Узбекистан | 20:24 / 04.10.2019
10700
8 минут чтения

На кого больше спрос на рынке труда – магистров или бакалавров?

В этом году я заканчиваю вуз. Не знаю, какой путь выбрать: продолжить учёбу в магистратуре, или же достаточно диплома бакалавра? Имеет ли значение степень диплома? Я думаю, что многие ломают голову в поисках ответа на этот вопрос. Может ли учёба в магистратуре повлиять на карьерный рост? Вообще, в чём заключается цель обучения в магистратуре? На кого спрос больше на рынке труда – на магистров или на бакалавров? Нужно ли нам проходить этот 2-летний этап. В этой статье мы попытаемся дать научную и практическую оценку вопроса.

«Трудовой статус магистров и бакалавров должен определяться соответствующими законами»

Рустам Холмуродов, ректор Самаркандского государственного университета:

- Конкурс в магистратуру очень низкий. Если в прошлом году для поступления в бакалавриат в Самаркандский государственный университет на одно место приходилось 10 абитуриентов, то в магистратуру - всего два человека на место. Это связано с тем, что трудовой статус бакалавров и магистров четко не определен.

20 лет назад мы приняли двухступенчатую систему образования, но не определили должности, которые они могут занимать, разницу в заработной плате обладателей этих двух дипломов (кроме высшего образования). Поэтому у студентов нет интереса к магистратуре. Если во всех сферах ключевые задачи будут выполняться магистрами, если мы сможем поднять статус магистра, то получим более качественный состав кадров. 

Мы не сможем удовлетворить потребности потребителей, подготовив специалистов бакалавров с общепрофессиональным образованием и магистров с общенаучными знаниями. К сожалению, сейчас мы не можем выпускать магистров с глубокими знаниями. Поэтому я считаю, что трудовой статус магистров и бакалавров должен определяться соответствующими законами. Трудно достичь цели на всех этапах обучения без принятия собственной модели образования. К сожалению, до сих пор этому этапу высшего образования не было отведено достаточно внимания.

«Сформировалось неверное представление о том, что обучение в магистратуре даст возможность занимать высокие должности»

Фирдавс Саидов (преподаватель вуза):

- У нас неправильный взгляд на магистратуру. Во-первых, большинство из нас думает, что если он не закончит магистратуру, то не станет обладателем полного высшего образования. Во-вторых, что без магистратуры невозможно подняться по карьерной лестнице. Говоря проще, без магистратуры он не сможет занимать высокие посты. На самом деле, мы должны понять, что магистратура – это научные изыскания. Необходимость проведения научных исследований по своей специальности, применение их на практике в вузе – это и есть ключевые направления и цель учёбы в магистратуре.

На рынке труда есть потребность в обоих направлениях обучения. Но и здесь есть свои нюансы. К примеру, на одну должность есть два претендента, один магистр, другой бакалавр. Работодатель во многих случаях выберет магистра. Несмотря на то, что оба кандидата могли бы занять эту должность. Это конечно неправильно. В итоге, выпускник бакалавриата будет стремиться получить степень магистра. Даже если у него нет способностей к научным исследованиям, он будет думать, что это имеет значение для его карьеры и будет стараться поступить в магистратуру. Из-за вот таких требований и рассуждений, степень подготовки магистров и качество образования значительно снижаются. Следует понимать, что магистратура предназначена для научных исследований, научно-педагогической деятельности, а не для карьерного роста.

«Некоторые выпускники, после окончания бакалавриата не найдя достойной работы, решают поступать в магистратуру»

Назира Тошпулатова (доцент факультета международной журналистики УзГУМЯ):

- На рынке труда нет специальных льгот для магистров. Магистратура – академическая ступень образования, предназначенная для глубокого изучения сферы, проведения научных исследований и совершенствования знаний будущих педагогов вузов. Одна из причин потери статуса магистратуры и её цели – незнание её предназначения. Многие до сих пор не вполне осознают, зачем им нужна степень магистра. Конечно, есть и те, кто осознанно поступает в магистратуру для осуществления своей научной деятельности. Но есть и те, кто после окончания бакалавриата не найдя достойную работу, решают потратить еще два года жизни учась в магистратуре. В итоге, получая высшую научную степень относительно бакалавра, с точки зрения своего потенциала, они отстают от них. Если в бакалавриате мы готовим специалистов определенной области, то магистратура рассчитана на глубокое изучение сферы, её актуальных проблем и путей их решения с научной точки зрения.

В системе высшего образования в подготовке магистров есть ряд недостатков. К примеру, при выборе фундаментальных предметов есть обобщения, а в составленных программах имеются недочёты. Магистры должны самостоятельно изучать научные проблемы и находить пути их решения. На этом этапе преподаватели должны работать со студентами индивидуально, но большинство студентов не понимают, что от них требует преподаватель, так как у них нет навыков и они не готовы к проведению научных исследований.

Всем известен тезис: магистр должен обладать большими знаниями, нежели выпускник бакалавриата. Как было сказано выше, из-за отсутствия статуса магистра на рынке труда, мало кто решается обучаться в магистратуре.  

Есть еще одна причина «низкой образованности» в подготовке магистров – это их работа. Им предоставляется возможность подрабатывать (0,25 или 0,5 ставки) для возможности оплаты контракта за учёбу. Возникает острый вопрос: если магистры будут работать, то когда им заниматься научно-исследовательской деятельностью? Если на рынке труда им будут предоставлены льготы, это послужит стимулом в подготовке.

Насколько важен диплом магистра при трудоустройстве на государственную службу?

Имеет ли ценность диплом магистра на рынке труда? Насколько важно (известно, что негосударственные предприятия не учитывают степень диплома, так как в частном секторе это не играет роли) иметь диплом магистра для трудоустройства на госслужбу. Чтобы ответить на эти вопросы мы обратились в некоторые госучреждения. 

По информации пресс-службы министерства юстиции, в системе органов юстиции степень магистра требуется при назначении сотрудника на должности, связанные с педагогической деятельностью. Для руководящих должностей достаточно наличие диплома бакалавра. Главный акцент делается на работоспособность, знания и профессионализм кандидата.

Руководство АО «Узавтосаноат» сообщило, что для работы в их системе достаточно иметь 4-летнее высшее образование. 

Мы связались и с пресс-службой Налогового комитета, и там отметили, что у них разработан специальный план приёма сотрудников, в котором особое значение имеет профессионализм кадров. В этом документе не прописаны какие-либо льготы для обладателей дипломов бакалавра или же магистра.

Таким образом, можно сделать вывод, что диплом бакалавра может считаться основанием для вашего успешного трудоустройства.

Мухаббат Маъмирова

Новости по теме