Узбекистан | 20:44 / 21.09.2019
5215
8 минут чтения

И снова об НДС: анализ и предложения

В предыдущей статье мы писали, что НДС располагает огромными возможностями с точки зрения поступлений в бюджет. Однако налоговая система должна быть не только экономически выгодной, но и социально сбалансированной.

В последнее время при налаживании налоговых отношений проводятся исследования, широко раскрывающие суть понятия «налоговая социология». К примеру, французский экономист и социолог М.Лepya раскрыл 3 стороны налоговых отношений: государственную налоговую политику, рациональное поведение налогоплательщика и налоговую справедливость.

Фундаментальные работы в области налоговой социологии также отражены в работе J. Shumpeter, R. Goldshid, J. Kempbell, J. Bekxaus, M. Mac Lur, Jeyms O'Konnor, R. Vagner, B. Nerr.

Налоговая социология всесторонне анализирует налогооблажение в качестве многоизмеряемого социального явления, предотвращает негативные и непредсказуемые (возникающие сами по себе) социальные последствия и риски, способствует формированию высокого налогового порядка, закрепленного налоговой культурой налогоплательщиков, повышению доверия налогоплательщиков к государственной налоговой политике.

На сегодняшний день во многих государствах в программах по подготовке специалистов в сферах экономики, налогов и финансов обучаются предметы «Социология в сферах экономики и финансов», «Фискальная социология». Например, в Финансовом университете при правительстве Российской Федерации с 2008 года обучается программа «Экономическая социология».

Ситуацию, возникшую в Узбекистане по НДС, можно связывать с недостаточным или, по крайней мере, вовсе не изучением вышеуказанного социального явления.

Прежде всего, в нашей ситуации нам необходимо найти ответы на такие вопросы, как было проведено социологическое исследование до или после введения НДС, наблюдалась ли социальная эффективность обложения НДС, осуществляются ли социологические исследованияв деятельности налоговых органов вообще, организованы ли аналитико-социологические службы в управлении налоговой системой, прогнозируются ли социальные последствия управленческих решений.

К примеру, как поведут себя население, субъекты предпринимательства при введении, повышении либо снижении ставки НДС? Изучаются ли все эти факторы?

Из-за недостаточности анализа по социальному положению или поведению налогоплательщиков в рамках реформ, связанных с НДС, уполномоченными министерствами и ведомствами несколько раз заявлено об отсутствии или минимальном негативном воздействии НДС на цены и субъекты предпринимательства. Однако, текущее состояние потребительских товаров и рынка, настроение субъектов предпринимательства доказывают обратное.

Недавно в целях выявления проблем, волнующих местных и иностранных инвесторов, Научно-исследовательским центром при Ташкентском государственном экономическом университете, проведена беседа со свыше 200 местными предпринимателями Хорезмской, Бухарской, Кашкадарьинской, Сурхандарьинской, Сырдарьинской и Наманганской области. Как выявилось, самая острая проблема – это тяжелая налоговая нагрузка и высокие ставки НДС, которые мешают работе инвесторов.

Исследования показывают, что низкая эффективность налоговой системы во многом обусловлена тем, что она действует в соответствии с экономическими законами и нормами, игнорирует общность взаимодействия объективных и субъективных факторов и отделяет налоговую систему от социальных механизмов.

Если обратиться к цифрам, несмотря на то, что с начала нынешнего года налоговое бремя на предпринимателей снизилось до 30%, свою деятельность прекратили 135 тыс. предпринимателей.

Это на 3% больше по сравнению с прошлым годом.

С начала года число плательщиков НДС выросло в пять раз. Однако, из-за отсутствия эффективной и упрощенной системы расчета НДС, налоговые отчеты не смогли сдать 9 тыс. (35%) из 26 тыс. предприятий, перешедших на новую систему.

При этом следует отметить, что по состоянию на 1 августа нынешнего года, упрощенной системой НДС, внедренной в целях упрощения расчета НДС для малого бизнеса, воспользовались лишь 6 тыс. налогоплательщиков. Кроме этого, данная система усложнила механизм расчетов для многопрофильных предприятий, так как это требует применения отдельной ставки для каждой деятельности и ведения отдельного бухгалтерского учета.

Говоря о социальных механизмах, хотелось бы поразмышлять о часто встречающемся в обществе и свойственном субъектам предпринимательства поведении. Как известно, отдельная категория налогоплательщиков пользуется определенными налоговыми льготами. Однако, здесь нет разницы между ценами на продукты и услуги, производимые компаниями, которые не используют льготы в отношении своих продуктов или услуг. Почему нет? Ведь выгода должна быть в том, чтобы товары были дешевле, если они пользуются льготой!

Проведенные в данном направлении исследования показывают, что в большинстве случаев предоставление льгот или снижение ставки не приводит к снижению сформированных на рынке цен, то есть субъект предпринимательства, воспользовавшийся этой преференцией, обычно не снижает цену.

По мнению экспертов, повышенная ставка НДС, во-первых, приведет к тому, что предприниматели будут искать новые возможности избегания налогообложения, сохранить свои позиции на рынке и снизить влияние НДС. Во-вторых, приведет к увеличению элементов коррупции. В-третьих, приведет к тому, что процент и стоимость обналички вырастет, что создаст дополнительные возможности для предпринимателей, которые наживаются на теневой экономике.

Комплексный анализ НДС как многомерного социального явления, изучение взаимодействия объективных и субъективных факторов, поможет предотвратить будущие возможные негативные последствия при его внедрении.

Предложения

В результате анализа предлагается следующее:

I. Мероприятия по смягчению негативных последствий НДС необходимо организовать в двух этапах:

1) С 1 января 2020 года все предприятия независимо от их объема товарооборота перевести на уплату НДС, при этом снизить ставку НДС;

2) Создать инфраструктуру, связанную с НДС, то есть:

- максимальная отмена льгот;

- разработка упрощенного порядка расчета и уплаты НДС;

- скорейшее введение системы электронной счет-фактуры, анализ движения товаров и контроль за начислением НДС;

- внедрение порядка обязательного покрытия суммы, превышающей начисленной суммы НДС.

Следует отметить, что выполнение вышеупомянутых мероприятий именно с низкой ставкой намного легче и безболезненно. Высокая ставка настораживает предпринимателей, в результате усложнится создание необходимой инфраструктуры. Не развитая или слабая инфраструктура приводит к усилению негативного воздействия НДС.

II. В целях возмещения бюджетных потерь, связанных со снижением ставки НДС, оптимизировать государственные расходы, исключить чрезмерные расходы, повышать расходы созвучно с развитием экономики;

III. Налаживание проведения социологических исследований в налоговой сфере, организация аналитико-социальных служб в управлении налоговой системой;

IV. Усиление разъяснительной работы среди представителей бизнеса по расчету НДС со стороны Министерства финансов, Государственного налогового комитета, Торгово-промышленной палаты;

VII. Эффективное применение всех других факторов обуздания цен;

VIII. Внедрение в программу подготовки специалистов в сферах экономики, налогов и финансов предмета «Социология в сферах экономики и финансов».

P.S. Эти анализы и предложения были разработаны Институтом исследования правовой политики при Министерстве юстиции в августе 2019 года и представлены соответствующим государственным органам, включая Государственный налоговый комитет.

Н.И.Нарбаев,
начальник отдела Исследовательского института правовой
политики при Министерстве юстиции Республики Узбекистан

Новости по теме