Узбекистан | 11:56 / 26.08.2020
6830
13 минут чтения

Зарплата учителей, современные школы и пандемия. Беседа с директором международной школы в Ташкенте

Нужно ли ученикам возвращаться в школу в условиях пандемии? Мы побеседовали с директором международной школы Биллом Краловец о современных школах, растущих обязанностях и зарплатах учителей. Билл Краловец стал гостем передачи Kun.uz «Эркин сухбат» и рассказал о реформах и изменениях в общем среднем образовании.

Алишер Рузиохунов, журналист: у вас многолетний опыт в сфере образования. Если я не ошибаюсь, вы работали в Сербии, Японии, Венесуэле, Колумбии, Австралии и США. И вот уже целый год вы живёте в Узбекистане. Почему вы пришли именно к такому решению?

Билл Краловец, директор школы: в этом году исполнилось 28 лет с тех пор, как я начал работать в сфере образования. Вы правы, я побывал во многих государствах мира. Все международные школы функционируют независимо друг от друга. То есть, меня не переводят из одной школы в другую. Я начал свою трудовую деятельность учителем точных наук, потом стал заведующим по научной работе, а затем получил должность директора школы.

На моём последнем месте работы, в японском городе Осака, я тоже руководил международной школой. Когда я решил оттуда уехать, то стал просматривать объявления о вакансиях в других международных школах. В администрации школы в Ташкенте искали кандидата на должность директора, я прошёл собеседование. Во-первых, я выбрал международную школу в Ташкенте, потому что в администрации выбрали мою кандидатуру и пригласили на работу.

Кроме того, у этой школы высокий авторитет: здесь учёба организована в соответствии с международными стандартами, в частности IB. В школе обучаются более 500 человек.

Также, мне нужно было не только выбрать для себя рабочее место, но и найти подходящий город для семьи, хорошую школу для обучения моих детей. Трое моих детей тоже учатся здесь, поэтому качество преподавания в школе имеет для меня большую значимость.

А.Р.: Для вас было важно местонахождение страны?

Б.К.: Мне никогда не приходилось бывать в Ташкенте, Узбекистане или в Центральной Азии. И это меня тоже привлекло.

А.Р.: Вы раньше слышали об этих местах?

Б.К.: Я слышал о развале бывшего Советского союза, о государствах с окончанием «-истан». Этот регион был интересен для меня. Я люблю приключения. Когда я услышал название «Ташкент», то, как любой американец, почувствовал экзотику. Узбекистан, Ташкент, горы, Великий шёлковый путь и прочее... Это тоже повлияло на моё решение. Поскольку работа в международных школах подразумевает не только обучение, но и знакомство с различными культурами мира.

А.Р.: Вам было легко адаптироваться к жизни в Ташкенте?

Б.К.: Ташкент – это очень удобный город для проживания. Одно время я жил в Латинской Америке, и здесь я тоже почувствовал атмосферу «латино». Люди очень общительные, открытые, спокойные, иногда даже очень спокойные. Они мне понравились. Приспособиться к таким условиям нетрудно. Природные условия, климат мне тоже нравится. Можно увидеть все четыре времени года. Дни, в основном, солнечные. Важно, что город постоянно растёт, вокруг появляются новые кафе, рестораны и развлекательные центры.

Большинство времени я провожу в школе, но в свободное время люблю ездить в горы с семьёй. Там есть красивое озеро. Я полюбил Ташкент и Узбекистан, гостеприимных узбеков.

А.Р.: Продолжим беседу о вашей профессиональной деятельности. Каждый профессионал в своей сфере имеет определённую позицию по своей профессии и деятельности, свою философию. Что означает для вас образование? Каким оно должно быть в идеальных условиях?

Б.К.: Моя философия, как директора школы – «для создания хорошей школы, нужно собрать сильных учителей». Если собрать сильных учителей в один коллектив, регулярно повышать их квалификацию, то это будет гарантировать успех моей деятельности. Учитель должен многое знать по своему профилю. Важно, чтобы у него было желание работать с детьми, чтобы он был верен своей профессии. Когда родители выбирают школу для своих детей, они заходят в здание, смотрят футбольную площадку или спортивный зал. На самом деле получение учеником хорошего образования зависит от качества преподавания учителя. Поэтому я часто задумываюсь над созданием достаточных условий для работы учителей над собой, для качественного проведения учебного процесса.

В школе работают 68 иностранных граждан. Мы старались приглашать только самых сильных учителей.

А.Р.: Как вы их находите? Какие критерии являются основополагающими для работы в этом коллективе?

Б.К. Количество международных школ за последние 10 лет увеличилось. Их организационная структура тоже разнится. К примеру, в течение прошлых лет увеличилось число школ, созданных в коммерческих целях. Но наша школа функционирует уже 25 лет, и является некоммерческой организацией. Я считаю, что этот фактор очень важен для учителей.

Если талантливый педагог в перспективе будет больше думать о своей профессии, об обучении детей, то он не выберет школу с бизнес-моделью. Здесь у учителей имеется достаточно свободы для развития и реализации своих идей, им выплачивается конкурентоспособная зарплата. В основном, они приезжают на долгосрочную работу. Мы поощряем учителей за внедрение инноваций, они преподают от нулевого до 12-го классов. Значит, в ходе их деятельности мы можем наблюдать, как совершенствуется ученик.

Интернет произвёл революцию во многом. Поэтому, мы призываем учителей к новым экспериментам. Это предложение и условия им по душе.

А.Р.: Какая ответственность возложена на учителя?

Б.К.: В первую очередь, он несёт ответственность за взаимоотношения с учениками. Эти отношения строятся в двустороннем порядке, а по большей части – в индивидуальном. Вы можете знать досконально свой предмет, но если не знаете ученика, и хотите его привлечь к учебному процессу, это будет очень сложно. Заинтересовать ученика и достичь его активности на уроке – нелёгкая задача для учителя. Но это очень важная задача.

А.Р.: Важен ли для учителя размер заработной платы?

Б.К.: Многие учителя выбирают эту сферу не для того, чтобы стать миллионером. Если бы он поставил перед собой цель зарабатывания денег, то учился бы не на учителя, а на юриста или в сфере бизнеса. Люди, выбравшие сферу образования, любят детей, они хотят творить добро в мире. Однако, учителей с международным опытом приглашают на работу с возмещением всех расходов, достойной зарплатой и пакетом льгот. Учитель, выйдя на пенсию, тоже должен спокойно продолжать свою жизнь на накопленные деньги. Поэтому я считаю, что выбор профессии учителя достоин уважения, и поэтому они работают.

А.Р.: В некоторых государствах государственные школы специализируются на отдельных предметах, которые изучаются углубленно. Узбекистан тоже не является исключением. К примеру, очень много школ, специализирующихся на химии, физике, математике, иностранных языках или истории. Вы верите, что со временем это даст свои результаты?

Б.К.: По-моему, одной из важнейших функций школ является ознакомление ученика с различными идеями, предметами и направлениями. В итоге ребёнок должен понять, какая сфера ему ближе. Сильные школы предлагают образовательную программу по различным предметам и многим направлениям.

Мне тоже понравилась идея специализированной школы. В школы, специализирующиеся на углубленном изучении точных наук, дети отбираются по их способностям, им даются глубокие и обширные знания по направлению, где они чувствуют себя свободно. Это хорошо. Кроме того, это прекрасная возможность для учеников, которые уже с детства определили, какой предмет они хотели бы больше изучать.

А.Р.: Была ли у вас возможность ознакомиться с местными школами? Изучили ли вы нашу систему преподавания?

Б.К.: Я не смог подробно изучить систему местных школ. Каждый раз, когда прохожу мимо школы в нашей махалле, слушаю новости. У нас есть связи с администрацией президентской школы. Следует продолжать создавать такие школы. Деньги, затраченные правительством на образование, никогда не будут выброшены на ветер. Когда-то это даст свои плоды. Особенно, не следует снижать внимание к начальному образованию ребёнка.

Насколько я знаю о здешних школах, в каждом классе имеется по много учеников. Как я говорил раньше, это создаёт трудности в развитии взаимоотношений учителя с учеником. Представьте, в классе 50 учеников, и справиться очень трудно. Мне понравилось, что у вас в обществе школы имеют большую значимость, в стране отмечают праздник «День учителя». Я вижу развитие инфраструктуры вокруг школ, это тоже позитивное изменение.

А.Р.: Мы знаем, что для проведения реформ в образовании отсутствуют конкретные правила и инструкции. Однако, правительство должно осуществлять реформы в сфере образования. На ваш взгляд, с чего нужно начинать? Что является приоритетным в образовательных реформах?

Б.К.: Как я уже говорил, в ходе этих реформ следует уделять больше внимания учителям. В образовании должно быть больше сильных и опытных учителей. Для осуществления их работы с необходимым мастерством, нужны ресурсы, полномочия и условия. Следует уменьшить количество учащихся в классах. По-моему, следует выделять больше средств на приобретение знаний и опыта по направлениям искусства и творчества. Учащиеся должны активно пользоваться лабораториями практического искусства, театра, точных наук. Им нужны спортивные площадки, компьютеры, адаптированные под изучение языков программирования.

У детей должна быть школьная библиотека с большим количеством книг. А это всё стоит денег.

А.Р. Действительно. Если предположить, что правительству нужно нанять квалифицированных, опытных учителей, то начнутся нескончаемые дискуссии о второй стороне вопроса. То есть, с чего нужно начинать реформу? С системы высшего образования или начального образования? Поскольку, сильные учителя должны окончить высшие учебные заведения. Как вы считаете?

Б.К.: Я знаю, в кишлаках и городах начальное образование не может быть одинаковым. Однако, период с 3-х до 7-летнего возраста ребёнка, является важным временем для развития, поэтому получение начального образования очень важно. Ребёнку нужно хорошо питаться, отдыхать. Он знакомится с культурой, с окружающей средой, с людьми. Происходит социализация. Действия в детстве, в юношестве, очень важны, как долгосрочный капитал. Впоследствии ученики с большим трудом готовятся к вступительным экзаменам в университет. Но в системе высшего образования не все вузы обучают как положено.

Возможно, вузам нужно исследовать, что нужно выпускнику школ, искать пути поощрения их стремления вперёд. К сожалению, в университетах это не делается.

Директор международной школы Билл Краловец в ходе беседы охарактеризовал плохие школы, и поделился своими соображениями об организации эффективной работы в школах. Кроме того, он рассказал о современных школах и будущем общего среднего образования. В конце беседы Билл ответил на вопрос о том, как начинать следующий учебный год в условиях пандемии.

Полную версию беседы с Биллом Краловец вы можете посмотреть на канале Youtube.

К сведению, Ташкентская международная школа является негосударственным некоммерческим образовательным учреждением, и обучение там ведётся на английском языке.

Беседовал Алишер Рузиохунов
Оператор Отахон Юсупов

перевод: Вадим Султанов,
Анастасия Ткачёва

Новости по теме