Узбекистан | 20:01 / 31.05.2020
12390
8 минут чтения

Озодбек Назарбеков - о забытом музыкальном образовании, помощи слепым детям и «запрещенных» артистах

Корреспондент Kun.uz побеседовал с министром культуры Озодбеком Назарбековым о новом указе президента Мирзиёева в сфере культуры и ряде проблем, ожидающих решения в этой сфере. Первая часть беседы уже была представлена вниманию читателей.

Ниже вы можете ознакомиться со второй частью беседы с министром культуры.

- Урокам музыки в школах годами не уделялось внимания. Таких случаев, когда их преподают учителя других предметов или когда нет необходимых музыкальных инструментов, достаточно много. Какие изменения произойдут в этой области?

- Министерством дошкольного образования совместно с Министерством народного образования будет разработана отдельная программа по музыкальному образованию. На самом деле, независимо от того, на каком этапе проводится политика музыкального образования, программу должно подготовить Министерство культуры. И, конечно же, хорошее решение может быть найдено только при условии проведения единой политики. Будет неправильно, если все будут принимать тот вариант, который удобен для них, а мы, будучи руководством отрасли, промолчим.

Например, если мы проанализируем аудиторию Министерства народного образования, станет ясно, что это наши поклонники. А поклонник должен иметь базовые знания на уровне, позволяющем ему правильно все оценивать. Сегодня рост некоторых дешевых видов искусства также связан со снижением уровня оценки поклонников. Другими словами, фанаты не предъявляют к исполнителям больших требований, принимают все, что «сойдет», привыкают к фонограмме. Например, в нашей молодости даже на деревенских свадьбах исполнителя просили исполнить классические произведения. Представители аудитории, кто-то фермер, кто-то водитель, кто-то учитель, просили исполнить образцы классического искусства, возлагая тем самым на артиста большую ответственность.

Итак, запросы поклонников, желание слушателей играют большую роль в повышении ценности искусства. Вот почему мы не имеем права быть равнодушными к средним школам. Потому что там мы обучаем поклонников, ценить, принимать и потреблять наше профессиональное искусство.

Поэтому мы хотим разработать программу дошкольного и государственного образования, которая является основой для обучения этой аудитории.

Потому что ребенок выбирает, какую музыку он или она будет слушать - до 7 лет. А позже, бесполезно предлагать ребенку что-то еще. Вот почему мы хотим использовать в детских садах мелодии макомов, небольшие образцы мировой классики, чтобы дети были открыты для их прослушивания и воспринимали их.

- У меня вопрос о слепых детях. Большинство слепых детей интересуются музыкальным образованием. Однако родителям многих из них трудно оплачивать его из-за собственной слепоты или других проблем. Предыдущий министр Бахтиер Сайфуллаев говорил, что слепые дети будут освобождены от оплаты музыкального образования. Мы слышали, что этот вопрос был поднят снова. Неужели нет возможности решить его положительно?

- Эта проблема была решена: в каждой музыкальной школе 25 процентов детей из семей с низкими доходами и детей-инвалидов - освобождаются от оплаты. У них могут быть проблемы с оплатой только из-за ошибки директора школы.

- Но есть информация о том, что слепые дети, которые какое-то время были освобождены от оплаты, снова должны платить.

- Нет, этого не может быть. Я изучу эту проблему. До меня тоже дошли слухи по этому вопросу. Теперь, когда я вернулся из поездки, я начну изучать эту тему. Такая ситуация может возникнуть только вследствие коррупции.

- Если в определенной местности музыкой занимается много детей-инвалидов, можно ли увеличить квоту в силу этих обстоятельств?

- Конечно, этот вопрос можно легко решить по согласованию с Кабинетом министров. Даже кружки в культурных центрах практически бесплатны, возможна оплата только на уровне 5-10 тысяч сумов.

Я обязательно изучу вопрос, связанный с образованием детей с ограниченными возможностями, и дам вам ответ.

- Есть много случаев сноса местными властями памятников культуры без согласования с Министерством культуры. Когда это прекратится?

- Функциональные обязанности Департамента культурного наследия меняются. И самый красивый аспект этого заключается в том, что все объекты наследия вывозятся из баланса Департамента культурного наследия и закрепляются за территориальными управлениями.

Например, если на балансе департамента имеется более 7000 объектов, эти объекты существовали на балансе еще где-то в министерстве высшего и среднего специального образования, прокуратуре и на балансе органов власти. Естественно, что власти делают с культурным объектом на своем балансе все, что хотят: они могут построить что-то рядом с ним или снести.

Возникает вопрос: есть ли культурные объекты на балансе Департамента культурного наследия? У них тоже есть похожие проблемы: удаление объекта культурного наследия из списка культурных объектов на основе экспертизы или постройка чего-то рядом с ним.

Например, вы хоким, а я Департамент культурного наследия, и я уже совершил десяток ошибок. Хоким смотрит на меня и думает: «Ты же это делаешь, почему нельзя мне»? Сформировалось отношение.

Теперь же, на балансе департамента ничего не остается, и он занимается контролем, выступая в качестве инспекции. Он стал организацией, которая может легко контролировать культурные объекты, существующие на любом балансе, и выявлять недостатки. Его работникам платят за то, что они штрафуют других. Это означает, что теперь, департамент будет получать деньги и продолжать существовать, только при ведении контроля.

- После вашего назначения на эту должность многие представители шоу-бизнеса были рады тому, что на эту должность был назначен кто-то, кто их понимает. Такой вопрос: некоторые уезжают за границу и критикуют оставаясь там. В общем, как вы понимаете, где предел цензуры в шоу-бизнесе?

- Этот предел, конечно же, в национальной культуре. Например, артисты, подвергнутые цензуре, то, как они одеваются на сцене, их поведение - может быть правильным с точки зрения законодательства и демократии. Но они должны задаваться вопросом: приемлемо ли это для детей и их родителей? Конечно, мы также должны помнить, что концепция духовности имеет разное значение для всех.

- Я задам вопрос немного по-другому. Среди певцов есть те, кто продолжает свое искусство за границей и хочет вернуться в Узбекистан, если им будет разрешено. Может ли Министерство культуры защитить их и вернуть в Узбекистан?

- Пожалуйста, если они с нами свяжутся, с этим не будет проблем. В искусстве сейчас нет запретов. Если они обратятся в Министерство культуры, мы обязательно поможем. Кто это сделает, если не мы?

Полную версию интервью вы можете посмотреть на видео.

Беседовал Ильяс Сафаров,
перевод: Вадим Султанов.

Новости по теме