Узбекистан во время пандемии, государственный внешний долг и локализация – беседа с представителем Азиатского банка развития
Руководитель представительства Азиатского банка развития в Узбекистане Синди Малвичини признала эффективность мер официального Ташкента против коронавирусной пандемии. В интервью с Kun.uz она рассказала об экономических трудностях в этот период.
Алишер Рузиохунов (журналист): Азиатский банк развития недавно обновил сведения о влиянии коронавируса на мировую экономику. Давайте начнём наш разговор с этого. Расскажите о введённых новшествах.
Синди Малвичини (АБР): Да, обычно наш банк в апреле публикует вестник с планом развития Азии. В сентябре этот вестник обновляется. В текущем году мы также остались верны традиции и опубликовали вестник. В нём были представлены сведения о влиянии коронавируса на глобальную экономику. Цифры, откровенно говоря, пугающие: 3 месяца жизни в изоляции причинили экономике ущерб размером почти 4 триллиона долларов. Если срок пандемии продлится, ситуация ещё более ухудшится. В частности, это наблюдается и в Азии. Однако ситуация в Центральной Азии по отношению к другим странам мира не так плоха.
Тем не менее, это нанесло урон экономическому потенциалу региона. К примеру, пандемия может отодвинуть на целый год развитие Узбекистана, играющего важную роль в экономике Центральной Азии.
А.Р.: Да, это большой вопрос. С другой стороны, начались проблемы и в поставке сырья. Ходят слухи о том, что впоследствии будет преобладать политика локализации. Как вы это можете прокомментировать?
С.М.: Трудности в поставке сырья и комплектующих деталей уже появились у крупных компаний. В результате наблюдается сокращение рабочих мест, наблюдается снижение спроса. С экспортом продукции тоже возникли проблемы. Вопрос поставки предметов медицинского назначения в системе здравоохранения также решается с трудом.
Правительства подходят к условиям пандемии со всей серьёзностью. Системе здравоохранения Узбекистана тоже нужно много медицинского оборудования для эффективной борьбы с коронавирусом. Необходимы аппараты искусственной вентиляции лёгких, защитные средства для медицинских работников, ресурсы для массового проведения тестов. Спрос резко повышается. Конечно, в Узбекистане производятся медицинские средства защиты, и это будет продолжаться. Однако не все местные производители могут изготавливать медицинские средства защиты в соответствии с международными стандартами. Возможно, мы в состоянии много чего производить в местных условиях, но малому и среднему бизнесу необходим опыт в производстве товаров согласно международным стандартам и поставке их на рынок.
А.Р.: Сохранится ли такая ситуация в регионе?
С.М.: Да, сохранится. Однако АБР старается задействовать все возможности и стимулировать международную торговлю. К примеру, мы уделяем большое внимание садоводству. Если фермеры захотят экспортировать свою продукцию не только в Казахстан и Россию, но и в другие государства Азии, а также и в Европу, они должны приспособить свою работу под стандарты. Здесь есть и вопросы логистики. Мы поддерживаем создание центров логистики в сельском хозяйстве. Кроме того, фермеры должны хорошо изучить и знать рынок.
А.Р.: По этому поводу у меня есть другой вопрос. Наряду с трудностями по поставке, мы начали думать о продовольственной безопасности. К тому же, в Узбекистане мало посевных и поливных земель. Насколько серьёзна эта ситуация?
С.М.: По-моему, как и во всех государствах, правительство во время пандемии действовало с хорошим пониманием спроса населения на продукты питания. Если сравнить с другими государствами, вы не столкнулись с резким повышением цен, опустошением рынков. На моей родине – в США, такая ситуация имела место.
Можно сказать, что хорошо сработала сфера сельского хозяйства. Перевозки грузов не прекратилась. Мы наблюдали, что министр инвестиций и внешней торговли постоянно поддерживал связь с иностранными коллегами.
Несмотря на это, большинство населения во время пандемии обеднело. Многие потеряли работу, а если и не потеряли, то работать не могут.
А.Р.: В таких условиях рост государственного внешнего долга Узбекистана вызывает беспокойство. Что вы об этом думаете? Как стране решить эту проблему?
С.М.: Вопрос внешнего долга очень серьёзный. Прежде чем предоставить средства в долг, мы должны проанализировать экономическую стабильность. Узбекистан сейчас в этом плане надёжен, у него не много долгов. А взятые долги тратятся на проекты с экономической эффективностью. К примеру, много средств направляется на инфраструктуру и сельское хозяйство. В структуре министерства финансов есть управление по государственному внешнему долгу. Это тоже хорошо.
Кроме того, мы оказываем техническую поддержку правительству, организуем конференции. В целом, этот вопрос постоянно находится под контролем. Конечно, радует, что это не скрывается от общественности. А также, траты из государственного бюджета никогда не держатся в тайне, народу предоставляется подробная и прозрачная информация. Мы тоже наблюдаем, как выделенные средства поступают по назначению.
В ходе интервью госпожа Малвичини прокомментировала также то, что остаётся в тени частный сектор, пострадавший во время пандемии, а неформальный рынок, напротив, укрепляется. Полную версию интервью можно посмотреть на канале YouTube.
Беседовал Алишер Рузиохунов
перевод: Вадим Султанов,
Анастасия Ткачёва
Новости по теме
15:56 / 19.11.2024
В Узбекистане прогнозируют рост госдолга до 45,1 млрд долларов в 2025 году
15:40 / 19.09.2024
АБР выделил Узбекистану 300 млн долларов на финансирование микропредприятий
14:41 / 31.07.2024
АБР выделит Узбекистану 400 млн долларов
14:10 / 17.07.2024