Узбекистан | 18:27 / 09.11.2020
9160
9 минут чтения

«Панорама» и покрытие из алюкобонда. Немецкий специалист о современном облике Ташкента

Специалист из Германии Йенс Йордан прокомментировал споры о сохранении исторических памятников в Ташкенте. В статье, отправленной им в Kun.uz, он разъяснил ситуацию на примере кинотеатра имени Алишера Навои.

Фойе и павильон дворца искусства. Источник: архив Бориса Чуковича и Серго Сутягина

Специалисты по сохранению исторических памятников уже давно придерживаются единого взгляда: данный вопрос больше не находится в компетенции небольшой группы специалистов, он плавно перетёк в тему для обсуждения всем обществом.

Кинотеатр «Панорама» прославился не только в нашей стране, но и за её пределами. Этот стиль в начале 1950-х годов сменил господствующий до тех пор неоклассицизм, и является манифестом нового времени, повлёкшего за собой изменения в языке архитектуры, строительстве жилья, и многих других сферах повседневной жизни. Ярким примером подобных сооружений стал Дворец пионеров в Москве, возведённый в начале 1960-х годов, и Ташкентский кинотеатр, построенный немного позже.

Конечно, другие административные здания, в том числе, предыдущие, также выполнены в новом архитектурном стиле, но, вероятно, в ряде важных сооружений советского модернизма на первом месте стояло строительство многофункциональных зданий.

BchOJzAaNCDHqcTQx6PKSxqe3nQaWw8n.jpg (606×126)
Виды дворца искусства. / Источник: shaharsozlik.uz

Своеобразие данного проекта заключается в его гармоничной контекстуализации, его расположении, а также, сочетании противоположных частей здания в плане формы и фасада.

Для понимания контекстуализации следует взглянуть на обстановку во время строительства проекта: начатое на заре 1930-х годов строительство величественной улицы Навои в стиле неоклассицизма с примесью восточных методов – было в разгаре. Напротив площади кинотеатра, окружённой традиционными домами Старого города, возводится жилое здание, спроектированное М.Булатовым. Оно продолжает традиции украшенных заострёнными сводами ниш на нижнем этаже снесённого в середине 1950-х годов медресе Эшанкула Додхо. Внешний вид фасада с несколькими колоннами отличается балконами, выступающими над заострёнными сводами. С восточной стороны площади, по улице Пахтакор, уже появилось первое здание ТашПИ с фасадом в стиле неоклассицизма. Оно было спроектировано А.Петросовым, отвечавшим за создание первой телестудии. В углу на пересечении с улицей Навои располагалось основное здание ТашПИ (сейчас – университет Вебстера), спроектированное Л.Карашем и построенное в 1956 году. Оно сочетается с формой фасада старого здания на соседней территории, но, будучи практически лишённым декоративных элементов, уже свидетельствует о новом периоде.

Кинотеатр отошёл от этих правил неоклассических украшений и восточных орнаментов, а также, правил градостроительства по периметру. Он был построен в 1964 году С.Сутягиным по проекту В.Березина, С.Сутягина, Ю.Халдеева, Д.Шуваева и О.Легостаевой. Здание имеет вытянутую форму и закрытый объём с высотой кинозала 22 метра, большая часть здания застеклена, поэтому возникает контраст с двухэтажным павильоном, кажущимся невесомым.

Путём функционального разделения были выбраны идеально подходящие форма и фасад здания. Объём большого зала может показаться наблюдателю в несколько раз больше за счёт множества выступов вокруг. В плане здания они напоминают орнаменты традиций местных вышивок. Зданию придаётся другая интерпретация и значение с помощью данной ассоциации, рассматривавшейся как символ нового времени, переход от классической архитектуры к постмодернизму. В отличие от данного закрытого объёма, перекрытия павильона кажутся прозрачными. В павильоне имеется вход с кассой, фойе с гардеробом и буфетом, а также административные помещения.

Дворец искусства в 1960-е годы./Источник: shaharsozlik.uz

Гараж во дворце искусства

Недавно распространились фотографии, будущего павильона после запланированного ремонта. На них видно, что фасад покрыт алюминиевыми композитными панелями (к сожалению, эти панели и сейчас портят облик здания), а фойе используется как полутёмный выставочный зал для исторических автомобилей.

Совершенное непонимание исторического памятника, внесённого в список./Источник: Подробно.uz
Затемнённый павильон как выставочная зона для автомобилей./Источник: Подробно.uz

Данные фотографии свидетельствуют о совершенном непонимании начального проекта. Вместо алюминиевых композитных панелей следовало бы восстановить стёкла большого размера и вернуть лёгкость этой части здания. Если отказаться от широкомасштабных рекламных баннеров, то можно будет рационально использовать расположенные за ними помещения, к примеру, для кафе, ресторана или бара. С учётом входного пространства, такое сооружение, несомненно, имеет большой потенциал для предложения кинозрителям других развлечений или привлечения новых гостей.

Целесообразно было бы сблизить внутренний дизайн и концепцию строительства для демонстрации архитектурной ценности комплекса и его роли в истории. Вопросы проникновения чрезмерного количества тепла решаются с технической точки зрения солнцезащитными стёклами и современными вентиляционными устройствами. Возможность строительства застеклённых небоскрёбов и в Ташкенте уже продемонстрирована в других местах.

Автор проекта, конечно, может дать отличный совет для изменения или реконструкции здания. Чем больше здание сможет сохранить свою истинную концепцию и форму в гармонии с требованиями времени, тем большую ценность оно будет собой представлять.

Гараж как произведение искусства

Ещё одна проблема по охране исторических памятников отчётливо видна в автомастерской, расположенной в доме №297 по улице Буюк Ипак йули. Большой зал размерами 36х80 метров, с обеих сторон, выходящих на улицу, имел простую, повторимую форму: двустворчатые деревянные ворота, подведённые к 11 осям спереди и к 5 – сбоку, расположены под окнами за железными решётками. После стены, возведённой от окон вверх, расположен немного выдающийся парапет в форме коробки. По обеим сторонам осей ворот фасад грубо выровнен и покрыт длинными плитами из природного камня. Они представляют собой основу для выпуклого настенного орнамента-рельефа, установленного с северной стороны. На этом произведении искусства высотой 6 метров изображён всадник на коне с развевающимся хвостом. Эта пара, мчась во весь опор, мужественно и с широким размахом противостоит всем опасностям. Сейчас это средство передвижения напоминает футуристический автомобиль по причине изображения плечевых и поясничных суставов в круглой форме.

Автомастерская в доме №297 по улице Буюк Ипак йули. Фото: Йенс Йордан, июль 2018
Изменённый фасад автомастерской. Фото: У.Хайитов, август 2020 года

Тут также возникает вопрос о правильном отношении к архитектурному наследию. В ходе понятного процесса модернизации вид фасада подвергся изменениям: теперь он вытянут непосредственно до рельефа, имеет большие стеклянные двери, сделан акцент на красный цвет. Фасад разделён функционально, и состоит из серой гофрированной жестяной стены. Сохранение настенного выпуклого орнамента достойно похвалы. К сожалению, он потерял визуальную связь с плитами из природного камня, и в результате выбора цветов, не привлекает к себе внимания (серый рельеф и серый фасад). Поскольку, именно эта визуальная связь между мастерской и произведением искусства определяет ценность настоящего объекта и его понятность. Как и во многих других зданиях с произведениями искусства, здесь также возникает вопрос: что будет с орнаментом, задуманным как часть здания, в случае сноса?

Вопрос сохранения исторических памятников всегда является процессом, в ходе которого ищут ответы и решения для каждого памятника в соответствии с его своеобразием и требованиями.

Кинотеатр, как и автомастерская, рассказывают об условиях жизни, событиях, впечатлениях и чаяниях того периода. Мы должны обеспечить понимание этой артикуляции и в наше время.

перевод: Вадим Султанов,
Анастасия Ткачёва

Новости по теме