Узбекистан | 17:20 / 15.06.2020
7162
5 минут чтения

«Продавать убыточно» - эксперт о решениях по авиакомпании во время кризиса

В программе «Голоса Америки» «Чайхана Вашингтона», автором которой является Бехзод Мухаммадий, был продемонстрирован видеодиалог с экспертом по международному авиационному праву Рахмадом Собировым о прошлом, настоящем и будущем «Узбекистон хаво йуллари».

В ходе беседы задавались вопросы о сегодняшнем состоянии «Uzbekistan Airways», о результатах реформ в рамках компании, о возможных последствиях приватизации авиакомпании и о том, насколько важен для авиакомпании национальный колорит.

Обещания

- Национальная авиакомпания, созданная в 1992 году, является единственной структурой в этой сфере, и «де факто» находилась на уровне «Министерства авиации». Она была монопольной как внутри государства, так и за его пределами. Это говорит о том, что «Uzbekistan Airways» никогда не сталкивалась с настоящей конкуренцией. В 2017 году были выполнены официальные действия по её изменению, и следует признать, что в отдельных направлениях от этих изменений был толк. Однако цена авиабилетов, количество перевезённых пассажиров, в том числе, туристов, пока оставляет желать лучшего.

В данный момент национальная авиакомпания разделена на три. Раньше, когда был «общий котёл», возникали сложности с тем, чтобы определить, кто как работает. А разделение на три части стало большим шагом в юридическом плане.

На мой взгляд, в этой сфере в течение последних тридцати лет старались развивать технику. Однако, будучи независимыми от государства, совершенно не уделяли внимания развитию корпоративного менеджмента. Сама по себе эта сфера не приносит большого дохода. Даже очень крупные авиакомпании работают с прибылью на уровне 3-5 процентов. То есть, если сопоставить, то из Андижана в Ташкент выгоднее поехать на такси, чем организовать авиарейс.

Есть ли прибыль от этой компании?

- До пандемии ответ на вопрос о том, работает ли компания в прибыль, зависел от расчётов. Если посмотреть только на цифры, то, возможно, копания не приносила прибыль. О финансовом положении обычно не распространяются. Но эта компания была единственным перевозчиком за рубеж, связывала отдалённые регионы со столицей, и самое главное – перевозила туристов, поэтому, можно сказать, что она несомненно приносила пользу.

Если говорить о конкретных средствах, в Узбекистане эта сфера не приносила никакой прибыли. Пандемия ещё более усугубила эти процессы. Такое положение сейчас наблюдается во всём мире. Но если правительство сейчас не поможет, то эта сфера в Узбекистане может обанкротиться.

Что делать во время кризиса?

- Если в данный момент продать эти активы, то это причинит большие убытки. Потому что стоимость всего имущества сферы резко упала.

Самые дорогие активы авиакомпании на данный момент – это её самолёты. Если их сейчас продать, то придётся продавать задешево. И вместе с тем не нужно останавливать реформы.

Сейчас нужно составить следующую стратегию после пандемии. В инициативе президента это также имелось в виду.

Идея о передаче иностранной компании

- С правовой точки зрения это связано с тем, как передать управление. Например, «Турецкие авиалинии» всё равно принадлежат Турции. Можно попридержать основные акции «Uzbekistan Airways», а определённую часть отдать иностранцам. Этот вопрос должен быть прозрачным и конкретным с правовой точки зрения. К примеру, если продать авиакомпанию Китаю, то название «Узбекистан» сохранится, но, скажем, при полёте в Россию возникнут определённые проблемы. Поскольку между Россией и Китаем есть особое соглашение. Поэтому принимающая сторона должна точно знать, какие государственные самолёты туда будут прибывать.

Что касается национального колорита, это понятие осталось в 70-х годах прошлого века. Название может остаться, но управление можно отдать иностранным специалистам на основании конкретных соглашений.

Роль государства должна быть минимальной

- В идеальных условиях вмешательство государства в эту сферу должно быть минимальным. Только нужно создать равные условия всем участникам игры. Сложно понять, что на уме у государства. Только в последние годы наблюдаются какие-то инициативы. Остаётся только их реализовать. Пока мы не найдём в себе смелость для осуществления реформ, мы не сможем достичь определённых результатов.

Пандемия пройдёт. А что дальше?

- По причине коронавирусной пандемии сфера авиации во всём мире оказалась на грани тяжёлого кризиса. Ни события 11 сентября, ни финансовый кризис 2008 года, не оказывали такого воздействия. Теперь летать на самолёте стало настоящей роскошью, как в 50-60-х годах. А дальше всё ещё более осложнится. 

Новости по теме