Узбекистан | 11:59 / 27.07.2020
9698
11 минут чтения

И снова о кишлаках и городах «вне зоны обслуживания». Неужели так сложно найти решение?

Во многих кишлаках (да и городах тоже) люди страдают от низкого качества не только интернета, а и обычной мобильной связи, даже отправить SMS – целая проблема. Эта тема поднималась уже много раз, обсуждалась в социальных сетях, превратившись в постоянный объект сатиры и юмора.

Фото: Pixabay

В этом направлении делается многое, и этого никто не отрицает, но подход и внимание к данному вопросу не соответствует уровню запроса общественности.

В чём же причина того, что не обеспечивается качество мобильной связи по всей республике? Как можно прокомментировать тот факт, что мы не можем похвастаться качеством мобильной связи, на уровне не только развитых стран, но даже соседних республик? Почему до сих пор эту сферу не отдали частному сектору?

Мы поинтересовались мнением специалистов и представителей общественности.

«Прежде чем упрекать мобильные компании в том, почему они строят мало станций, нужно выслушать их проблемы»

Правовед, блогер Хушнудбек Худойбердиев в программе Mfaktor высказал своё мнение по данной теме, и озвучил ряд вопросов.

-  Очень мало станций компаний связи в отдалённых регионах, в результате мы жалуемся на качество связи и низкую скорость интернета. Почему же их так мало? Установление станции связи – очень сложный бюрократический процесс. Почему система до сих пор не обновляется?

В истории Узбекистана мы видели коррупционные действия, судебные процессы, связанные со станциями связи. Если бы установка одной станции связи не погрязла в болоте бюрократизма, то не было бы никакой коррупции. Значит, станции можно было строить только «подмазав» кого-то.

Здесь возникает несколько вопросов: во-первых, почему так сложно установить станцию связи? Во-вторых, почему государству нужно платить столько денег для установки одной станции?

Прежде чем упрекать мобильные компании в том, почему они строят мало станций, нужно выслушать их проблемы. Ведь чем больше станций построят мобильные компании-финансовые гиганты, тем выгоднее для них. Мы должны найти, в чём причина.

Почему в Узбекистане интернет обеспечивается государством? Почему не дают возможности частному сектору?

«За рубежом есть опыт строительства станций и сдачи в аренду для установки антенны, а у нас...»

Олимжон Туйчиев, директор государственной общеобразовательной школы-интерната, специализирующейся на астрономии, физике, математике и информатике, имени М.Улугбека:

- Основная причина данной проблемы заключается в том, что каждая компания мобильной связи старается поставить свою антенну. Поэтому мобильный оператор, работающий в одной части города, не работает в другой.

За границей есть опыт, согласно которому строят станции, и сдают в аренду друг другу для установки антенны, а у наших компаний мобильной связи, к сожалению, такой практики нет.

Строительство и эксплуатация одной станции требует немалых финансовых ресурсов, поэтому, если компании мобильной связи договорятся между собой и начнут совместно эксплуатировать антенны, то такой ситуации не будет.

«С помощью качественного интернета увеличится количество тех, кто будут задавать вопросы и требовать отчёта у правительства. А оно им надо?»

Экономист, блогер Отабек Бакиров:

- Я родился в одном из отдалённых кишлаков. Каждый раз бываю там по праздникам, или по другой причине, и со мной никто не может связаться, потому что там нет ни мобильной связи, ни интернета.

Интересно, что сельское население пользуется мобильным интернетом компаний Кыргызстана. Для связи с Россией и Кыргызстаном используют сим-карты кыргызских мобильных операторов. Не знаю, что нужно сделать? Молчу уже о Корее или Японии, надо хотя бы изучить опыт Кыргызстана.

Прежде всего, нужно фактически устранить монополию внешнего интернет-трафика. Необходимо, чтобы возможность покупки трафика была не только у Mobiuz, но и у других компаний.

Оптоволоконный интернет в сельской местности – это пока несбыточная мечта. Население там не живёт компактно, поэтому потребуются большие средства.

Что касается мобильной связи, то следует остановиться на вопросах технического координирования. Спросите у мобильных операторов: как дорого установить одну базовую станцию, и какой сложный это бюрократический процесс.

Кстати, 4 из 5 мобильных операторов находятся в распоряжении государства, и это большая проблема. Следует вернуть в отрасль частных и иностранных инвесторов.

Даже космос переходит на путь развития с помощью частной коммерции, а присутствие государства в сфере связи и интернета – само по себе анахронизм. В этой сфере, по возможности, не должно быть государства, а значит, и бюджетных денег.

Основная проблема в сфере (как и основная проблема любого бизнеса в Узбекистане) – это незащищённость имущественных прав и инвестиций. Не только потенциальные инвесторы, но и я как обычный пользователь, не рассчитывают на то, что закон и суд смогут защитить инвестора, вложившего средства в интернет и связь.

Как и во всех информационных автократиях, качественный интернет может ликвидировать политическую, идеологическую и экономическую монополию. Инструменты пропаганды в условиях качественного интернета превращаются в слабый и безрезультатный продукт. Поэтому с помощью качественного интернета увеличится количество тех, кто будут задавать вопросы и требовать отчёта у правительства. Нужно ли это правительству? Не знаю. В краткосрочной перспективе качественный интернет будет работать во вред правительству, но в средней и долгосрочной перспективе прогресс страны невозможно представить без качественного интернета.

Без интернета страна лишится своего основного богатства – граждан.

«Для запуска объекта связи нужно как минимум 6 месяцев, иногда 9, потому что процесс получения разрешения очень сложный»

Технический директор компании Beeline Uzbekistan Евгений Ключев:

- Компанией «Beeline Uzbekistan» с начала текущего года по Узбекистану запущено около 1500 базовых станций с различными технологиями. Более 950 из них являются базовыми станциями четвёртого поколения (LTE). Согласно планам на 2020 год, компанией сейчас ведётся работа по обеспечению охвата 70 отдалённых территорий. Большинство основных опорных станций на отдалённых территориях запущены в Кашкадарьинской, Сурхандарьинской, Самаркандской и Сырдарьинской областях.

Установка станций связи в отдалённых регионах всегда требовала больших финансовых расходов. Это, в первую очередь, связано с нехваткой электроснабжения, тяжёлой техники и подъездных дорог. Кроме того, из-за сложных климатических условий этих регионов можно выполнять работу только в определённое время года. Поэтому стоимость строительства может очень сильно отличаться.

Если не будет нужды в установке специальных устройств для поставки электроэнергии, не учитывая стоимость самого устройства, оцениваемую, как минимум, в 160 млн сумов, то сумма расходов составит от 150 млн сумов и выше. То есть, запуск базовой станции обойдётся не менее, чем в 310 млн сумов. По этой причине при реализации таких проектов очень важно участие и помощь соответствующих министерств и ведомств.

Для строительства базовых станций получают разрешение в порядке, установленном законодательством. Строительство и сдача в эксплуатацию средств связи – сложный процесс. Для получения разрешения на начало строительства новой опорной станции (разрешение на проектирование и строительство) нужно как минимум 1,5-2 месяца. Для запуска объекта связи в коммерческий эфир уходит 6, а иногда - 9 месяцев, потому что требуется ряд промежуточных разрешений.

Наша компания является сторонником упрощения процесса выдачи разрешения. Надеемся, что в этом вопросе соответствующее министерство разработает понятную и конструктивную систему.

«В этом году охват населённых пунктов мобильной связью доведён до 97 процентов, а уровень охвата подключения к широкополосной сети мобильного интернета - до 78 процентов»

В пресс-службе министерства развития информационных технологий и коммуникаций предоставили следующую информацию по теме:

- На установку, запуск, обслуживание устройств мобильной связи затрачивается в среднем 250-300 млн сумов. Операторы мобильной связи при установке опорных станций в целях расширения своих телекоммуникационных сетей работают на основании законодательства, в том числе, приказа генерального директора агентства связи и информатизации Узбекистана «Об утверждении положения о регулировании эксплуатации радиочастотных спектров и радиоэлектронных средств на территории Республики Узбекистан», зарегистрированного Министерством юстиции за номером 1531 от 7 декабря 2005 года, ШНК 3.01.04-04 «Приёмка в эксплуатацию законченных строительством объектов», а также ведомственных строительных норм (ИКН 05:2013, ИКН 07:2015).

На территории Республики Узбекистан операторы мобильной связи осуществляют свою деятельность на основании Закона Республики Узбекистан «О телекоммуникациях», а также, лицензии, выданной министерством. На основании лицензионного договора установлено согласование с министерством ежегодных планов развития сети всех операторов мобильной связи.

В течение первого полугодия текущего года операторами мобильной связи были установлено 1375 опорных станций мобильной связи. В этом году охват населённых пунктов мобильной связью доведён до 97 процентов, а уровень охвата подключения к широкополосной сети мобильного интернета - до 78 процентов.

Заключение

Как вы поняли, решению проблемы препятствуют бюрократические преграды. Для оформления документов на установку станций связи требуется большое количество времени и средств.

Значит, если правительство хочет повысить скорость интернета во всей республике, то всё упирается не столько в средства, сколько в упрощение процесса, а также проявление желания и инициативы.

Мухаббат Мамирова

перевод: Вадим Султанов,
Анастасия Ткачёва

Новости по теме