Общество | 19:54 / 09.01.2020
7065
10 минут чтения

«Невидимка» в Миришкорском районе»! – О роли добровольных народных дружин

Прежде чем мы начнем свой рассказ мы хотели бы признать один факт: мы впервые сталкиваемся с таким случаем, как в Миришкоре. Даже самые пожилые жители села говорят, что за всю жизнь никогда не сталкивались с такой «неизлечимой болезнью».

В обращении, поступившем в редакцию от жителей кишлака Помук Миришкорского района Кашкадарьинской области, говорится о том, что здесь происходят странные вещи. Каждое утро люди просыпаются с одним вопросом: «Чей же дом ограбили на сей раз… Воровство дошло до той крайней меры, когда его уже невыносимо терпеть. 

«Что уж говорить о домах, где проживают беззащитные вдовы, одинокие женщины, у которых в доме нет мужчины», - говорилось в обращении.  

Сегодня мы уже с трудом верим подобным фактам, кажущимся для нас небылицами. Ведь мы живем не в прошлом веке или в обществе беззакония! Сейчас ведь не время массовых краж и страха. С такими мыслями мы направились в отдаленный кишлак Миришкорского района – Помук.

По дороге мы пообщались с первым встречным человеком. Удивительно! Но, он подтвердил это сообщение и сказав, что очень быстро соберет нам потерпевших, направился в махаллю. Действительно, когда собрались жители кишлака, они подтвердили, что за последние два-три месяца у них, удивительным образом стало пропадать имущество: у кого-то украли скотину, у кого-то холодильник, домашнюю утварь, вещи и т.д. По мнению жителей в селении появились «удальцы», которые не выбирают ни время, ни людей, ни место.

К примеру, 27 декабря у жителя кишлака Яхшимурода Муродова увели со двора двух коз. Украли ночью, кто – не известно. Воры, отведя коз на километр от селения, зарезали их и забрали мясо.  Хозяева обратились с заявлением к инспектору профилактики, но – безрезультатно. Жертвами воров, помимо Яхшимурода, стали еще около десяти жителей кишлака. Их имущество и скот тоже не были найдены.

Один из собравшихся жителей рассказал, что в конце декабря у одной семьи, живущей неподалёку, тоже украли двух баранов. Мы направились в указанный дом и пообщались с домохозяйкой Дилбар Жуматурдиевой.

- У меня и было-то всего два барана, я откармливала их в надежде, что зарежу на свадьбу сына, но их украли, - говорит Д.Жуматурдиева. – В два часа ночи 22 декабря наш пес начал лаять, мы вышли посмотреть, дверь в сарае была открыта, а бараны – пропали. Хорошо, хоть не забрали корову. Мы написали заявление в ОВД. Сотрудники пришли, сфотографировали, но новостей всё нет. В последние два-три месяца подобные случаи происходят часто. У нашей соседки тоже украли двух баранов. Она потеряла мужа и воспитывает своих детей одна. Теперь ей будет еще тяжелее…

В ходе изучения мы выяснили, что жители кишлака Помук, в основном, живут за счет животноводства, которое кормит их семьи.

Здесь практически нет возможности заниматься сельским хозяйством или предпринимательством. Теперь жизнь учит их не оставлять без присмотра свой скот не только днем, но и ночью. 

Как вы думаете, что держит в руке вот этот человек, изображенный на фото? Это специальное оружие для специального отряда, добровольно созданного в кишлаке, своеобразная добровольная народная дружина. В селении создано 13 таких дружин. Каждая из них ночью должна охранять по 60 домов сельчан. 

«Мне 73 года, но я не припомню ничего подобного»

Сафар-бобо Эргашев из кишлака Помук, тоже высказал собственное мнение по этому поводу.

- За одну ночь украли скот сразу у двоих наших соседей. В последние 3-4 дня таких случаев нет. Видимо потому, что парни нашего кишлака по очереди организовали ночное дежурство. Кражи происходили одна за другой. Я слышал, что в соседних махаллях тоже произошло около 15 краж. А сколько я не знаю… Такого я не видел за всю свою 73-летнюю жизнь. Сотрудники органов внутренних дел приходят, но воры до сих пор не пойманы.

Рузимухаммад Эркаев, ночной общественный охранник:

- В день происходило по одной–двум кражам. В итоге мы сами, начиная с 20 декабря решили создать добровольный отряд охранников и следить за ситуацией по ночам. Мы были вынуждены принять такое решение. Разделившись на 13 групп, мы дежурим до рассвета. Вместе с нами работают и участковый и посбон (сторож махалли). Но пока вор не пойман. Такого у нас в кишлаке не было никогда.

Мы задались вопросом, а знают ли в хокимияте Миришкорского района о страданиях жителей кишлака Помук от воровства?

Представитель хокимията проинформировал нас о том, что в кишлаке Помук зарегистрировано всего 4 кражи, в двух случаях украденный скот был возвращен.

Такой ответ только увеличил количество имеющихся у нас вопросов. Во-первых, в кишлаке мы не встретили ни одного человека, который бы подтвердил, что ему вернули украденное. Второй непонятный для нас факт – нам сказали, что в селении произошло всего 4 кражи, но даже людей, которых обворовали и с которыми мы пообщались лично - гораздо больше!

Один из жителей рассказал, что после кражи его скотины он написал заявление в органы внутренних дел, но его попросили забрать заявление обратно. По его словам, сотрудники ОВД назвали причину - увеличение количества заявлений. Для прояснения ситуации мы с представителем хокимията направились в ОВД №2 Миришкорского района.

Более часа мы дожидались инспектора профилактики и сотрудника уголовного розыска на пороге отдела внутренних дел, но так и не смогли поговорить с ними.

Неужели сотрудники ОВД не захотели прокомментировать ситуацию? Еще одно: кажется, в областном управлении внутренних дел знают лишь об одной краже, произошедшей в районе, видимо потому, что районный отдел сообщил только об одной краже. Потому что, в информации, предоставленной УВД области значится всего одна кража. Наверное, теперь, полная информация будет предоставлена.

Кстати, в последнее время председатели махаллей тоже стали требовать от людей, пострадавших от краж, забирать заявления.

– В последних числах октября прошлого года у меня украли двух баранов прямо со двора, - говорит один из жителей. – Я сразу подал заявление в ОВД, но никакого результата не было. А потом председатель махалли ПОРЕКОМЕНДОВАЛ мне забрать заявление обратно. Сами, говорит, найдутся. 

Если бы свидетелем этой ситуации стал писатель Абдулла Каххор, то, возможно, он бы написал продолжение своего рассказа «Вор»…

Что происходит в Миришкоре?

После всего произошедшего, любой человек задастся вопросом: что происходит в районе!?

Не хочется оценивать работу ОВД, но возникает вопрос. Почему не раскрыты преступления в селе Помук? Почему никто не говорит о том, что ему вернули украденное? Почему не правоохранители, а сами люди вынуждены ночью охранять свои дома с дубинкой в руке?

Мы, без преувеличения, можем сделать вывод о том, что сегодня жители кишлака Помук не спят по ночам, потому что боятся за своё имущество, их покой нарушен. А преступников нет, они не найдены.

Как ни странно, но напрашивается предположение: воры, терроризирующие население кишлака, настолько опытные профессионалы и используют новейшую технологию воровства, что не оставляют следов и улик, или же это работа «человека-невидимки»!

Анвар МУСТАФОКУЛОВ,

Исомиддин ПУЛАТОВ, корреспонденты Kun.uz.

Фахриддин ХОТАМОВ, оператор.

перевод Вадим Султанов

P.S.: Пока мы готовили эту статью, из кишлака Помук пришло известие. По словам одного из жителей, воры были пойманы.

Интересно. «Молодцы», которых не могли найти три месяца, после нашего расследования нашлись за один день… Что бы там ни было, если это правда, то, похоже, наш визит в кишлак был к добру...

Новости по теме