Узбекистан | 11:55 / 21.08.2020
5251
8 минут чтения

Что обсуждалось на первом заседании национального совета по борьбе с коррупцией?

20 августа состоялось первое заседание национального совета по борьбе с коррупцией Республики Узбекистан. Об этом сообщил корреспондент Kun.uz.

На заседании, состоявшемся в форме видеоконференцсвязи, обсуждались такие вопросы, как сохранившиеся случаи коррупции в различных сферах, направления будущей деятельности агентства по борьбе с коррупцией, устранение бюрократических преград и сокращение теневой экономики.

Кроме того, рассматривался проект устава национального совета, и вопросы разработки проектов национальной стратегии по борьбе с коррупцией на 2021-2025 годы, и государственной программы по борьбе с коррупцией на 2021-2022 годы в рамках национальной стратегии.

Танзила Нарбаева: «Случаи коррупции в СЭС могут привести к недоверию нашего народа к государству»

По словам проводившей собрание председателя Сената Олий Мажлиса и Национальной комиссии Танзилы Нарбаевой, многие обращения в государственные органы, мнения, высказываемые в различных кругах и в социальных сетях, показывают, что население очень страдает от коррупции.

«Анализ информационных материалов, опубликованных в СМИ, мнений населения на различных встречах, в социальных сетях, а также обращений, поступающих в государственные органы и организации, показывает, что наш народ страдает от коррупции, продолжающейся в некоторых отраслях.

В качестве примера можно привести сферу здравоохранения и другие социальные сферы. В частности, на данный момент, в условиях пандемии, некоторые должностные лица центров санитарно-эпидемиологического благополучия, вместо самоотверженного служения народу, встали на путь преступления.

По данным Генеральной прокуратуры Республики Узбекистан, в Кашкадарьинской области расхищены бюджетные средства в размере 917,8 млн, в Навоийской области – 509,8 млн, в Наманганской области – 248,9 млн, в Бухарской области – 202,5 млн, в Андижанской области – 159,3 млн сумов.

Подобных случаев очень много. Один-два таких случаев может привести к недоверию нашего народа к государству.

Вышеуказанные факты выявлены правоохранительными органами. А кто может гарантировать, что пока не выявленные факты не имеют места?

Это показывает, что наша работа, осуществляемая в данный момент, и которую нам ещё предстоит сделать, находится не на должном уровне» - сообщила Танзила Нарбаева.

Председатель Сената остановилась также на позициях в международных рейтингах страны, в том числе в индексе Transparency International. В 2018 году Узбекистан в этом рейтинге занял 158-место из 180, а в 2019 году – 153-место.

«В 2019 году произошли позитивные изменения, переместились на 5 позиций. Но этого для нас недостаточно. Наша страна должна занимать ведущие позиции в этом индексе.

Вместе с тем, возникает естественный вопрос: что дают международные рейтинги в сфере коррупции? Прежде всего, они обеспечивают развитие состоятельной жизни нашего народа, его прав, гарантий, экономики, создание удобной среды для бизнеса. Кроме того, они дают возможность оценить стабильность экономики страны, осуществляемых реформ.

Это повысит эффективность привлечения иностранных инвестиций. Кроме того, это приведёт к повышению имиджа нашей страны в международном пространстве и к её интеграции» - говорит Нарбаева.

Акмал Бурхонов: «С 2021 года до осуществления инвестиционных проектов будет внедрена система проведения экспертизы против коррупции»

На собрании директор агентства по борьбе с коррупцией Акмал Бурхонов сообщил об организации деятельности агентства и планируемых важных задачах.

По его словам, агентство совместно с министерством юстиции, генеральной прокуратурой и другими ведомствами, с привлечением международных экспертов, разработает законопроекты «Об агентстве по борьбе с коррупцией в Республике Узбекистан», «О декларировании доходов, имущества и конфликте интересов государственных служащих».

«Представление этих законопроектов в администрацию президента намечено до августа этого года» - сообщил Бурхонов.

А.Бурхонов сообщил, что агентство по борьбе с коррупцией в своей деятельности опирается на опыт ряда иностранных государств: Республики Кореи, Сингапура и стран СНГ.

«С первых дней нашей деятельности мы привлекли международных экспертов в качестве партнёров и консультантов. К примеру, южнокорейский эксперт начал работать у нас в качестве консультанта. Сейчас с нами работает также международный эксперт по борьбе с коррупцией в Сингапуре. Кроме того, в этом плане нам помогают европейские эксперты.

Мы провели большой конкурс по отбору достойных кандидатов в наш коллектив. До конца этого месяца результаты будут объявлены, и мы начнём свою деятельность» - сообщил Акмал Бурхонов.

В Узбекистане с 2021 года ожидается внедрение системы антикоррупционной экспертизы до осуществления инвестиционных проектов.

При этом в процессе целевого затрачивания средств в рамках национальных инвестиционных проектов, а также грантов, выделенных международными финансовыми организациями, будут обеспечиваться и постоянно контролироваться открытость и гласность.

«Привлечение общественности к борьбе с коррупцией является важным не только для пропаганды, но и для оперативного реагирования на обращения граждан о фактах коррупции.

Поэтому целесообразно как можно быстрее запустить специальную электронную платформу и мобильное приложение E-Anticor.uz, дающее возможность оповещать о фактах коррупции.

Следует рассмотреть также вопрос внедрения механизмов поощрения лиц, сообщивших о коррупционных правонарушениях, или иным образом способствовавших борьбе с коррупцией. Мы увидели, что в зарубежном опыте эта система дала хороший результат» - сообщил директор агентства по борьбе с коррупцией.

Русланбек Давлетов: «Самый главный враг коррупции – это открытость и прозрачность»

Министр юстиции Русланбек Давлетов говорил о первоочередной необходимости разработки конкретных стандартов для ликвидации коррупции в государственных органах.

«Самый главный враг коррупции – это открытость и прозрачность. Сможем ли мы ответить на вопрос, какая программа у нас есть по открытости и прозрачности в государственных органах?

У нас имеется такая программа, но отсутствует мониторинг её исполнения. В этом плане у нас ничего не делалось ни организациями, ни членами парламента.

По этой причине, министерство юстиции вышло с предложением: следует создать государственную программу по обеспечению открытости и прозрачности в государственных органах и определить её стандарты. То есть, на основании каких стандартов должны работать государственные органы? К примеру, с точки зрения государственных расходов, какие сведения должны быть открыты государственными органами?

Нужно ли обнародовать расходы руководителей на командировки, сведения о закупках на тендерах товарно-материальные ценности должностных лиц, или о том, на какой машине они ездят?» - задал вопрос Давлетов.

В этом плане он обратился к председателю Сената Танзиле Нарбаевой, и подчеркнул, что только после разработки этих стандартов государственные организации смогут работать на основе конкретного плана.

«Для этого обязательно должны быть стандарты. Тогда мы будем действовать на основе этих стандартов» - сообщил министр юстиции.

На собрании было предложено осуществление проекта «Сфера без коррупции» в системе здравоохранения и государственных закупок – самых важных сферах на сегодняшний день. По подготовке и осуществлению проекта были созданы рабочие группы.

Новости по теме