Узбекистан | 12:23 / 30.04.2019
2800
6 минут чтения

Активная жилищная политика играет огромную роль в развитии страны

Сегодня многие рассуждают на тему строительного бума, происходящих изменений в архитектурном облике, но мало кто задумывается на тем, что экономическая модернизация и социальные изменения в обществе несомненно связаны с преобразованием архитектурной инфраструктуры.

Если для слабо урбанизированного общества характерно преобладание строительства индивидуального жилья, то в условиях индустриализации происходит изменение спроса по типам застройки и их комфортабельности.

Новая среда обитания влечет за собой формирование новых норм и стилей поведения городских и сельских жителей, меняя психологию и менталитет социума в целом и каждого человека в отдельности.

Улучшение жилищных условий для населения было и остается одной из приоритетных задач государственной политики в Узбекистане. Индикаторами ее успешного решения можно назвать:

– кардинальное изменение структуры собственности на жилье. На сегодня почти 98% жилья находится в частной собственности граждан;

– внедрение новой модели финансирования жилищного строительства. Произошел переход от модели государственных гарантий обеспечения права на жилье к рыночной модели жилищной политики, где экономические возможности каждой отдельной семьи становятся главным условием удовлетворения потребности в жилье;

– сформирована система институтов и механизмов ипотечного кредитования жилищного строительства.

За прошедший период удалось не только сохранить, но и увеличить жилищный фонд страны. С 2005 года ввод жилья имеет стабильный рост, в среднем на уровне 7%.

Если до 1991 года общая площадь жилищного фонда составляла 258,4 млн. м2, то по итогам 2015 года она достигла уровня свыше 477,8 млн. м2 (прирост в 1,85 раза).

Несмотря на большую демографическую нагрузку, достигнут стабильный рост обеспеченности жильем на одного человека с 12,4 м2 в 1991 году до 15,4 м2 по итогам 2015 года. В настоящее время законодательно закреплены социальные нормы – 16 м2 на 1 человека.

Также следует знать, что Узбекистан все еще молодая страна. Более 60% населения составляет молодежь в возрасте до 30 лет. Это значит, что в среднесрочной перспективе будет наблюдаться несколько тенденций: вхождение большого числа молодежи в репродуктивный возраст и увеличение количества молодых семей. Как следствие, наблюдается динамичный рост спроса на жилье.

Таким образом, чтобы покрыть спрос, темпы роста жилищного строительства должны быть увеличены, а само жилье должно стать доступным, за счет эффекта масштаба.

В рамках активизации жилищной политики и обеспечения системного архитектурно-градостроительного подхода уже ведется разработка новых генеральных планов городов.

В современных условиях необходимо все более уходить от точечной застройки и делать акцент на строительство жилых комплексов с многоэтажными домами и созданной в них социальной инфраструктурой. Ведь когда идет речь о сохранении одно- или двухэтажного частного жилья, города «расползаются» вширь, сливаясь с близлежащими поселками.

В итоге появляются огромные агломерации, которые «пожирают» самое ценное богатство – плодородную землю.

Пока, даже в самом крупном и густонаселенном городе страны – Ташкенте преобладает индивидуальное жилье. В целом, около 67% горожан страны проживают в собственном доме или коттедже и только около 32% – в многоэтажных домах. Причем доля городского индивидуального жилищного строительства в общем объеме жилищного строительства за последние 10 лет имеет тенденцию к увеличению. Если в 2008 году она составляла 13%, то в 2014 году – 40%. В результате индивидуальное жилье занимает более 60% территории столицы, что не представляется рациональным в плане использования земли.

Чтобы этого избежать, выход один – строиться ввысь. Такой подход содействует решению еще нескольких важных задач. Легче соблюдать целостность общей архитектурной концепции и единой идеи развития городского ландшафта. Снижается бессистемное подключение к сетям коммуникаций и, соответственно, давление на мощности инженерно-коммунального сектора.

К тому же такие комплексы обеспечивают достаточную плотность населения, чтобы на небольшой территории возводить объекты социальной инфраструктуры (детсады, школы, парки, торговые комплексы, спортивные сооружения и т.д.).

Так, при комплексной застройке более рациональными становятся и работы по подведению инженерно-коммунальных сетей. А объемы строительства позволяют достичь эффекта масштаба, создавая возможности для снижения себестоимости жилья.

В случае строительства больших жилых комплексов (примерно 50 многоквартирных домов), в силу эффекта масштаба, можно обеспечить снижение цен на квартиры до 30% от существующих. По расчетам специалистов, снижение себе­стоимости квадратного метра жилья в крупных жилых комплексах начинается примерно с 8-10 домов.

Компактность – фактор положительный. В условиях города жилые массивы должны быть предельно компактны, иметь предельно экономичную этажность (не ниже 5-7 этажей) и максимальную ширину жилых корпусов (до 36 м2 вместо старой постройки 10-12 м2).

Стимулирование увеличения темпов жилищного строительства может стать «локомотивом» роста ВВП страны. Обращаясь к истории и изучая зарубежный опыт развитых стран, становиться понято, что строительство ведет к урбанизации, созданию новых рабочих мест, возможностям талантливой молодежи для самореализации – архитектура, инженерное дело, дизайн, энергоэффективность и т.д.

Новости по теме