Узбекистан | 12:14 / 03.08.2019
10973
5 минут чтения

«Ислама Каримова пытались обмануть». Поэт Мирзо Кенжабек поделился воспоминаниями о периоде придания узбекскому языку статуса государственного языка

Фото: KUN.UZ

Kun.uz продолжает серию бесед, посвященных узбекской литературе. Очередной гость проекта - талантливый поэт, переводчик, ученый-исламовед Мирзо Кенжабек.

Во время беседы Мирзо Кенжабек поделился воспоминаниями о периоде придания узбекскому языку статуса государственного языка, трудностях и основных событиях тех времен.     

«Я вспоминаю те времена с горечью. Вы можете спросить меня, почему не с радостью. Тогда была создана комиссия по приданию узбекскому языку статуса государственного языка, которую возглавил выдающийся ученый Эркин Юсупов. Членами комиссии также были ученые Бахтиёр Назаров и Акмал Саидов. Процесс происходил следующим образом: мы читали каждую статью, вносили поправки и дополнения, Бахтиёр Назаров все это записывал. Каждая статья утверждалась только после того, как все члены комиссии соглашались с ее текстом.

Тогда возникла одна проблема – какой статус мы придадим русскому языку? Признаем его как межнациональный язык общения или как некоторые государства признаем его межгосударственным языком общения? Или третий вариант, как это было на Украине и Эстонии, ограничимся  тем, что, как и всем языкам, также и русскому языку будут созданы все условия для его существования и развития?

При обсуждении данного вопроса прения были жаркие. Примерно в начале октября 1989 года меня вызвал к себе тогдашний первый секретарь ЦК компартии Узбекистана Ислам Каримов. Потому, что только я был против признания русского языка языком межнационального общения. На самом деле, никто не был с этим согласен, однако, это был политический вопрос, колониальное влияние еще имело силу. Конечно, в составе комиссии были те, кому этот вопрос был безразличен. Но были и те, кто думал о будущем нации и о её языке. Они настойчиво боролись за наш язык. Их имена я перечислил выше.

Когда я попал на прием к Исламу Каримову, у него на столе лежали газеты с законами о государственном языке нескольких государств. Тогда И.Каримов сказал, чтобы я нашел среди них хотя бы одно государство, которое не признало русский язык языком межнационального общения и если я найду такой пример, то он будет действовать по этому примеру.

Мне хотелось бы высказать мнение: будут времена, когда мы будем искать друг у друга недостатки и достоинства. Я лично был свидетелем того, что Ислам Каримов был храбрым человеком, я должен сказать это открыто. Мы не должны связывать все плохое с одним человеком, а должны признавать и свои недостатки.

Тогда я спросил у него, где газеты Украины и Эстонии, так как газет именно этих стран не было. Выходит, тогда введя Ислама Каримова в заблуждение, ему сообщили, что все государства признали русский язык как межнациональный. Тогда И.Каримов поручил мне найти эти газеты, на что я сказал ему, что если я выйду из этого кабинета, то потом меня сюда не впустят, поэтому попросил чтобы он сам приказал найти их.

Здесь я должен напомнить о моральном давлении на наших бывших руководителей. Думаю, что наш закон о государственном языке стал самым лучшим, который мог осуществить наши мечты и он был написан не на русском, а на узбекском языке.

Тогда некоторые группы немедленно создали якобы народное движение и газету под названием «Чтобы Москва не узнала», в которой начали обвинять Ислама Каримова в том, что он принял этот закон на узбекском языке для того, чтобы Москва об этом не знала.

После этого ситуация изменилась. В 1989 году нас не впустили на заседание Олий Кенгаша. Тогда я хотел выступить с речью о государственном языке. К сожалению, на данном заседании многое произошло не в нашу пользу. Так, русский язык был указан как язык межнационального общения.

Хочу сказать правду. Когда меняются общества, государственный строй, то большие империи стараются нанести народу большой урон», – сказал поэт Мирзо Кенжабек.

Полную версию данной беседы вы можете посмотреть на видео.

Новости по теме