Юлий Юсупов и выпускник вуза о провале высшего образования в Узбекистане
Экономист Юлий Юсупов на свое странице в Facebook опубликовал пост, посвященный проблемам высшего образования в Узбекистане.
Кроме этого, он прокомментировал видеоролик, снятый выпускником Ташкентского фармацевтического института.
Напомним, что на днях о состоянии высшего образования в Узбекистане также рассказал выпускник Ташкентского фармацевтического института Жамшид Зияханов. Он отметил, что система высшего образования страны находится в глубоком кризисе.
По его мнению, это происходит из-за:
– низкого качества преподавания, отсутствия должных мотивации студентов и контроля их знаний и навыков;
– неэффективной структуры предметов, чрезмерной загрузки аудиторной работой, отсутствия сил, времени и мотивации на самообразование;
– отрыва образования от практических нужд, отсутствия у выпускников необходимых навыков и опыта;
– отсутствия у преподавателей должной мотивации, их загруженность бессмысленной бюрократической отчетностью.
«Мы живем в XXI веке, в период величайшей в истории человечества научно-технической революции, перехода к постиндустриальному обществу. К обществу, где самым главными ресурсами являются не земля, не полезные ископаемые, не накопленный физический капитал, а инновации, информация, знания и навыки. Без должного образования людям в этом обществе делать нечего. Лишая нашу молодежь качественного образования, мы лишаем их будущего. Стыд и позор», – сказал Юлий Юсупов.
Он заявил, что существуют две ключевые причины провала системы образования в Узбекистане.
Это:
1. Застой и загнивание нашей экономики, обусловленный экономической моделью, возникшей после 1996 года. Если нет должного спроса на образование, то и качество услуг образовательной системы не имеет значения.
2. Порочная, неэффективная система высшего образования, возникшая в нашей стране в начале 1990-х годов, предполагающая:
- жесткоцентрализованную бюрократическую систему управления высшими учебными заведениями, нацеленную не на подготовку хороших специалистов, свободно мыслящих и активных граждан страны, а на выращивание лояльных власти, послушно исполняющих любые решения начальства манкуртов;
- отсутствие академической и финансовой самостоятельности вузов и конкуренции между ними.
«На решение этих проблем и должна быть, в первую очередь, нацелена реформа высшего образования. Вузы должны получить самостоятельность, в том числе экономическую, а также возможность самим решать, сколько студентов они готовы обучать. Нужно снять неоправданные барьеры на пути появления новых учебных заведений», - сказал Юсупов.
Он отметил, что необходимо переходить на ваучерную систему финансирования высшего образования, когда успешно сдавший вступительные экзамены абитуриент, сам выбирает вуз, в котором он сможет бесплатно учиться (или доплачивая, если размер гранта не позволяет покрыть всю стоимость обучения в данном учебном заведении), неважно, государственный это вуз и или частный.
«Все это позволит создать конкуренцию между вузами и преподавателями, обеспечит должную мотивацию по предоставлению качественных услуг образования и финансовые возможности для их предоставления. Ну а мотивацию в получении этих услуг может дать только развивающаяся экономика. Будем надеяться на продолжение экономических реформ», – заключил экономист.
Новости по теме
08:37 / 18.10.2024
В Узбекистане расходы на образование и здравоохранение увеличат на 20%
16:03 / 30.09.2024
«Зарплата учителей в размере 1 тыс. долларов становится реальностью» - Мирзиёев
15:26 / 30.09.2024
Число учителей с зарплатой более 10 млн сумов увеличилось в 59 раз с 2020 года
13:31 / 30.09.2024