Общество | 22:38 / 26.02.2020
8003
11 минут чтения

Трасса за дверями дома. Жители Кибрайского района годами ждут улучшения условий жизни. Есть ли решение проблемы?

В нашу редакцию обратилась группа граждан, проживающих в махаллях «Джарбоши» и «Баркамол» Кибрайского района Ташкентской области с жалобами на то, что их строения были повреждены дорожным строительством, чиновники районной администрации пообещали восстановить их, но не сдержали слово. Kun.uz провел расследование по этому обращению.

Указом Президента Республики Узбекистан от 17 ноября 2014 года № 2264 предусматривается строительство и реконструкция участков Ново-Ташкентской кольцевой дороги.  В частности, планируется, что 17–34 километры трассы 4R250 «Ташкент – Чингельди» будут построены Мостостроительным трестом. В связи с расширением старой дороги, несколько здешних зданий попали под снос.

«На месте недавно построенного на краю дороги бетонного лотка, была наша стена. Здесь у нас был туалет, баня. Поскольку наши дома – это, дома барачного типа, мы построили наши туалеты и бани снаружи, окружив их стенами. Эти строения были снесены за один день. Никаких предупреждений не было.

Постройки попали в «красную линию», их снесли под предлогом того, что они были построены самовольно. Под тем же предлогом не была выплачена и компенсация. Сейчас у нас нет водопровода, негде мыться, мы живем в тяжелых условиях. Наши постройки были снесены еще в ноябре 2018 года», - жалуется один из заявителей, Акмал Хотамов.

«У меня та же проблема. Куда мы только не обращались с этим вопросом. Мы ходили в Генеральную прокуратуру, в хокимият Ташкентской области, в суд. На наши обращения все органы отвечали одинаково, ссылаясь на то, что объекты были построены самовольно.

Мы живем здесь уже 50 лет. Этот барак был построен в 1966 году. Этот дом был подарен моей матери, которой сейчас за восемьдесят, птицефабрикой, а в 2003 году она приватизировала этот дом. В то время дорога была довольно далеко, тротуар для пешеходов проходил за нашими стенами, и они никому не мешали.

Да, этих строений не было в кадастре, и когда стены были сломаны, там были специалисты, которые документировали. Когда я сказала им задокументировать нам эти места, они ответили: «Если вы восстановите свой забор (который они же и разрушили), мы сделаем кадастр». Это же открытое издевательство над человеком, я не знаю, что теперь делать!», - возмущается другая заявительница Ирина Капустина.

«Ладно, наши здания были построены неправильно, в 2018 году мы пошли в кадастровый отдел Кибрая, чтобы задокументировать наши здания, когда президентом была объявлена «амнистия» на дома, построенные самовольно. «Из-за красной линии эти места не могут быть легализованы», - сказали нам. Когда мы попросили какие-нибудь документы подтверждающие, что наши дома находятся на «красной линии», нам и этого не дали.

«Стены были разрушены, и в настоящее время нет защитной зоны. А завтра, если на краю дороги пройдет тротуар, выходя из дома мы будем попадать прямо на него. Примите это во внимание и дайте нам другие дома вместо наших домов», - сказали мы им, но они не дали нам никакого определенного ответа» - рассказывает Акмал Хотамов.

«После сноса наших туалетов и бань мы построили общий туалет на три квартиры. Но у нас нет условий для купания. Наши дома очень близко к главной дороге. Когда машина проезжает мимо, об наши окна бьются камни. Хорошо, что зимой наши окна не разбиваются, потому что они затянуты пленкой», - говорит Нодира Хотамова.

Абдурасул Худойбердиев, председатель махаллинского комитета «Баркамол», сказал, что ему известно о проблемах Капустиных и Махкамова, и что этот вопрос неоднократно поднимался на собрании в махалле и что им оказана вся возможная помощь.

По его словам, дорога будет расширена еще за счет 3-метровой зоны, для зеленой зоны и специального пешеходного коридора. Если это будет сделано, то придется сносить дома граждан. Тогда этим гражданам можно будет дать дома.

«Разрушенные строения не отражены в кадастровых документах, и если бы на них были документы, то компенсация была бы выплачена. Формально, их претензии необоснованны. Если тротуар будет строиться, им могут предоставить 2-3-комнатные дома по доступным государственным кредитам.

Я не оставлю граждан в таком положении. Хочу помочь за счет махалли, но у нас нет отдельного фонда. Все решается наверху. Хотя постройки и были самовольными, там все же были туалет и баня, и они были окружены стенами. Теперь нет даже питьевой воды. У одной из жителей есть мать, которой больше восьмидесяти лет, а у других ребенок-инвалид. С помощью спонсоров я нашел трубы, хотел хотя бы провести воду, они не согласились, говорят зачем нам вода, если наши дома опять снесут» - рассказывает Абдурасул Худойбердиев, председатель ССГ.

По словам Алишера Холмуродова, регионального специалиста отдела земельных ресурсов и государственного кадастра Кибрая, дома Капустиных и Хотамова не пострадали. Он сказал, что снесенные здания были построены на самовольно захваченной территории и не были включены в кадастровые документы.

Он заявил, что полтора метра составит зеленая зона вдоль расширенной дороги, а еще полтора метра займет тротуар для пешеходов. Только тогда хокимият сможет предложить компенсацию или жилье за ​​снос домов, где проживают Капустины и Махкамовы. Однако этот вопрос будет рассмотрен только после того, как дорога будет завершена и начнется строительство тротуара.

«В начале ноября 2018 года я купил 27-ой дом на улице Миллий бог. Перед покупкой мы пошли в кадастровый отдел и расспросили обо всем. Там сказали, что дом не попадает под снос. Менее чем через месяц после нашей покупки, когда дорога стала расширяться, две сотки двора попали в «красную линию». Стена, баня и туалеты были снесены. Перед сносом приехал хоким, и когда я попросил документ, он пообещал, что сам построит стену и поврежденные строения. Это обещание все еще не выполнено.

Вместо той земли, нам дали другую землю, здесь я не возражаю. Мало было невзгод, так еще крышу дома сдуло сильным ветром. Заявление не дало никакого результата, и я подал иск с просьбой о восстановлении моих снесенных зданий. Этот вопрос скоро будет рассмотрен в суде», - говорит Тулкин Юлдашев.

«Они пытаются построить дорогу уже пять лет. По мере расширения дороги наши дома стали сносить. Тем не менее, до сих пор не известно, снесут тот или иной дом или нет. В результате я не могу отремонтировать свой дом.

У меня есть дочь на выданье. Если придут сваты или гости, мне негде будет их встретить. Мы «связаны без веревок» в течение пяти лет. Если я соберусь что-то предпринять, боюсь, что завтра меня опять будут ждать очередные затраты. Власти ничего не делают. Даже после поездки в приемную хокима, никаких изменений нет», - говорит Бахтиер Кадыржанов.

Специалист районного кадастрового управления Алишер Холмуродов сказал, что дом Кадыржановых будет снесен после оценки независимой оценочной организацией. Оказалось, что после того, как оценка, сделанная оценщиком и удовлетворяющая хозяев, пройдет экспертизу, деньги будут выплачены районной администрацией.

Граждане, обратившиеся в Kun.uz, ​​были приняты 18 февраля в администрации Кибрайского района с участием группы чиновников, которые выслушали их жалобы.

Главный специалист администрации Кибрайского района Рустам Ташходжаев пообещал, что вопрос будет рассмотрен с участием чиновников, и что он предоставит Kun.uz информацию в течение двух дней.

По словам Хибибуллы Садуллаева, советника по информационной политике хокима Кибрайского района, представители хокимията беседовали с гражданами 19 февраля и изучили их жилищные условия.

По словам Садуллаева, вопрос, поднятый в обращении Капустиных и Хотамовых, потребует времени для его решения в установленном законодательством порядке, но здесь, в связи с потребностью жильцов, будет выделено место для строительства общей бани и туалета, однако, никакой компенсации за «самострой» не будет.

На встрече также присутствовал главный архитектор района Бахтиер Обидов. Мы хотели спросить его о том, сколько метров должно составлять расстояние между жилыми районами населения и магистралями согласно правилам градостроительства, о выходе граждан из дверей практически на тротуар, об охранных зонах жилых домов. Однако, архитектор вышел из зала во время встречи и не вернулся, а вопросы остались открытыми.

Граждане Тулкин Юлдашев и Нодира Тургунбаева получили равнозначное количество земли в обмен на разрушенную стену и земельный участок, отведенный под строительство дороги. Однако советник хокима заявил, что стена, которая была разрушена по устному распоряжению хокима района, и которую он же обещал восстановить, не будет построена, так как это не предусмотрено законодательством.

Когда представители хокимията посетили дом Кадыржанова, хозяина не оказалось, тогда они сказали, что вернутся в другой день. По словам Умиды Кадыржановой, представители не звонили и не предупреждали их о прибытии, а 20 и 21 февраля ответственные лица так и не пришли.

В телефонном интервью Kun.uz заявители сообщили, что не были удовлетворены ответами.

Мы надеемся, что хоким Кибрайского района лично встретится с этими гражданами и поможет найти решение их проблем.

Мы еще вернемся к этой теме.

Жамшид Ниёзов, корреспондент Kun.uz
Дониёр Ёкубов, оператор,

перевод Вадим Султанов

Новости по теме