Что нужно знать о единой транспортной карте?
Пару дней назад в Ташкенте поступила в продажу так называемая единая транспортная карта. Она предназначена для бесконтактной оплаты за проезд в общественном транспорте.
Внедрение автоматизированной системы оплаты за проезд было инициировано соответствующим постановлением Кабмина в ноябре прошлого года. Действующими инвесторами проекта являются – Uzcard, Алокабанк и Министерство транспорта, а компания ООО «Avtomatlashtirilgan transport to’lov tizimi operatori» (ATTO) занимается реализацией проекта.
Существует два вида карт:
• транспортная карта общего пользования;
• льготная транспортная карта (для пенсионеров, инвалидов, студентов, участников второй мировой войны и других военнослужащих).
Стоимость единой транспортной карты – 11 тыс. сумов. Первая поезда бесплатная, т.е. стоимость самой карты 9600 сумов. Карта выдается на два года.
Карту общего пользования можно приобрести в пунктах реализации проездных карточек, в кассах метрополитена, в филиалах банка AloqaBank и в филиалах мобильного оператора UCELL. Льготную карту можно приобрести в районных центрах госуслуг. Пополнить счет можно через MyUzCard, Payme, Click и Paynet.
По словам главы АТТО Тимура Азадова, на сегодняшний день более 70% столичных автобусов оснащены портативными устройствами для бесконтактного списания платы за проезд – валидаторами.
«На текущий момент порядка 800 автобусов оснащены мобильными валидаторами и с каждым днем их количество увеличивается. Вы подходите к кондуктору со своей транспортной картой, касаетесь валидатора и происходит автоматический процесс списания, т.е. вам не придется ждать», – отметил Азадов.
В центральных районах областей республики, возможность расплачиваться при помощи единой транспортной карты будет доступно с сентября текущего года.
Отмечается, что в автобусах система будет внедряться в два этапа.
«Первый этап, который будет длиться примерно месяц – это этап прямого общения. Вы подходите к кондуктору, спрашиваете, можно ли платить через карточку, если да, то касаетесь картой валидатора и происходит списание. Второй этап – это установка стационарных валидаторов на каждую дверь автобусов. Вот тогда кондукторная система будет ликвидирована, а будет действовать контрольно-ревизионная служба. Каждые две-три остановки заходит ревизор и начинает проверять. Это стандартная схема в мировой практике. Но к ней мы перейдем плавно», – рассказывает глава АТТО Тимур Азадов.
В настоящее время в столичном метрополитене идет процесс установки стационарных валидаторов.
«Думаю, до 15 января мы успеем оснастить холостые турникеты в каждом вестибюле в метрополитене нашими устройствами. Апробировать систему можно на Юнусабадской линии. Там мы раздали мобильные валидаторы контролерам», – отметил Азадов.
По словам главы АТТО, у сервиса большие возможности для дальнейшего расширения.
«Данный сервис имеет возможность масштабироваться. Мы начинаем с общественного транспорта, но скоро в Ташкенте будут внедрены платные парковки. Этими же картами можно будет оплачивать платные парковки. Кроме того, в перспективе их можно будет использовать для микроплатежей, купить хлеба, например», – резюмировал гендиректор АТТО Тимур Азадов.
Отмечается, что в данный момент идет процесс интеграции системы с международными картами и уже с февраля в общественном транспорте появится возможность расплатиться с помощью карт Visa, Mastercard, China UnionPay и Мир.