Путешествие на поезде Ургенч-Ташкент-Ургенч: недостатки и достижения
В статье можно ознакомиться с таблицей рейсов, ситуацией на вокзалах, состоянии вагонов и качестве сервиса для пассажиров.
Государственно-акционерная железнодорожная компания «Узбекистон темир йуллари» - один из крупнейших монополистов в сфере перевозки пассажиров и грузов в Узбекистане. Но, насколько удобно пассажирам пользоваться её услугами?
Ответ на этот вопрос я попробую дать из личного опыта, приобретенного во время поездки на поезде по направлению Ургенч-Ташкент-Ургенч.
В этом месяце по долгу службы я был вынужден поехать в командировку из Ургенча в Ташкент. Для этого я воспользовался услугами компании «Узбекистон темир йуллари». Так как последний раз услугами железнодорожного поезда я пользовался 12 лет назад, для меня было интересно наблюдать за изменениями и делать некоторые выводы.
Для пассажиров направляющихся из Хорезма в Ташкент есть несколько вариантов выбора транспорта. Железнодорожный, пожалуй, остается самым популярным среди них. Основными причинами этого выбора являются стабильность цен на билет и бытовые удобства.
Для сравнения возьмем, к примеру, цену авиабилета на самолет из Ургенча в Ташкент, которая на сегодняшний день составляет 425 тысяч сумов. Если вы решили поехать автобусом, то вам придется выложить 115 тысяч сумов. Частные таксисты, исходя из ваших требований и предложений, довезут вас до места за 130-150 тысяч сумов. Стоимость билета в плацкартный вагон варьируется от 120 до 140 тысяч сумов.
Кроме того, главным удобством поезда является то, что вы можете прилечь, вытянуть ноги и отдохнуть. Это делает путешествие на поезде гораздо более предпочтительным, чем на автобусе или в такси.
Сначала - положительные стороны сервисного обслуживания компании «Узбекистон темир йуллари»
Особо хочу отметить удобство расписания рейсов поездов из Хорезма в Ташкент. Поезда отправляются ближе к вечеру и находясь в пути 14 часов, прибывают в Ташкент к 7 часам утра. Это удобно для тех пассажиров, которые затем направляются на учёбу, в больницу или же по другим делам. Вы можете своевременно прийти в государственные органы, институт, медучреждение как раз к началу рабочего дня.
Расписание обратного рейса из Ташкента в Хорезм - также удобно для пассажиров. Поезд отправляется в 20-30. То есть вы можете сделать все свои дела в течении дня и вернуться обратно. Это расписание позволяет людям прибыть рано утром в столицу, завершить все необходимые дела и вечером вновь сесть в поезд чтобы вернуться в Хорезм.
Для того, чтобы войти в вокзал и сесть на поезд, достаточно потратить 5-10 минут времени. Функционирующие здесь два поста максимально быстро проводят осмотр багажа и регистрацию. Сотрудники отличаются вежливостью. Это не может не радовать посетителей.
Моё внимание во время поездки привлекло ровное и плавное движение поезда. Чувствуется, что в последние годы был произведен ремонт железных дорог, что отразилось на высокой скорости поездов и их плавном перемещении. Конечно, это удобно. Я помню времена, когда из-за сильных толчков в вагоне пассажиры не могли заснуть. Сейчас все иначе.
Как только вы садитесь в вагон, вам приносят чистое постельное бельё и полотенце, упакованные в целлофановые пакеты. Состояние наволочки, простыни и пододеяльника тоже неплохое. В вагоне кипит самовар, постоянно есть кипяченая вода. С самого начала поездки и до конца у пассажиров есть возможность заварить кофе, чай. Я не видел, чтобы кипяток заканчивался или остывал.
На этом заканчивается приятная сторона путешествия. Теперь перейдем к вездесущим недостаткам.
Перроны железнодорожного вокзала - пассажирские платформы, очень низкие. Если вы хотите подняться в вагон или выйти из него, вам нужно воспользоваться лестницей, высотой около 1,5 метра. Это очень неудобно и опасно для пожилых граждан, больных, людей с инвалидностью и пассажиров с багажом.
На современных вокзалах мира уровень перрона и поезда практически равен – это не затрудняет передвижение пассажиров. В Узбекистане я не встречал подобного.
Ситуация на Южном железнодорожном вокзале Ташкента, привлекла моё внимание. Естественно, что здесь много поездов, так как это одна из крупнейших железнодорожных станций в Узбекистане. Если на станцию приходят одновременно 3-4 поезда, то они остаются на путях. Как людям добраться до поездов, стоящих на 2-й, 3-й, 4-й линиях? На Южном железнодорожном вокзале эта проблема была решена с помощью подземного перехода, который уходит глубоко под землю и создает неудобства пассажирам. Это почти как подниматься на третий этаж.
Конечно, это не совсем удобно для пожилых, людей с инвалидностью, пассажиров с тяжелым багажом. В таком случае, разве не лучше было бы оснастить подземный ход эскалатором? Или в поезд садятся только молодые и здоровые люди?
Санитарное состояние в плацкартных вагонах сложно назвать хорошим. Как только пассажиры садятся на свои места, поднимается пыль и люди начинают кашлять.
По пути в Ташкент одна из женщин ела тыквенную самсу, и не доев вторую, завернула её в пакетик и оставила в вагоне. Вы не поверите, но на обратном пути в Ургенч, по воле случая, я вновь сел в этот же вагон и увидел эту самсу. Кто-то засунул ее в одеяло. Значит, на протяжении 13 часов здесь никто не убирался?
Несмотря на то, что плацкартный вагон рассчитан на 54 пассажиров, здесь в наличии всего 3-4 чайника и 10-15 стаканов. Проводник советует пассажирам пользоваться ими по очереди. Но если 54 пассажира будут в порядке очереди ждать своего череда воспользоваться чайником и стаканами, то можно прождать до полуночи.
В стоимость билета включена выдача пассажирам одноразового чайного пакетика и сахара. Но их можно получить лишь, только тогда, когда попросишь лично. Чайных ложек вообще нет в вагоне. А сахар в чае мы должны размешивать пальцем?
Если существует нехватка чайников, стаканов и чайных ложек, почему нас заранее не оповестили об этом – к примеру, во время продажи билета? Возможно, мы взяли бы с собой чайник, стакан и ложечку.
Еще компании «Узбекистон темир йуллари» было бы полезным разместить в вагоне информацию о том, что выдается пассажирам бесплатно.
С самого начала моего путешествия в вагоне было душно и жарко. Поэтому я сказал, что одеяло мне не нужно, надеясь на то, что не замерзну, прикрывшись пододеяльником. Позже я сильно пожалел об этом. Уже ночью температура воздуха в вагоне весьма ощутимо понизилась. Я не мог заснуть от холода, а накрывшись пододеяльником так и не смог согреться.
Это стало для меня своеобразным уроком и по возвращению из Ташкента я попросил у проводника одеяло. Но он ответил, что в вагоне всего 3-4 одеяла и они все розданы. Только тогда, когда я потребовал позвать начальника поезда и пригрозил, что буду требовать вернуть часть денег, потраченных на покупку билета, проводник собрав с других вагонов 10-15 одеял, раздал их детям и женщинам, остальные пассажиры продолжали мерзнуть ночью.
Почему в вагоне, рассчитанном на 54 пассажиров, имеется всего 3-4 одеяла? Как пассажиры будут спать ночью в холодную погоду? В вагоне могут быть маленькие дети, женщины, пожилые и люди с инвалидностью. Они могут простыть, а больным пассажирам станет еще хуже!
Практически у каждого из нас есть мобильный телефон. Люди и в поезде хотят общаться, пользоваться социальными сетями. Дети, чтобы скоротать время, играют в мобильнике. Некоторые люди, садятся в поезд после рабочего дня. И как правило, их телефоны заметно разряжаются. Но в вагоне, оказывается, имеется всего две розетки.
Одна из них находится в туалете (предназначена для электрических приборов), другая рядом с самоваром (для включения электрических чайников в нужный момент). Они не рассчитаны на подзарядку мобильного телефона. Но люди все же пытались ими воспользоваться, что привело к созданию очереди и ссорам. Почему для пассажиров не созданы условия для зарядки телефона?
20 лет назад я пользовался услугами российской железнодорожной компании «Российские железные дороги». Думаю, у меня есть основания для сравнения. Перрон вокзала и выход из вагона поезда там - практически на одном уровне. Вагон отличается чистотой. Проводник каждые полчаса обходит пассажиров, предлагая сладкий чай. В вагоне вывешена табличка с указанием направления поезда и времени пребывания на каждой станции. В вагоне нет безбилетных «зайцев».
По рассказам моего попутчика, направляющегося в Ташкент, в настоящее время в вагонах поездов РЖД каждые полчаса протирают пол. Кроме того, под столиками размещены розетки, с помощью которых пассажиры могут подзарядить телефон. Я не могу судить, насколько эта информация правдива, хотя в этом нет ничего сверхъестественного, правда?
В целом, мне понравилось путешествовать железнодорожным транспортом. Даст бог, в следующий раз, направляясь в очередную командировку, я вновь воспользуюсь услугами «Узбекистон темир йуллари» и поделюсь с вами своими новыми впечатлениями.
Нурмухаммад Саид