Узбекистан | 15:37 / 13.08.2019
11001
4 минут чтения

Юлий Юсупов и выпускник вуза о провале высшего образования в Узбекистане

Экономист Юлий Юсупов на свое странице в Facebook опубликовал пост, посвященный проблемам высшего образования в Узбекистане.

Кроме этого, он прокомментировал видеоролик, снятый выпускником Ташкентского фармацевтического института.

Напомним, что на днях о состоянии высшего образования в Узбекистане также рассказал выпускник Ташкентского фармацевтического института Жамшид Зияханов. Он отметил, что система высшего образования страны находится в глубоком кризисе.

По его мнению, это происходит из-за:

– низкого качества преподавания, отсутствия должных мотивации студентов и контроля их знаний и навыков;

– неэффективной структуры предметов, чрезмерной загрузки аудиторной работой, отсутствия сил, времени и мотивации на самообразование;

– отрыва образования от практических нужд, отсутствия у выпускников необходимых навыков и опыта;

– отсутствия у преподавателей должной мотивации, их загруженность бессмысленной бюрократической отчетностью.

«Мы живем в XXI веке, в период величайшей в истории человечества научно-технической революции, перехода к постиндустриальному обществу. К обществу, где самым главными ресурсами являются не земля, не полезные ископаемые, не накопленный физический капитал, а инновации, информация, знания и навыки. Без должного образования людям в этом обществе делать нечего. Лишая нашу молодежь качественного образования, мы лишаем их будущего. Стыд и позор», – сказал Юлий Юсупов.

Он заявил, что существуют две ключевые причины провала системы образования в Узбекистане.

Это:

1. Застой и загнивание нашей экономики, обусловленный экономической моделью, возникшей после 1996 года. Если нет должного спроса на образование, то и качество услуг образовательной системы не имеет значения.

2. Порочная, неэффективная система высшего образования, возникшая в нашей стране в начале 1990-х годов, предполагающая:

- жесткоцентрализованную бюрократическую систему управления высшими учебными заведениями, нацеленную не на подготовку хороших специалистов, свободно мыслящих и активных граждан страны, а на выращивание лояльных власти, послушно исполняющих любые решения начальства манкуртов;

- отсутствие академической и финансовой самостоятельности вузов и конкуренции между ними.

«На решение этих проблем и должна быть, в первую очередь, нацелена реформа высшего образования. Вузы должны получить самостоятельность, в том числе экономическую, а также возможность самим решать, сколько студентов они готовы обучать. Нужно снять неоправданные барьеры на пути появления новых учебных заведений», - сказал Юсупов.

Он отметил, что необходимо переходить на ваучерную систему финансирования высшего образования, когда успешно сдавший вступительные экзамены абитуриент, сам выбирает вуз, в котором он сможет бесплатно учиться (или доплачивая, если размер гранта не позволяет покрыть всю стоимость обучения в данном учебном заведении), неважно, государственный это вуз и или частный.

«Все это позволит создать конкуренцию между вузами и преподавателями, обеспечит должную мотивацию по предоставлению качественных услуг образования и финансовые возможности для их предоставления. Ну а мотивацию в получении этих услуг может дать только развивающаяся экономика. Будем надеяться на продолжение экономических реформ», – заключил экономист.

Новости по теме