Узбекистан | 18:48 / 10.12.2020
17467
8 минут чтения

Около 3 тысяч человек в Ташкенте стоят в очереди на усыновление ребёнка. Возможно, следует упростить систему?

Торговля младенцами является одним из самых болезненных вопросов в социальной жизни. По мнению Министерства внутренних дел, корень этих проблем упирается в сложности при усыновлении ребёнка и бумажную волокиту в этом процессе.

Действительно, многие граждане жалуются на то, что процесс усыновления детей очень сложен, нужно ждать своей очереди годами, также имеются факты коррупции.

Какова же ситуация на самом деле? Обоснованы ли претензии граждан? Корреспондент Kun.uz поинтересовалась мнением специалистов сферы по этому поводу.

«В законодательстве есть недостатки»

Адиба Сафарова ответственный сотрудник института юридических и политических исследований при Министерстве юстиции

Адиба Сафарова

- Усыновление (удочерение) детей в Республике Узбекистан регулируется Семейным кодексом и Положением «Об усыновлении (удочерении) несовершеннолетних детей и принятии детей в семью на воспитание (патронат)», утверждённым Кабинетом Министров. В ходе изучения настоящих законодательных актов выявлен ряд пробелов и недостатков:

1. Ряд норм положения не совпадает с положениями Семейного кодекса. К примеру, согласно статье 151 Семейного кодекса, усыновление производится судом по заявлению лиц (лица), желающих усыновить ребёнка, с учётом заключения органов опеки и попечительства об обоснованности и соответствии усыновления интересам усыновляемого ребёнка.

Однако, пунктом 3 Положения установлено осуществление усыновления ребёнка решением хокима района, города согласно заявлению лиц, желающих усыновить ребёнка и рекомендации органов опеки.

2. Согласно статье 152 Семейного кодекса, усыновителями могут быть совершеннолетний мужчина или женщина. Такие требования не могут полноценно защитить права и интересы усыновляемых.

Иначе говоря, следует пересмотреть требования, предъявляемые к усыновителям. При этом целесообразно учитывать их возрастную границу, семейное положение.

3. Ввиду отсутствия специального уполномоченного органа по вопросам опеки и попечительства, и достаточного контроля за домами милосердия, часто наблюдаются неблагоприятные случаи. В связи с этим, следует организовать новую структуру.

4. Не установлены правила, обеспечивающие открытость и прозрачность системы усыновления. В частности, не создана возможность дистанционной подачи документов на усыновление, получения информации о детях, которых можно усыновить.

5. В законодательстве отсутствует упрощённый порядок усыновления. По этой причине, порядок усыновления близкими родственниками ничем не отличается от обычного порядка усыновления, сроки оформления документов затягиваются. В связи с этим, увеличивается число фактов попечительства, а не усыновления детей.

«Я не поддерживаю упрощения системы усыновления»

Умида Маманова – директор дома милосердия №21 города Ташкента

Умида Маманова

- В дома милосердия обращаются разные категории граждан. В основном, усыновить детей желают бездетные семьи, разведённые женщины без детей.

Некоторые семьи заботятся о сиротах при наличии своих детей.

Ко мне часто обращаются и говорят: «Процесс сбора документов на усыновление очень сложен, нужно его упростить». Этот вопрос постоянно находится в центре обсуждения. Но я не поддерживаю упрощения этого процесса.

Верно, мы все хотим, чтобы дети воспитывались в семьях. Но, по некоторым причинам, мы забираем детей из некоторых семей. Не приняв правильного решения, можно отдать детей в семью с такими же условиями.

Я очень часто сталкивалась с такими случаями, когда люди усыновляют ребёнка из-за корыстных целей.

Президент принял постановление «О дополнительных мерах по усилению социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Все льготы в постановлении основаны на принципах гуманизма.

После принятия этого законодательного акта в прошлом году, мне несколько раз звонили и спрашивали: если я усыновлю ребёнка, сколько денег мне будут платить? Действительно ли на одного ребёнка будут давать по 820 тысяч сумов? А если усыновлю двоих, то мне дадут 1 млн 640 тысяч сумов? А троих? Понимаете, в основном здесь – финансовая выгода.

Жалуются, что нужно долго ждать усыновления. Мы тоже 9 месяцев ждём появления ребёнка на свет. Не меньше. Даже при сильном желании, не получится просто забрать ребёнка.

Всему своё время. Прежде всего, ребёнок должен воспитываться в семье. Мы должны учитывать его желание. В СМИ мы часто видим, как оставляют без присмотра новорождённых младенцев, убивают их. Услышав о таких случаях, я невольно думаю: лучше пусть они будут в доме милосердия.

«Около 3 тысяч жителей Ташкента ждут очереди на усыновление ребёнка»

Сухроб Холиков – заместитель начальника управления Министерства народного образования.

Сухроб Холиков

- В 2019 году было усыновлено на 3717 детей-сирот больше по сравнению с 2018 годом, наблюдается динамика роста. Система патроната увеличилась на 756 по сравнению с предыдущим годом.

Согласно действующему законодательству, установлена разница между усыновляемым и усыновителем не менее 15 лет. Если установить минимальную возрастную границу, это может в каком-то смысле ограничить права граждан. На мой взгляд, сегодняшний порядок является самым оптимальным.

В нашем законодательстве нет механизма по установлению испытательного срока по усыновлению ребёнка. В иностранной практике такой срок устанавливается. У нас существует понятие «патронат» (воспитание ребёнка в семье). Эта форма используется на практике. Гражданин-усыновитель берёт ребёнка на патронат на основании соглашения с органом попечительства. Срок, установленный соглашением, предназначен для того, чтобы ребёнок и родители привыкли друг к другу. После окончания срока, если родители захотят, они могут усыновить ребёнка в судебном порядке. Как отмечалось выше, это похоже на испытательный срок. Граждане чаще используют эту практику.

Большинство граждан желают усыновить детей до 3 лет. Тех, кто хочет усыновить детей постарше, мы направляем в дома милосердия – там можно пообщаться с детьми, выбрать ребёнка. Если усыновителям кто-то понравится, они оформляют документы и направляют в суд.

Согласно статистике, в детском доме города Ташкента около 3500-3000 граждан ждут своей очереди на усыновление. Очередь подходит в зависимости от поступления детей в дом милосердия.

У граждан может возникнуть вопрос: по какой причине очередь задерживается? На это есть свои причины: в течение 1 года после поступления ребёнка в дом милосердия, его нельзя усыновлять, так как за это время могут найтись родители или близкие родственники ребёнка.

В Кабинет Министров направлен проект правового акта по предоставлению льгот при усыновлении гражданами детей из домов милосердия. Согласно этому документу, срок рассмотрения документов будет сокращён. Если раньше он составлял 1 месяц, то в проекте предлагается его сократить до 15 дней.

Цифровизация системы также значительно упростит процесс. Будет создана возможность оформления документов в центрах государственных услуг, получения электронной очереди, и наблюдения за ней.

Беседовала Мухаббат Мамирова,
оператор – Отахон Юсупов

перевод: Вадим Султанов,
Анастасия Ткачёва

Новости по теме