уровне местной власти и хокимиятов.
И тогда будут совершенно не важны принимаемые на высоком уровне законы, т.к. частные инвесторы, малые и средние предприятия взаимодействуют не с министрами, а с местной властью, которая торпедирует решения правительства, и фактически занимается государственной изменой.
Что требуется сделать, чтобы улучшить ситуацию и реализовать постановление президента «О дополнительных мерах по улучшению рейтинга Республики Узбекистан в ежегодном отчете Всемирного банка и Международной финансовой корпорации «Ведение бизнеса»» - попасть в Топ-20 рейтинге Doing Business к 2022 году? Некоторые из необходимых мер:
- самое главное - обеспечить безусловную неприкосновенность собственности, это основа любой экономической деятельности и бизнеса. И это касается не только собственности иностранных инвесторов, но и собственности граждан и местных компаний, потому что прецеденты незаконного изъятия собственности влияют на общий правовой климат в стране;
- провести кардинальную реформу судебной системы. Сейчас Узбекистан занимает 94 место из 126 в рейтинге верховенства закона The World Justice Project. Опыт нашей компании по иску против хокимията Ташкента показывает, что суд (в частности Чиланзарский административный суд) позволяет себе, в интересах хокимията города, прямо игнорировать закон «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Узбекистан в связи с совершенствованием механизмов взимания государственной пошлины в судах», подписанный президентом, и отклонять иск с жалобой на бездействие органов государственного управления по причине неуплаты государственной пошлины;
- ввести законодательно понятие «конфликт интересов» и создать независимый орган, следящий за конфликтом интересов государственных чиновников, владеющих бизнесом, даже в виде акций;
- обеспечить для граждан и бизнеса возможность обращения к вышестоящим органам с постановкой обращений на контроль. Созданная в 2016 виртуальная приемная в первое время обеспечивала такую возможность, но в настоящий момент на все обращения отвечают отписками, а обращения спускаются в тот орган, на который направлена жалоба, безо всякого контроля за результатами. Так же государственные органы систематически нарушают сроки реагирования, указанные в законе «Об обращениях физических и юридических лиц», а также игнорируют письменные обращения, не давая никаких ответов.
Корреспонденты Kun.uz обратились в хокимият города Ташкента. На вопросы ответил генеральный директор ГУП Центра управления муниципальными активами хокимията города Ташкента Мурод Ирматов.
- Мы хотим задать вам вопрос, который задали инвестору. Почему вдруг для государственных нужд понадобилась эта территория?
- В связи с развитием города, строительством объектов различного назначения, парковых зон и другими задачами, государство в лице хокимията города Ташкента составляет планы в связи с различными городскими территориями, в число которых и отнесена та, о которой идет речь.
- Вы предложили другие территории? Какие варианты?
- Были предложены несколько территорий, одна из которых располагается в Яккасарайском районе. Об этом было направлено официальное письмо с предложением. Представители ООО «Аravand Tashkent Stroy» были на предложенной территории и осмотрели ее. Кроме того, устно были сделаны и другие предложения о выборе земельных участков, в частности по улице Бобура вдоль дороги.
- Как нам известно, у инвестора есть рестораны и бары. Что с ними будет? Вы намерены компенсировать ущерб?
- На тех территориях, о которых говорится выше, хокимият предлагает больше по объему земельных участков, чем были у ООО «Аravand Tashkent Stroy», что является компенсацией по указанному вами вопросу.
- В целом, каким образом вы планируйте решить все эти проблемы?
- Вся связанная с изъятием земли для государственных нужд ситуация происходит в рамках закона и является не проблемой, а обычными в таких случаях вопросами, которые мы решаем. Ведется официальная переписка с ООО «Аravand Tashkent Stroy», все ответы хокимията у компании имеются, уверен, что все вопросы с данным инвестором будут решены позитивно, базируясь на взаимном понимании. Будут предлагаться различные варианты компенсации, пока сторонами не будет достигнуто соглашение. Это обычная в таких случаях процедура, все ведется в рамках действующего законодательства, что понимается в любой стране.
Также хотел бы отметить тот факт, что компанией «Аravand Tashkent Stroy» в 2018 году было продано 51% своей доли гражданину Норвегии за 90 млн сумов. Сейчас же предприниматели ожидают, что хокимият заплатит им за их участок 2 млн долларов.
Кроме этого, корреспонденты Kun.uz обратились в пресс-службу столичного хокимията.
В пресс-службе заявили, что никаких «западноевропейских инвестиций» по адресу расположения ООО «Аravand Tashkent Stroy» на части территории бывшей фабрики «Юлдуз» вблизи Алайского рынка нет. Вся территория с 2006 года находится в безнадежном запустении и неприглядном виде.
Согласно данным управления земельных ресурсов и кадастра города Ташкента, в 2006 году более полгектара земли и 5 строений бывшей фабрики по адресу ул. А. Тимура, дом 60 были предоставлены бизнесмену иранского происхождения Мохаммад Жаваду Хатами и его партнерам.
В эти годы он имитировал бурную деятельность и заверял администрацию города, которая ожидала выполнения больших инвестиционных обязательств, о намерении возвести на этом месте ни много ни мало - 19-этажный административный и торгово-жилой комплекс. Естественно, активно обсуждались перспективы расширения земельного участка за счет прилегающих государственных объектов под щедрые обещания компенсаций. К сожалению, всем этим планам реализоваться было не суждено.
По данным пресс-службы столичного хокимията, в 2015 году его партнер вышел из общей компании, и ему пришлось выкручиваться самому. Последующий период отмечен активной сдачей нескольких зданий в аренду ресторанным брендам столицы и продолжением попыток расширить земельные владения за счет территорий гаража хокимията Ташкента и детского туберкулезного диспансера, что могло бы повысить рыночную стоимость владений бизнесмена в центре столицы.
«Опустим все детали процесса и скажем только о том, что во второй половине прошлого года в связи с возникшей необходимостью принято решение о передаче принадлежавших ООО «Аravand Tashkent Stroy» зданий и сооружений на баланс хокимията Ташкента для государственных нужд. Взамен сдаваемых зданий и сооружений городская администрация предложила бизнесмену несколько вариантов равноценных земельных участков, площадью многократно превышающей 60 соток, в установленном законом порядке. Речи о передаче земли коммерческим структурам и не было», - заявили в пресс-службе.
Самое интересное в этой истории то, что по воле Мохаммад Жавада Хатами большая часть доли в ООО «Аravand Tashkent Stroy» буквально в ноябре 2018 года передана подданному Норвегии некому Мохсену Хатами. Это обстоятельство проливает свет на посыл уважаемой британской газеты о «предприятиях, в том числе иностранных инвесторов из Западной Европы».
«Понятно о каких «инвестициях» идет речь и кем является новоявленный владелец земли в центре Ташкента. И еще становится ясно желание господина Хатами придать некий международный контекст происходящим рутинным событиям, превратить это дело в предмет скандала и инсинуаций», - сказали в пресс-службе.
В пресс-службе хокимията также отметили, что вышеуказанное - это маленький эпизод тех динамичных и масштабных процессов, происходящих в столице.
«Изменения в стране меняют и живущих здесь людей. И от каждого от нас зависит, насколько достойно и с честью мы пройдем этот важный этап нашего прогрессивного развития, сможем внести свой посильный вклад в улучшение жизни в стране. С огромной убежденностью можно сказать, что именно к этим благородным целям призывает и своим личным примером ведет нас президент Узбекистана, каждый раз посещая различные города и области, твердо реализуя курс на всестороннее и коренное обновление страны», - заключили они.
Напомним, в середине апреля хоким Ташкента Джахонгир Артыкходжаев написал письмо в редакцию The Guardian, в котором он выразил свое разочарование статьей «Выселены без предупреждения: внезапные сносы Ташкента вызывают гнев». Британское издания опубликовало письмо градоначальника на своем сайте.
«Я читал вашу статью с удивлением и разочарованием», – ответил Артыкходжаев.
По его словам, утверждение автора статьи о том, что жильцов не предупреждают о выселении, ошибочно. Все они получают уведомления, уверяет хоким. Кроме того, автор статьи не связался администрацией столицы, что не позволило проверить достоверность приведенных цифр.
«Любой снос недвижимости в Ташкенте происходит неспроста. Это случается, когда многоквартирные дома находятся в тяжелом, полуразрушенном состоянии. В большинстве случаев инфраструктура в этих районах требует полного обновления системы водоснабжения и канализации», – написал в своем письме Артыкходжаев.
Он заявил, что согласно законодательству Узбекистана, снос зданий не может быть осуществлен без полного уведомления жильцов и компенсации.
«Мы стараемся улучшить жизнь жителей нашего города, качество и безопасность жилищного фонда. Всем жильцам были предложены улучшенные условия проживания, и никакие законы не были нарушены», – отметил хоким.
В конце он пригласил Guardian снова посетить Ташкент и встретиться с представителями администрации, чтобы узнать больше о городе.
На днях депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса Узбекистана Расул Кушербаев также рассказал Kun.uz о проблемах сноса в стране. Он заявили, что международные организации, дипломаты и правозащитники не должны заниматься проблемами сноса в стране.
«Всем известно, что сейчас проблемы сноса наблюдаются не только в Ташкенте, но и по всей республике. К сожалению, некоторые чиновники не соблюдают требования, которые указаны в постановлении Кабинета Министров «Об утверждении положения о порядке возмещения убытков гражданам и юридическим лицам в связи с изъятием земельных участков для государственных и общественных нужд». В результате возрастает недовольство жителей. В нормальном обществе такие проблемы должны решаться через суд. Независимость судов обеспечена законом. Каким образом суды пользуются этим правом – эта другая тема», - сказал депутат.
По его мнению, снос домов и споры вокруг этого являются внутригосударственными проблемами.
«Международные организации могут высказать свои мнения на счет принудительного труда, отношения с заключенными и прав человека. Но проблемы сноса должны решаться внутри страны. Эти проблемы можно решить через суды. Не обязательно поднимать панику. Все равно такие вещи решаются внутренним законодательством. Кстати, я никогда не слышал, чтобы такие проблемы решались посредством международных организаций», - отметил Расул Кушербаев.
Как и в любой стране, в Узбекистане каждый имеет право выступать в средствах массовой информации, открыто высказывать свои мнения и убеждения. Инвестор, депутат, хоким, представитель и пресс-служба хокимията высказали свои мнения. Редакция Kun.uz надеется, что стороны положительно решат все вопросы в рамках закона.
Новости по теме
12:47
В Ташкенте хлопковый цех расхитил электроэнергию на 7,5 млрд сумов
11:32
В Янгихаётском районе Ташкента начали реновацию массива «Спутник»
09:50
Рынок Аския в Ташкенте выставят на продажу за 16,8 млн долларов
15:49 / 25.11.2024