Аэропорт Ташкента: гриф секретности от 1946 года, проблемы генплана и потоп
Директор консалтинговой компании SmartGov Consulting Азиза Умарова прокомментировала Kun.uz недавний инцидент в международном аэропорту Ташкента, когда 3 июня после сильного дождя воздушную гавань затопило водой.
В СМИ вышло пояснение по аэропорту. «Зал прилета аэропорта Ташкента был подтоплен из-за дренажной системы города. Здание по проекту «ТашГИПРОГОРа» возводило «Строительное объединение» управделами аппарата президента».
В этом пояснении прекрасно все. То, что подземные дренажные системы города в упадке, и никто за них не берётся 28 лет, все знают. Но обратите внимание на три момента:
1. Проект. Проектировщики «Гипрогор» не только не учли, видимо, сильных осадков, но, видимо, не поняли, что проектировали зал прилета международного аэропорта. В новом здании зала прилетов нет второго этажа и именно поэтому нет ни одного телетрапа для высадки пассажиров (рукав самолёта). В итоге, прибывающие люди вынуждены идти дедовским способом в автобус либо пешком в обход через старое здание аэропорта, навстречу вылетающим пассажирам, смешиваясь с потоком. Что само по себе является нарушением правил безопасности. Если такую фундаментальную вещь не учли, думаете, кто-то долго ломал голову над специальными материалами для крыши аэропорта и гидроиспытаниями?
2. Строилось здание, как заявили в СМИ, силами государственного унитарного предприятия при аппарате президента. Невольно напрашивается вопрос, зачем столь важному органу - аппарату - заниматься хозяйственной деятельностью и строительным подрядом? И кто в сложившейся ситуации с аэропортом сможет ответить за качество выполненных работ? Вопрос лежит даже в более фундаментальной плоскости. Насколько рационально создавать унитарные предприятия при госорганах, вместо заявленного сокращения доли государства в экономике? Ведь гораздо выгоднее государству, как в других странах, быть заказчиком, работать над техзаданием, и путем конкурса нанимать профессионалов? Я не говорю про титанов авиации вроде Hensel Phelps или Turner Construction, но хотя бы турков-инженеров средней руки, которые, полагаю, провели бы необходимые расчеты и испытания до сдачи здания в эксплуатацию?
3. Секретность. Вот в этом главная загвоздка. В республике ведется Единая Система Государственного Кадастра (ЕСГК), состоящая из 20 слоев, нанесенных на карту. В ней сидят те самые инженерные и коммунальные сети, дренаж, канализация, транспортные трубопроводы и т.д. Но до сих пор действует гриф секретности (постановление Совета Министров СССР «О введении единой системы геодезических координат и высот на территории СССР» от 7 апреля 1946 года №760). Это частично и объясняет, почему у нас, в отличие от других республик бывшего СССР, до сих пор нет Генерального плана в городе (невзирая на указания главы государства) и эффективного использования градостроительного кадастра. Только при наличии допуска к «секретке» вы можете в бумажном виде получить карты и одним глазком взглянуть. Пару проектных институтов и государственных унитарных предприятий, возможно, устраивает такой расклад, так как у них допуск есть. Стройка кипит.
Только вот вымывается фундаментальный подход к градостроительству. И в этом слове, замечу, главное слово «ГРАДО», а не «СТРОИТЕЛЬСТВО».
Поэтому напрашивается закономерный вопрос, зачем вся эта секретность вокруг базовых инженерных коммуникаций города, если в итоге не могут обеспечить современный проект государственного значения, построить качественно, подключить к городским сетям с учетом всех рисков, и самое главное, эти самые сети модернизировать? При этом, износ магистральных водопроводов, газопроводов, канализационных труб, электросетевой инфраструктуры, а также фонда ЖКХ в Ташкенте, по оценкам экспертов, составляет более 60-70%.
Какие шаги требуются?
Рекомендуется перенять опыт зарубежных стран (Турция, Швеция, Финляндия, Англия, Корея и т. д.), где местные органы власти отвечают за городское планирование и развитие:
- необходимо опубликовать концепцию генерального плана как перспективного плана развития города. С определением зонирования территории по функциональному назначению, с определением видов градостроительного использования и ограничений на их использование, а также очередность застройки территорий. Будь то аэропорт, дома или торговые центры;
- Генеральный план должен служить инструментом устойчивого территориального развития, увязывая строительство зданий с дорожно-транспортной инфраструктурой, инженерными и коммунальными сетями;
- требуется создание в структуре аппарата хокимията города управления по городскому планированию и градостроительству, которое с учетом социальных, экологических, экономических, демографических, природных, планировочных и инженерных условий, позволит обеспечить современный подход к пространственному развитию и устойчивое развитие городской инфраструктуры;
- создать ситуационный центр в хокимияте и геопортал (прямая интеграция с базами данных Национального центра государственного кадастра, геодезии и картографии).
Потом, возможно, все-таки следует сесть и договориться, кто чем должен заниматься для развития города. И вот тут встает вопрос обеспечения снятия секретности допустимых слоев и кадастров, которые необходимы для проведения открытых конкурсов для проектных и строительных работ.
Новости по теме
18:28 / 20.11.2024
В аэропорту Ташкента начали реконструкцию зала прилета
15:36 / 15.11.2024
В Uzbekistan Airports рассказали о случаях мошенничества при трудоустройстве
09:34 / 15.11.2024
В Кашкадарье пресечен вывоз старинных монет времен Бухарского эмирата
14:27 / 14.11.2024