Узбекистан | 22:33 / 02.12.2020
18404
14 минут чтения

Коррупция в дошкольном образовании: воровство средств, выделяемых на детей, низкая заработная плата и «мёртвые души»…

Когда ребёнок уже с детского сада сталкивается с коррупцией, если он видит, как воруют выделяемые на него средства и занимаются очковтирательством во время проверок… Всё это – ужасная, но, к сожалению, реальная действительность, которая считается в нашем обществе чуть ли не нормальным явлением.

Корреспондент Kun.uz побеседовала с начальником службы внутреннего аудита, финансового и правового контроля Министерства дошкольного образования Дилшодом Норматовым о коррупции, масштабах проблем и их решении.

«Воровство средств, выделяемых на беззащитных детей – хуже всего»

- Воровство в системе дошкольного образования грубее и хуже, чем воровство, допускаемое в других сферах. Поскольку здесь речь идёт о маленьких беззащитных детях. Лишать ребёнка необходимой еды, записывать специалиста, который должен ему преподавать, как «мёртвую душу», влечёт за собой тот факт, что ребёнок не получит нужных питательных веществ, не усвоит знаний, а время будет упущено.

Считаю, что если права ребёнка в детском саду нарушаются, то их не восстановить. К примеру, 1 килограмм мяса приходится на 10 детей в день. Виновный может 10 дней воровать мясо, уплатить штраф, но дней, когда ребёнок не ел мяса, - уже не вернуть.

При каких обстоятельствах в детском саду чаще всего наблюдаются незаконные действия?

- Служба внутреннего аудита Министерства дошкольного образования контролирует, в основном, целевой характер текущих расходов, включающих в себя заработную плату, расходы на продовольствие, текущий ремонт, оплату коммунальных услуг и тому подобные расходы.

В системе выявляются случаи допущения незаконного и излишнего расходования средств, выделенных на заработную плату: в 2019 году незаконно были выплачены 9,4 млрд сумов, а за 10 месяцев 2020 года – 8,5 млрд сумов.

Нецелевое расходование средств, выделенных на продовольствие, в 2019 году составило 6,2 млрд сумов, а в 2020 году – 3,6 млрд сумов.

Выявляемые факты коррупции зависят от того, как проводится проверка. В этом году было обнаружено больше фактов, выявленных в результате комплексных проверок. Ещё одна сторона. Все незаконно присвоенные средства, выявленные в 2020 году, могут не относиться к этому году. Обычно, в ходе проверки изучаются сведения за последние годы.

К примеру, в 2019 году мы проверяли ДОУ №10 в городе Каттакургане. В детском саду было выявлено хищение бюджетных средств в размере более 1 млрд сумов с 2014 по январь 2018 года. Поэтому результат может быть выше в зависимости от количества и масштаба проверок.

В результате проверок выявляются крупные хищения. К примеру, бухгалтер отдела дошкольного образования города Самарканда безосновательно выписал и присвоил заработную плату в размере 122 млн сумов на имя 22 граждан, якобы работавших в ДОУ в 2018-2020 годах.

Бухгалтер ДОУ города Чирчика Ташкентской области в 2019-2020 годах незаконно присвоил 80 млн сумов путём перевода средств на пластиковые карточки.

Заведующая ДОУ №26 Кибрайского района незаконно растратила более 200 млн сумов, выписав заработную плату на имя фальшивых работников.

В государственном ДОУ №22 Пешкунского района Бухарской области была выявлена недостача в размере 202 млн сумов, а также подделка платёжных ведомостей заработной платы. В государственном ДОУ №3 Гиждуванского района, на имя работников, неполностью выполнивших свои рабочие обязанности в 2018-2020 годах, было выписано 20 млн сумов.

В результате уклонения от соблюдения законодательства о государственных закупках, отделом дошкольного образования Бустанского района были закуплено постельное белье на 104 млн сумов по завышенным ценам.

В 2019 году было выявлено 750, а в 2020 году – 446 «мёртвых душ»

- «Мёртвые души» представляют собой одну из главных проблем в системе дошкольного образования. Это – работники, оформленные на различные должности в дошкольной образовательной организации, но, фактически, не работающие. Таким образом, заведующая детским садом незаконно присваивает себе заработную плату, выписанную на «мёртвые души», а подобные работники незаконно получают трудовой стаж.

Такие «мёртвые души» занимают места специалистов и работников, желающих работать добросовестно, в то время, когда в республике актуален вопрос трудоустройства.

Во время аудиторских проверок в 2019 году было выявлено 750, в 2020 году – 446 «мёртвых душ», и собранные документы были переданы в органы прокуратуры для правовой оценки.

«Мёртвые души» негативно воздействуют на образование и воспитание детей в ДОУ. К примеру, если музыкальный руководитель является «мёртвой душой», то дети не получат знаний по музыке. Если не работает дворник, то другие работники должны бросать свои дела и подметать двор, а это отрицательно влияет на выполнение работниками своих обязанностей.

Кроме того, существует и социальная опасность: если «мёртвые души» не являются на работу, им засчитывается рабочий день. А в это время такие «работники» могут где-то совершить преступление или выехать за пределы республики. То есть, никто не знает, чем они занимаются. Они мешают также реальным работникам, желающим устроиться на их место.

Министерство сотрудничает с Генеральной прокуратурой в борьбе с подобными преступлениями. Кроме того, на такие нарушения законодательства должны обратить внимание Государственная инспекция труда Министерства занятости и трудовых отношений, другие контролирующие органы.

«Зарплата повара – 680 тысяч, а он готовит 3 раза в день …»

- Вопрос заработной платы является самой большой проблемой в системе дошкольного образования. К примеру, зарплата повара – 680 тысяч сумов, а он готовит 3 раза в день.

В системе дошкольного образования в районном масштабе вращаются миллиарды средств: средства, выделяемые государством, и поступающие от платёжных взносов родителей. Зарплата главного бухгалтера, ведущего их учёт в районе – 1 млн 600 тысяч сумов. А остальные бухгалтеры получают и того меньше.

На такую зарплату невозможно найти квалифицированного бухгалтера, или они, набравшись опыта, переходят на другую работу. Это также влечёт за собой незаконные действия в системе расчётов. Поскольку, неопытный бухгалтер может допустить факты нарушения законодательства, не осознавая этого.

Заработная плата заведующей детским садом – 1,5 млн сумов. Даже зарплата воспитателей подготовительных групп немного выше. Низкая заработная плата также может стать причиной незаконного присвоения средств системы.

«Нужно правильно определять стоимость закупок»

- В системе дошкольного образования ведётся централизованная бухгалтерия. Вопросы договоров и закупок решаются территориальными отделами Министерства дошкольного образования. Детские сады не совершают закупки самостоятельно. Однако, специальные комиссии, созданные в детских садах, должны принимать продукты в зависимости от их качества и количества. В этом случае, виновны обе стороны: если продукция некачественная, то детский сад может не принимать её, а вернуть.

Цены на закупаемую продовольственную продукцию ежемесячно устанавливаются местными хокимиятами. Непропорциональное установление цен в некоторых регионах также может привести к негативным случаям. К примеру, цена говядины, установленная по городу Ташкенту, составляет 44 000 сумов, а в Кашкадарье – 57 000 сумов. При этом, мясо должно быть первой категории.

Цена на сливочное масло в Ташкенте установлена 26 000 сумов, а в Кашкадарье – 40 000 сумов. Сливочное масло должно быть изготовлено из коровьего молока.

Нельзя устанавливать цену ни выше, ни ниже. Если цены завышены, это может стать основой для присвоения оставшихся средств. Установление заниженных цен приведёт к покупке некачественной продукции. Потому что невозможно купить качественную продукцию по такой цене. В связи с этим, нужно верно определять норму при установлении цен.

«Во главе каждого детского сада невозможно поставить одного человека»

- Факты коррупции в системе дошкольного образования в большинстве случаев были выявлены при оперативном изучении. Если сказать детскому саду: мы придём через 7 дней, они постараются завуалировать недостатки. К примеру, детей, незаконно посещающих детский сад, могут попросить не приходить в дни проверки.

Аудиторскую службу можно назвать эффективной, так как она может проводить проверку внезапно.

Сейчас в каждой области имеется по 2-3 аудитора, по республике - всего 40 штатных единиц. А количество ДОУ – около 6 тысяч.

Проведение контрольного мероприятия требует нескольких дней. Бухгалтерия централизованная, но реальные расходы осуществляются в ДОУ, и для их сопоставления необходимо время. На проверяемом объекте невозможно полностью охватить все финансовые операции.

Но, конечно, нет возможности, закрепить по одному человеку на каждый детский сад. Самый лучший выход – внедрение информационных технологий в сфере, усиление прозрачности.

Если сейчас часто встречаются факты коррупции при приёме на работу, то прозрачное объявление вакантных рабочих мест поможет сократить коррупцию в системе.

«Родители, устраивающие ребёнка в детский сад незаконно, воруют средства, выделяемые на других детей»

- За счёт постепенного осуществления охвата дошкольным образованием, сокращаются случаи незаконного приёма детей в детские сады. Частные ДОУ также помогают государству в этом отношении.

Но, следует отметить один момент. Родители, устраивающие ребёнка в детский сад незаконно, воруют средства, выделяемые на других детей. Поскольку, родители знают, что для их ребёнка в детском саду еда не готовится, его нет в списках. Подсчитываются все дети, посещающие детский сад по официальному направлению, и для них готовится еда на основе установленной нормы. Количество детей, посещающих детский сад незаконно, не включают в рацион, и они питаются за счёт остальных детей.

Кроме того, если с ребёнком, которого нет в списках, что-нибудь случится, за это никто не будет отвечать.

«Наказание должно быть серьёзным»

- Совершившие хищение бюджетных средств, в основном, освобождаются от наказания по трём статьям. Это – статья 70 («Освобождение лица от наказания ввиду утраты свойств социальной опасности»), статья 71 Уголовного кодекса («Освобождение от наказания ввиду чистосердечного раскаяния виновного в содеянном») и статья 84 Уголовно-процессуального кодекса («Прекращение уголовного дела за отсутствием виновности»).

Большинство работников системы признаются виновными по статье 61 Кодекса об административной ответственности («Хищение в малом размере»), то есть, хищение в малом количестве путём воровства, присвоения, растраты имущества организации, злоупотребления должностью или мошенничества.

На виновных налагается штраф в размере от одной (223 000 сумов) до пяти (1 115 000 сумов) базовых расчётных величин.

Если стоимость расхищенного имущества не превышает 30 БРВ (6 690 000 сумов), то это считается хищением в малом размере.

К примеру, если будет допущена недостача продовольственной продукции на 5 млн сумов, то виновные уплатят штраф в размере 223 тысячи, или, максимум, 1 млн 115 тысяч.

Следует подумать о внесении изменений в действующее законодательство, усилить меры наказания, чтобы неповадно было нарушать права детей. Тогда сократятся случаи воровства средств, выделенных на детей, нарушений их прав.

К примеру, в статье 44 Закона «О дошкольном образовании и воспитании» говорится: «Лица, ранее приговорённые за совершение умышленных преступлений, не могут заниматься педагогической деятельностью в дошкольных образовательных организациях».

Кроме того, лица, трудовой договор с которыми был расторгнут по их вине, а также, лица, ранее приговорённые за совершение умышленных преступлений, независимо от применённой меры наказания, окончания или снятия судимости или применения в их отношении акта амнистии или помилования, не могут быть назначены на должность руководителей органов и организаций в системе дошкольного образования.

Внедрение такого порядка значительно дисциплинировало работников системы.

Что можно сделать для сокращения незаконных фактов?

- Можно предотвратить факты незаконного присвоения средств путём широкого внедрения информационных технологий в систему, упрощения и открытости систем закупок и расчётов, открытого объявления о вакантных рабочих местах, пересмотре месячных заработных плат в низшей системе, повышения правовой культуры работников системы.

Конечно, всё это сразу не реализовать. Сейчас в каждом направлении ведётся работа в сотрудничестве с ответственными организациями.

Беседовала Зилола Гайбуллаева

перевод: Вадим Султанов,
Анастасия Ткачёва

Новости по теме