Кластер судится с хокимом: в чём обвиняет хокимият «Султонтекс» и насколько обоснованы эти обвинения?
В Интернете распространились слухи о ликвидации в Каршинском районе хлопководческого кластера частного предприятия в форме ООО «SULTONTEXGROUP», специализирующегося на прядении ниток и производстве трикотажной продукции и осуществляющего деятельность в городе Карши.
На сайте Kun.uz ранее уже была опубликована статья о ликвидации этого передового кластера. Однако, ответственные лица из Кашкадарьи внятно не прокомментировали этот материал.
Частное предприятие «SULTONTEXGROUP» подписало договор с более чем 500 фермерами Каршинского района, выращивающими хлопок на более чем 15 тысячах гектаров. Да и само предприятие владеет земельной площадью в 1300 гектаров.
Кластер помогает выращивающим хлопок фермерам с механизацией, удобрением, лекарственными средствами, топливом, собирает хлопок с помощью хлопкоуборочных машин. Затем перерабатывает урожай, отделяет волокно и семена, производит масло из семян, прядёт нитки из волокна, выпускает и экспортирует готовую продукцию.
Кластер полностью охватывает все циклы производства. В республике такие кластеры можно по пальцам перечесть. Президент Шавкат Мирзиёев во время визита в Кашкадарьинскую область лично ознакомился с деятельностью этого кластера.
С чего же всё началось? Почему прекращается деятельность кластера?
В данный момент «SULTONTEXGROUP» обратился в районный административный суд в связи с представлением некоторых ложных сведений со стороны хокимията Каршинского района, дело рассматривается в суде.
К какому решению придёт суд, нам неизвестно и у нас нет намерения как-то воздействовать на него. Тем не менее, мы отправились в город Карши, чтобы рассказать нашим читателям, что же послужило причиной закрытия кластера «SULTONTEXGROUP», сделать вывод о справедливости (или наоборот) его закрытия, изучить ситуацию и увидеть всё своими глазами.
Как рассказывает руководитель кластера Нурбек Эргашев, проблемы у него начали возникать после собрания, проведённого 20 марта заместителем премьер-министра Уктамом Барноевым по изучению состояния дел в сельском хозяйстве Касанского района Кашкадарьинской области, и мерах по устранению имеющихся проблем и недостатков.
В протоколе собрания, были одобрены незаконные предложения хокимията Кашкадарьинской области, АКБ «Агробанк», областного главного управления Центрального банка и коммерческих банков о возмещении недостающих средств для подпитки зерна минеральными удобрениями, обработки химическими препаратами за счёт коммерческих кредитов, льготных кредитных средств, выделяемых хлопково-текстильным кластерам, и средств из уставного фонда фермерских хозяйств.
Почему незаконные? Поскольку кластер, специализирующийся на хлопководстве, не получает никакого дохода от зерна, так как не перерабатывает зерно. Для этого есть кластеры по возделыванию зерновых культур. Так почему же на кластер «SULTONTEXGROUP» возлагается задача по переводу денежных средств в размере почти 550 тысяч долларов США для отрасли зерноводства, от которой они ни копейки дохода не имеют,ещё и за счёт кредитных средств, выделяемых напрямую для их отрасли – хлопководства? Ведь это ни в какие ворота не лезет?!
Естественно, что после того, как руководитель кластера заявил, что не может так поступить и не может нецелесообразно использовать банковские средства, у него начались проблемы.
«Наказание» не заставило себя долго ждать. 8 апреля 2020 года на заседании Кабинета Министров на тему «О мерах по результативной организации деятельности хлопково-текстильных кластеров», был утверждён список 16 кластерных предприятий республики, деятельность которых признана нерезультативной и подлежащих ликвидации. Среди них и ООО «SULTONTEXGROUP».
В протоколе заседания ООО «SULTONTEXGROUP» были выдвинуты следующие обвинения:
1. Отсутствуют производственные мощности, охватывающие полный цикл глубокой переработки хлопкового сырья. Это при том, что полный цикл в наличии.
2. Не разработаны проекты, основанные на точных расчётах на 2020-2021 годы. Тогда как были утверждены проекты на общую стоимость 100 миллионов долларов США, которые были представлены президенту.
3. Ввиду того, что своевременно не оказывалась практическая помощь в осуществлении агротехнических мероприятий, урожайность хлопка снизилась по отношению к 2018 году на 10,9 центнеров, и составила 19,4 центнера в 2019 году.Тоже неправда. В прошлом году урожайность в Каршинском районе не снизилась, а наоборот повысилась.
4. Материальные ресурсы и оказанные услугидля фермерских хозяйств предоставлены по завышенным ценам. В результате, не обеспечивается материальная заинтересованность фермерских хозяйств. Фермеры, с которыми мы побеседовали, это не подтвердили.
В итоге было приказано ликвидировать хлопково-текстильный кластер «SULTONTEXGROUP» и создать вместо него кооперацию фермерских хозяйств. Теперь фермеров района заставляют подписывать договор с этой кооперацией.
20 мая мы присутствовали на втором открытом судебном заседании под председательством судьи А.Расулова в здании административного суда Каршинского района.
Нурбек Эргашев рассказал, что обратился в суд ввиду незаконных действий исполняющей обязанности хокима Каршинского района Максуды Мустафоевой и последствий этих действий.
До начала судебного заседания мы пообщались с некоторым фермерами, собравшимися на улице. Оказалось, что встретившиеся нам фермеры, которые пришли в суд для дачи свидетельских показаний, вполне довольны работой с кластером в прошлом сезоне. Вся работа выполнялась на должном уровне. А вот сейчас, после того, как договор с кластером был расторгнут, и фермеры подписали договор с кооперацией, начались проблемы.
В частности, фермеры упомянули, что в прошлом сезоне, когда они работали с кластером, не было никаких неувязок с удобрениями, техникой, топливом, опрыскивателями.
В районном хокимияте фермерам сообщили, что «SULTONTEXGROUP» ликвидирован, и им не осталось ничего другого, кроме как подписать договор с кооперацией. Некоторые подписали договор под давлением председателей махаллинских сходов граждан и сотрудников органов внутренних дел.
Один из фермеров подчеркнул, что кластером были допущены отдельные ошибки и недостатки в работе за прошлый год, но не нужно обманным путём заставлять фермеров работать с кооперацией. Следует предоставить фермерам возможность выбора кластера или кооперации.
Самое интересное заключается в том, что фермеров, которым кластер посеял семена хлопчатника новыми методами, с помощью новых технологий, теперь вынуждают не работать с кластером. А именно, механизированные технические средства, обслуживающие фермеров, есть только в «SULTONTEXGROUP». Однако фермерам не разрешают переводить деньги «SULTONTEXGROUP» и пользоваться услугами техники.
Фермеры, давшие свидетельские показания в зале суда, также отметили, что работа с кластером была для них полезной и выгодной.
В тот день и.о. хокима Каршинского района Максуда Мустафоева в суд не явилась, несмотря на то, что её вызывали. Заместитель хокима района по вопросам сельского хозяйства Акром Арипов не захотел давать нам интервью (а потом в зале суда ещё и возмутился, что журналисты 5 раз писали о нем в Интернете). Он ответил на вопросы суда, а рассказал о главной «вине» Нурбека Эргашева. Якобы, Н.Эргашев зазнался, не отвечает на звонки руководителей района, не участвует в собраниях.
Кроме того, Акром Арипов признал, что с кластера требовали деньги на зерноводство. Он прокомментировал это тем, что поручение правительства – закон для всех, и они стремились его выполнить.
Нарисовалась интересная ситуация: областной хокимият, областной отдел «Агробанка» выдвигают незаконное предложение, убыточное для кластера, заместителем председателя правительства это вносится в протокол, а руководители района, воспринявшие его как закон, стремятся выполнять поручения, составленные ими же самими на основе подготовленных сведений.
Следует признать, что есть и фермеры, которые были недовольны кластером «SULTONTEXGROUP», однако они в основном обвиняли руководителя кластера в том, что он не приходит на разные селекторные совещания и собрания.
Хорошо, раз уж кластер «SULTONTEXGROUP» такой плохой, и сейчас его отстранили от хлопководства в районе, то постановлением районного совета народных депутатов создана кооперация, и эти фермеры вполне могли бы спокойно работать с этой кооперацией. Так нет же, эти фермеры поддерживают позицию районного хокимията. Это при том, что если в прошлом сезоне они потерпели какие-то убытки в результате работы с кластером, или кластер им за что-то задолжал, то почему они не обратились в экономический суд?
А в это время, в гаражах отлученного от хлопководства кластера «SULTONTEXGROUP» пылится более 300 единиц новой техники общей стоимостью 8,5 млн долларов.
Там есть и современные тракторы, и культиваторы, и приборы для опрыскивания хлопчатника, даже хлопкоуборочные комбайны из США. На складах ожидают «окончания срока годности» горы минеральных удобрений и химических лекарственных средств.
Руководитель «SULTONTEXGROUP» подчеркнул, что есть достаточно кадров, разбирающихся в сельском хозяйстве. Мы стали свидетелями того, что в лабораториях кластера для борьбы с вредителями хлопчатника вырастили личинки, которых хватит на 17 тысяч гектаров.
Кроме того, кластер, затратив свои средства, постепенно внедрял в районе технологии для капельного орошения полей, ремонтировал пришедшие в негодность коллекторы.
Однако районный хокимият, предоставивший заместителю премьер-министра ложные сведения, не собирается использовать в районе кластер, основные предприятия которого расположены в городе Карши. И вся эта суматоха поднялась из-за того, что кластер не дал 5,636 миллиардов сумов на зерноводство, к которому не имеет никакого отношения.
Руководитель кластера, естественно, упал духом из-за всего этого. «Я всё делал для того, чтобы ввести в отрасль какие-то новшества, повысить урожайность хлопчатника, внедрить современные технологии, создать новые рабочие места» - сказал он в беседе с нами. Несмотря на то, что производственные предприятия находятся в городе Карши, среди рабочих были и те, кто ездили на работу из Каршинского района.
Теперь он вынужден выставить на продажу технику, чтобы оплатить полученные в банке кредиты.
А между тем, в Карши действует прядильная фабрика, производящая красивую трикотажную продукцию швейная фабрика, построенная и начавшая работу в течение года.
В распоряжении кластера есть хлопкоочистительный завод, маслозавод, готовые к работе и ждущие своей очереди.
Из Европы туда были привезены станки последней модели. Готовая продукция экспортируется за рубеж. Если бы кластер сам выращивал хлопок и покупал его у фермеров, себестоимость продукции бы значительно уменьшилась. Изначально главная цель популяризации кластерного опыта по инициативе президента заключается именно в этом. Теперь, если волокно будет покупаться через биржу, это приведёт к удорожанию продукции.
Кому нужна такая несуразица, для кого это выгодно?
Самое интересное в том, что некоторые блогеры, успевшие осветить это событие с точки зрения объективности, не разобравшись в сути дела, возвели поклёп на кластер, вроде того, что он «установил монополию», «это мафия», «в Ташкенте у него крыша», да ещё и приводят мнения фермеров, которые были против кластеров. Подумайте сами, разве местные руководители могли бы довести до такого состояния предпринимателя, у которого «есть крыша в Ташкенте»?
Ещё один аспект: фермерам, согласным работать с кластером, хокимият Каршинского района не даёт подписывать договоров с ним, и принудительно заставляет фермеров подписывать договор с кооперацией. Но ведь в таком случае теперь вместо кластера монополией становится кооперация?
Тогда как многие фермеры, сгруппировавшись, отправляют коллективные письма хокиму области З.Мирзаеву, хокиму района, с просьбой разрешить им заключить договор с кластером. Но их обращения до сих пор остались без ответа.
Так что же при таких обстоятельствах изменится для фермеров в лучшую сторону? В кооперации нет современной техники, фермеры, подписавшие договоры, уже столкнулись с проблемами касательно удобрений, культивации и других вопросов.
Причина же всего коренится в том, что хлопководческий кластер не перевёл деньги для сбора урожая зерна. Это доказывают и документы, подписанные официальными лицами. А сведения для правительства подготовил районный хокимият.
В ходе продолжения судебного заседания 25 мая, хоким района Мустафоева открыто это не признала. «Может, что-то и было такое, но это всё было до того, как я пришла на работу» - утверждает она. Между тем, её назначили хокимом 3 марта, а все события начались после этого.
Ко всему прочему, Мустафоева 10 апреля этого года направила заместителю премьер-министра Уктаму Барноеву и хокиму области Зоиру Мирзаеву письмо за своей подписью, где было написано о том, что «SULTONTEXGROUP» до сих пор не перевёл 5 миллиардов 636 миллионов сумов для возмещения недостающих средств на азотные минеральные удобрения и химические лекарственные средства для сбора урожая зерна в 2020 году.
Вот, где реальная причина. Руководители района так и не смогли найти других доводов, чтобы обвинить руководителя кластера. Он, видите ли, в собраниях не участвовал.
А разве районный хокимият не должен оставить подписание договора на усмотрение фермеров, без давления на них? Ладно, недовольные работой кластера фермеры пусть подписывают договор с кооперацией, но что случится, если те, кто доволен работой кластера, снова подпишут с ним договор?
В этой ситуации надо принять такое решение, чтобы «и волки были сыты, и овцы целы». На первый взгляд, решение лежит на поверхности. Но, похоже, что в данном случае рыночные механизмы не устояли перед командно-административными...
Шухрат Шокиржонов,
специальный корреспондент Kun.uz
Фахриддин Хотамов, оператор,
Перевод: Вадим Султанов,
Анастасия Ткачёва.
Новости по теме
09:34 / 15.11.2024
В Кашкадарье пресечен вывоз старинных монет времен Бухарского эмирата
15:09 / 07.11.2024
Советником хокима Кашкадарьинской области назначен специалист из Великобритании
10:30 / 23.10.2024
Повышена ответственность госорганов при истребовании отчетности у предпринимателей
10:44 / 18.10.2024