«Правительство должно прекратить игры и не поддерживать монополиста». В чьих руках находится автомобильная промышленность?
Расул Кушербаев заявил, что за монополией UzAuto Motors «чувствуется интерес группы неизвестных лиц». А Мурад Мухаммад Дуст уверен: «здесь речь идет о наживе некоего сообщества».
Kun.uz он продолжает изучать мнение представителей различных сегментов общества о росте цен на автомобили UzAuto Motors.
На этот раз свои позиции по этому вопросу озвучили депутат Расул Кушербаев, адвокат Нуриддин Мурадов и писатель Мурад Мухаммад Дост.
Расул Кушербаев: «Неужели 34 миллиона человек должны страдать из-за 18 тысяч рабочих мест и налогов?»
11 марта Расул Кушербаев принял участие в диалоге между депутатами и представителями «Узавтосаноат» и UzAuto Motors, организованном Демократической партией «Миллий тикланиш».
«Я спросил их, что потеряет население Узбекистана в 34 миллиона человек, если автомобильный завод перестанет работать? По утверждению чиновников, будет потеряно 18 тысяч рабочих мест и поступления от налогов.
Честно говоря, я был удивлен. И это - всё? Неужели 34 миллиона человек должны страдать из-за 18 тысяч рабочих мест и налогов?
То есть, страдать – это когда можно привезти машину из-за границы вдвое дешевле, но это запрещено. А внутри (в стране – ред.) люди вынуждены покупать авто по намеренно завышенной цене. Насколько это правильно?» - сказал Кушербаев.
По словам депутата, страдания 34 миллионов жителей Узбекистана из-за 18 тысяч рабочих мест и 4 триллионов сумов налогов - несправедливость.
«Если завод содержится только по этой причине, то это - очень неправильно. Тогда, либо этот завод надо закрыть, либо реализовать его в частные руки.
В ходе дискуссии мы также предложили другие решения. Например, снижение госпошлины на импортные автомобили, которые можно ввозить из-за рубежа, до 20 процентов даст государству ту выгоду, которую принесет завод. Может быть, стоит попробовать этот способ.
За доводами чиновников и терминами, вроде «национальный продукт», «национальная гордость», чувствуется интерес группы неизвестных лиц.
То есть можно увидеть, что вместо интересов целого народа, обслуживаются интересы группы неизвестных лиц.
Коррупционные схемы на заводе до сих пор не раскрыты, это вызывает множество вопросов. При таких условиях люди потеряют доверие ко всей отрасли.
Ведь невозможно скрыть, что продукция, произведенная в Узбекистане, продается за рубежом дешевле, а для народа Узбекистана - дороже».
В беседе с нами депутат также говорил о том, что в Узбекистане в отличие от остального мира все наоборот, если производственные предприятия всего мира предлагают свою продукцию дешевле своему народу, то у нас - обратное.
«Это приводит к всеобщему недовольству. Обидно то, что группа людей предпочитает свои интересы интересам народа», - заканчивает разговор Кушербаев.
Нуриддин Мурадов: «Цены в России на 30-40 процентов дешевле наших»
Правовед Нуриддин Мурадов заявил, что высказанные сейчас мнения не следует понимать как нападки на нашу автомобильную промышленность.
«Хорошо, что есть национальный продукт. Но вот вопрос, который нужно обдумать – что делать, чтобы перевести нашу автомобильную промышленность на рыночные условия?
Сегодняшняя ситуация в отрасли неудовлетворительна. Согласно официальному сообщению уполномоченного органа, Ravon R2 (Spark), Ravon R3 (Nexia), Ravon R4 (Cobalt), которые направлены на экспорт, реализуются на российских рынках со скидками, которые отличаются от внутренних цен до 20-50 процентов», - сказал Муродов.
Он также сравнил цены на российскую продукцию «Автоваза» «на внутреннем рынке с ценами на территории Узбекистана. По его словам, цены в России на 30-40 процентов дешевле, чем у нас.
«За последние три года предприятием было запущено 167 новых видов оборудования и технологий. Это-всего лишь 2,1 процента от существующих на предприятии технологий. Новые рабочие места не создавались в 2017-2018 годах.
Никто не может ни разъяснить, ни понять эту ситуацию. Это не укладывается ни в законодательство о рыночной экономике, ни даже в старое законодательство о плановой экономике.
Еще один момент, который мы часто приводим в качестве примера, что жители Южной Кореи вышли из сложной ситуации и отдали свои собственные золото и драгоценности ради развития государства. На самом деле, было бы правильно сказать, что производитель UzAuto Motors до настоящего времени также получал такие привилегии от населения. Потому что на протяжении многих лет мы покупали этот автомобиль за иностранную валюту», - сказал Мурадов.
Юрист добавил, что продукция такого монополиста, как UzAuto Motors, продается через публичную оферту. А публичная оферта осуществляется с согласия второй стороны, то есть населения.
«В главе 27 Гражданского кодекса указано, что положения о заключении договора, все важные условия договора между сторонами, а также все условия, которые должны быть согласованы по заявлению одной из сторон, считаются важными условиями.
Кроме того, там все-таки определены такие понятия, как оферта, приглашение к оферте, публичная оферта, акцепт», - сказал Нуриддин Мурадов.
Мурад Мухаммад Дуст: «Правительство должно прекратить игры и не поддерживать монополиста»
Известный писатель Мурод Мухаммад Дуст рассказал корреспонденту сайта, что несколько дней назад он наблюдал через СМИ за встречей чиновников UzАuto Motors с депутатами.
По заключению писателя, чиновники давали ложные ответы на поставленные вопросы.
«На совещании было видно по их глазам и лицам, что чиновники - лгут.
Автомобильный завод, построенный с благими намерениями, себя не оправдал. Он мог бы оправдать, если бы работал на основе рыночных отношений, рыночных правил.
Как вы помните, в 2008 году во всем мире был экономический кризис. В то время мы часто шутили с друзьями, что у нас экономического кризиса не будет, так как он возможен там, где есть нормальная экономика. Если вы обратили внимание, то кризис обошел стороной нашу закрытую с четырех сторон искалеченную экономику», - смеясь сказал писатель.
Мурод Мухаммад Дуст, долгое время работавший на различных ответственных должностях в администрации президента, говорит, что правительство должно уже перестать поддерживать монополистическое предприятие.
Если говорить более серьезно, то правительство должно прекратить игры и не поддерживать монополиста. Оно обязано снизить пошлины на границе и создать возможность для людей свободно покупать автомобили.
Если руководство UzAuto Motors имеет мужество, если сможет выдержать конкуренцию, то оно должно работать по законам рыночной экономики», - сказал он.
По словам писателя, интерес отдельных лиц превалирует в деятельности узбекского автопрома.
Как будто здесь речь идет о наживе некоего сообщества. Если вы помните, были случаи, когда автомобили некими лицами внутри предприятия вывозили за границу по дешевке, а потом снова возвращали в Узбекистан, чтобы продать подороже», - добавил собеседник.
Мурод Мухаммад Дуст не скрывал, что председатель Партии «Миллий тикланиш» Алишер Кадыров сильно разочаровал его своим поведением во время дискуссии.
«Во вчерашней дискуссии я слышал слова депутата Алишера Кадырова, его действия, и мне стало стыдно за него. Любой мужчина должен иметь хоть немного гордости. Если он не может защитить справедливость, то было бы более уместно, если бы он помалкивал. Что может означать, если избранный народом представитель встал на сторону тех, кто открыто наживается на народе? Да и вообще, действительно ли он был избран народом?»,- вопросил Мухаммад Дост.
Если UzAuto в силах конкурировать и сможет работать по правилам рынка, то пусть работает. А пока нет конкуренции, старые игры будут продолжаться до самого Страшного Суда», - заявил Мурод Мухаммад Дуст.
Беседовал Ильяс Сафаров
перевод Вадим Султанов.
Новости по теме
14:43 / 26.10.2024
Комитет по конкуренции признал монопольное положение Yandex Go на рынке
15:28 / 23.10.2024
Глава «Узавтосаноат» назвал объем импорта в автопроме «очень большим»
10:26 / 21.10.2024
Российский депутат призвал ввести визовый режим для граждан Узбекистана. Общественность отреагировала
10:56 / 28.09.2024