Что даст Узбекистану система GSP+? – беседа с послом Германии
С 1 июля этого года председательство в Совете Европы перешло к Федеративной Республике Германии. Узбекистан планирует сотрудничать с ЕС в рамках программы GSP+.
Корреспондент Kun.uz побеседовал с чрезвычайным и полномочным послом ФРГ в Узбекистане Гюнтером Оверфельдом. В ходе беседы обсуждались такие темы, как возможности Узбекистана при пользовании программой GSP+, переговоры по членству в ВТО, и сотрудничество ЕС с Центральной Азией, в частности, с Узбекистаном.
- Какую работу планируется осуществить во время председательства Германии в совете Союза?
- В совете Европейского союза роль председательства Германии во многом связана с коронавирусной пандемией. На данный момент более 100 тысяч жителей Европы стали жертвами коронавируса. Поэтому сейчас нашей первой задачей является устранение последствий коронавирусной пандемии вместе с нашими партнёрами.
Вы, наверное читали в СМИ, что в данный момент рассматривается вопрос принятия программы помощи в размере 750 млрд евро для восстановления экономики Европы. Это большая сумма, и предусматривается направить её прежде всего для восстановления европейской экономики. С другой стороны, намечается направить эти средства на укрепление социального единства Европы, улучшение экологии и оцифровку данных.
Вторым важным направлением является принятие бюджета Европейского союза на последующие 7 лет.
Каждая страна-член Евросоюза имеет свои ориентиры, на что потратить данный бюджет в последующие 7 лет. Какое-то государство внесёт большую долю, какое-то – меньшую. Поэтому нашей основной задачей в Евросоюзе на ближайшие месяцы является достижение единодушия среди 27 государств-членов союза по вопросу расходования этих средств.
Третий важный вопрос на повестке дня – проведение переговоров с Великобританией.
Как известно, Британия решила выйти из Евросоюза путём общего голосования. Поэтому руководству Евросоюза следует обсудить последующие отношения в самом союзе и совместно с Британией. Есть много вопросов, которые нужно с ними обсудить. Существует риск осуществления «брексита» без всяких переговоров и соглашений. Мы, конечно, не хотим, чтобы Британия выходила столь резко. По этой причине, Германии следует работать в этом направлении, рассмотреть вопросы крепкого и глубокого сотрудничества с Британией.
Наряду с вопросом установления сотрудничества между Великобританией и Евросоюзом, на повестке дня находятся также другие важные задачи. На фоне пандемии мы намереваемся сформировать единодушные отношения по внешней политике в Европе, действовать на основе единомыслия на глобальном уровне. Во-первых, это вопрос расширения сотрудничества с Африканским континентом, во-вторых, задача разработки единой общей позиции Евросоюза в отношении Китая.
- Какое внимание уделяется Советом связям со странами Центральной Азии, в том числе, с Узбекистаном? Какие изменения могут произойти в этих отношениях под председательством Германии?
- Вопрос разработки новой стратегии по отношениям Евросоюза со странами Центральной Азии также стоит на повестке дня. Новая стратегия под названием «Connectivity», то есть «Взаимосвязь», предусматривает укрепление отношений между государствами Европы и Центральной Азии. Для реализации этих двух стратегий требуются большие средства. Поэтому, как уже было сказано ранее, существует органичная связь между принятием 7-летнего бюджета Евросоюза и этими двумя стратегиями.
Принятие среднесрочной финансовой основы также играет большую роль в стратегиях, непосредственно связанных с Центральной Азией. Германия в качестве председателя Евросоюза является сторонником достаточного финансирования этих двух стратегий, и долгосрочного сотрудничества между государствами Европы и Центральной Азии.
- Как оценивает Германия сегодняшнее развитие Центральной Азии, в том числе, Узбекистана?
- Следует отметить положительную тенденцию развития связей Германии и Центральной Азии в последние годы. В государствах Центральной Азии также имеются значительные различия. Центральная Азия достигла больших успехов по вопросам социально-экономического развития, обеспечения верховенства закона, защиты прав человека. Я хочу отметить, что Узбекистан в последние 3 года достиг значительных положительных результатов, и говорю это не как посол Германии в Узбекистане, а исходя из очевидных результатов.
Но нельзя не отрицать и некоторые негативные моменты. В частности, на прошлой неделе мы услышали, что гражданин города Андижана подвергся давлению со стороны сотрудников органов внутренних дел. Но всё же следует отметить, что было достигнуто улучшение по вопросам прав человека, свободы слова, свободы мнений, взаимоотношений граждан и государственных ведомств.
Кроме того, в Узбекистане уделяется большое внимание значительному развитию вопроса модернизации экономики. Надеюсь, что последствия пандемии не окажут негативного воздействия на этот прогресс. В свою очередь, Германия всегда будет стараться расширить сотрудничество с Узбекистаном, поддержать Узбекистан финансово на пути к прогрессу, в частности, в плане развития здравоохранения, развития малого и среднего предпринимательства, сельского хозяйства. Надеемся, что экономика Узбекистана сможет преодолеть все последствия коронавирусной пандемии.
- Вы можете назвать быстро развивающиеся и отстающие направления в отношениях Узбекистана и Германии?
- В первую очередь, хочу упомянуть двусторонние торговые отношения. В последние три года объём торговли между двумя государствами вырос в три раза, и на сегодняшний день составляет 1 млрд евро. В первые месяцы текущего года двусторонние торговые связи выросли на 20 процентов. Но всё это остановилось в результате распространения коронавируса.
Но в ходе общения в узбекских бизнес-кругах и с немецкими компаниями я убедился в том, что интерес к двустороннему сотрудничеству высок. Я уверен, что этот интерес сохранится и продолжится и после пандемии.
Хочу также назвать другое направление развития – повышение интереса к изучению немецкого языка в Узбекистане за последнее время. Мы тоже стараемся способствовать развитию этого интереса. В этом плане нам помогает ряд партнёров, в частности, школа №60 города Ташкента, центр «Берлин» в городе Андижане, учебные заведения в городе Ургенче и Маргилане помогают удовлетворять спрос на изучение немецкого языка в Узбекистане.
В последние месяцы я хотел бы, чтоб наше сотрудничество укрепилось в плане изобразительного искусства, кино и музыки. В начале года в этом направлении планировались проекты сотрудничества, но из-за пандемии не было возможности их реализовать. Надеюсь, что вскоре у нас появятся условия для реализации этих проектов.
Если говорить об отстающих направлениях, то я хотел бы лучшего развития инвестиционных условий в Узбекистане. Известно, что в 2022 году в Узбекистане планируется наладить производство автомобилей Volkswagen. Считаю, что в этом плане ещё нужно решить очень много вопросов.
По укреплению инвестиционных условий, улучшению инвестиционной среды в Узбекистане предстоит ещё много работы. Во-первых, для любой иностранной компании должна быть возможность долгосрочного планирования. Во-вторых, вопрос верховенства закона, обеспечения прав и безопасности является важным для каждого инвестора.
- Как вы считаете, на что нужно обратить внимание при переходе на новую стадию взаимного двустороннего сотрудничества?
- Мы хотели бы продолжить наши политические контакты и сотрудничество в рамках международных организаций. Германия всегда была за многосторонние связи – мультилатерализм. Мы приветствуем, когда не только одно государство продвигает свои интересы, а несколько государств объединяются и демонстрируют свои взаимные интересы.
С этой точки зрения, мы приветствовали бы присоединение Узбекистана к альянсу мультилатерализма, основы которого заложены Германией.
Кроме того, мы были бы рады присоединению Узбекистана к так называемой Стокгольмской группе по отказу от ядерного оружия, в составе которой Германия, Швеция, Япония.
- Давайте поговорим о системе общих льгот ЕС GSP+. Известно, что Узбекистан желает присоединиться к этой системе. Ряд развивающихся стран, в том числе, сосед Узбекистана Кыргызстан, уже вступили туда. Что даст Узбекистану присоединение к GSP+?
- Конечно, присоединение к системе GSP+ предоставит Узбекистану большие преимущества, то есть сокращение таможенных преград, тарифов и других выплат в рамках системы GSP+.
Известно, что рынок Европы очень велик. Там проживает более 513 млн – полмиллиарда населения. По этой причине, если Узбекистан присоединится к GSP+, то узбекские компании смогут попасть на этот рынок и продавать там свою продукцию. Это откроет им большие возможности. Путём присоединения к системе GSP+ они смогут войти на Европейский рынок при относительно удобных условиях, и смогут работать выгодно, в хорошей конкурентной среде.
- От стран, которые собираются войти в систему GSP+, требуется осуществление реформ в некоторых фундаментальных сферах, таких как права человека, защита трудовых прав, охрана окружающей среды, управление. Как вы думаете, готов ли Узбекистан войти в эту систему?
- Узбекистан достиг значительного развития в определённых сферах. Если бы этого прогресса не наблюдалось, то мы, европейцы, и не начали бы переговоры по системе GSP+. Поэтому система льгот GSP+ предъявляет к государствам-кандидатам большие требования – проведение реформ, права человека, охрана окружающей среды, эффективное государственное управление, охрана труда.
GSP+ - это система, которая наряду с предоставлением государству многих льгот, выдвигает по отношению к нему много требований. Поэтому в систему GSP+ смогли войти только 8 государств. Мы поддержим Узбекистан на пути к вступлению в эту систему.
- Бывало ли такое, что государства сначала присоединились к системе, а потом были отстранены? На что следует обратить внимание правительству Узбекистана, чтобы этого не произошло?
- До получения этого статуса государством, ведутся интенсивные, долгосрочные, подробные переговоры, наблюдения. Поэтому если государство достигнет такого статуса, то будет стараться не утратить его. Насколько мне известно, пока ни одно государство не утратило этот статус.
- Сколько могут продолжаться переговоры?
- Сложно сказать, сколько будут продолжаться переговоры и процессы подготовки, потому что каждое государство имеет своеобразные условия. Надеюсь, что Узбекистану не потребуется много времени для вступления в эту систему.
Но, в свою очередь, Узбекистану также нужно будет выполнять рекомендации, предоставленные в процессе переговоров, координировать в соответствии с требованиями.
- Когда Республику Узбекистан возглавил президент Мирзиёев, на повестке дня встал вопрос о присоединении страны к Всемирной торговой организации. Германия также состоит в этой организации. Какие реформы необходимо осуществить в Узбекистане для членства в ВТО? Какую помощь может оказать Германия в этом направлении?
- Мы рады, что Узбекистан собирается вступить в ВТО, и надеемся, что этот процесс пройдёт успешно. Из общения с правительством Узбекистана мне известно, что вступление в ВТО является приоритетным вопросом для страны.
ВТО похоже на систему GSP+. То есть, при этом, от государства-кандидата требуют проведения реформ в вопросах развития, политики, социальной жизни, торговли. В Узбекистане следует провести ряд изменений по направлениям торговли, инвестиционной среды, налогов, таможенных выплат и процессов. Для поступления иностранной продукции на рынки Узбекистана есть множество ограничений. Это сельскохозяйственная и другая продукция, которую трудно импортировать в Узбекистан. Это необходимо устранить.
Получение Узбекистаном поддержки Евросоюза, Всемирного банка, организации USAID из США в рамках проекта технической помощи для вступления в ВТО – это позитивный аспект. Мы готовы поддержать вступление Узбекистана в ВТО в рамках Женевской или других конференций.
- В сентябре исполнится три года, как вы начали свою деятельность послом в Узбекистане. Что вы успели сделать, а с какими задачами не справились?
- В ходе моей деятельности в Узбекистане я наметил два основных направления. Во-первых, налаживание экономического сотрудничества со страной. Как я уже говорил ранее, мы достигли трёхкратного повышения объёма торгового оборота. Узбекские коллеги в Берлине, а мы здесь осуществляем ряд работ. Велись переговоры с делегациями Узбекистана, были выявлены проблемы, с которыми они столкнулись. Было выявлено наличие проблем с узбекским правительством у немецких компаний, осуществляющих здесь свою деятельность, и эти проблемы были решены положительно.
Другая сфера сотрудничества в центре внимания – это культурное сотрудничество. Мы начали несколько проектов по направлениям музыки и кино. Мы хотели бы развития сотрудничества в сфере охраны исторических памятников. Думаю, что мы достигнем позитивных результатов по охране исторической архитектуры в Ташкенте и других регионах.
Ещё одно направление, где за три года были достигнуты положительные результаты – это сотрудничество по осуществлению целей стабильного развития. В этом плане сотрудничество с другими государствами Центральной Азии вскоре будет прекращено, и продолжится только с Узбекистаном. Если вначале портфель финансовой помощи в этом направлении составлял 10 млн евро, то сегодня его объём доходит уже до 200 млн евро. Это большой успех.
- Какое впечатление произвёл на вас Узбекистан?
- У меня очень много впечатлений от моих поездок по Узбекистану. При выезде из Ташкента очень много красивых пейзажей. У меня была возможность переночевать в узбекских кишлаках. Мне было очень приятно пообщаться с людьми, в основном, с сельским населением. Они очень искренние люди.
Кроме того, я побывал в Байсунском районе, расположенном в горах, в Термезе, в Республике Каракалпакстан. Кухня Каракалпакстана очень своеобразная. Другие регионы Узбекистана тоже прекрасны, но Сурхандарья и Каракалпакстан произвели на меня самое сильное впечатление.
Беседовал Толиб Рахматов
Перевод: Вадим Султанов,
Анастасия Ткачёва
Новости по теме
13:46 / 02.12.2022
В Узбекистане будут созданы центры подготовки кадров по немецким стандартам
09:10 / 02.12.2022
Япония вышла в 1/8 финала с 1-го места после волевой победы над Испанией, Германия снова остановилась на групповом этапе
14:11 / 30.11.2022
Посол Германии посетил МИД Узбекистана
08:22 / 28.11.2022