На мёртвых тоже делают деньги... Настолько ли это противоестественно?
В Генеральной прокуратуре сообщили о задержании эксперта, требовавшего 200 долларов за выдачу покойника из морга. Общественность содрогнулась. Вопрос «разве можно делать деньги на мёртвых?» вызвал негодование многих граждан. И снова извечная и «родная» тема – коррупция.
На самом деле, взяточничество патологоанатомов, «медэкспертов», работающих в моргах – не новость, как думает большинство людей. Спешим вас заверить: данная ниша уже давно «освоена» коррупционерами от медицины. Берут с врачей (то есть, коллег), меняя настоящую причину смерти, в случае открытия уголовного дела - с подозреваемых, определив вид нанесённых телесных повреждений «немного по-другому», и, как в сегодняшнем случае – с родственников, спешащих похоронить близкого человека…
Конечно, называя эти действия «не настолько противоестественными», мы ни в коем случае не оправдываем преступление. Взяточничество, вымогательство, особенно в ситуации со смертью, на первый взгляд, невозможно. Однако, в корне всего находится тысячелетняя проблема – коррупция.
Итак, может ли медицинский работник, трудящийся в морге, не брать взятки? Ведётся ли хоть какая-то работа для пробуждения интереса к данной профессии в системе образования, где парни мечтают стать хирургами, а девушки – гинекологами? В целом, какую зарплату должны получать те, кто с утра до ночи работает с трупами?
Вот мы и подобрались к сути этого вопроса. Данное направление медицины издавна обделено вниманием, и зарплата работников тоже практически не отличается от общей по системе. Морги обычно расположены в самых дальних углах больниц, в укромных, невзрачных местах, куда люди боятся ходить. А их работники живут своей жизнью, и выполняют работу, которой никто не позавидует. Там же, в окружении специфических запахов, они и питаются, и отдыхают. А теперь, в условиях пандемии, у них еще и резко увеличился объём работы, а уровень опасности - повысился.
Вот в такой ситуации, к большому сожалению, «зарабатывание денег на мёртвых» нельзя назвать таким уж противоестественным. Потому что, не только они, но и вся медицина уже привыкла к системе «взаимных денежных расчётов», которая привычна и отнюдь не является новостью ни для кого.
Другой момент, противоречащий логике – отдавать 200 долларов для завершения какого-либо дела, связанного с покойником – это само по себе глупо. Можно ещё понять, когда дают что-то хирургу, борющемуся за жизнь человека, или на лечение больного. Но как можно помочь покойнику этими деньгами? Ведь, как горько бы это ни звучало, но он теперь – мертв, и нет особой разницы, попадёт он на кладбище часом раньше или часом позже.
А ситуация в общей системе такова – медработники привыкли «смотреть в руки пациентов», и скрывать это - всё равно, что прикрывать месяц полой халата.
Следует повысить им зарплату, немедленно и в разы. Чтобы они работали и не думали о том, чем сегодня накормить детей. Эти медработники, которые долго учились, и которые работают в тяжелых условиях - не должны унижаться и просить на самые минимальные нужды.
Конечно, если увеличить зарплату, то коррупция не исчезнет, и всё сразу не станет замечательно. Но именно эта мера станет первым и самым необходимым шагом.
Аброр Зохидов
Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции.
перевод: Вадим Султанов