От Ангрена до Калифорнии: беседа с 23-летним узбекским парнем, работающим в UBER
Дархонбеку Маматалиеву 23 года. В 2015-2019 годах он обучался в Ташкентском университете ИНХА. Сейчас работает инженером-программистом IOS в международной компании UBER.
В интервью проекту «Дети неба» Дархонбек рассказал о том, как он заинтересовался программированием и как устроился на работу в крупную компанию.
«Мои родители – учителя. Они – лучшие инвесторы для меня»
- Я заинтересовался программированием ещё со школьной скамьи. В детстве, когда отец мне купил компьютер, рисовал в Paint, хорошо знал Word, Excel. Мои родители – учителя, и я готовил им учебные материалы с помощью этих программ.
В 9 классе на уроке информатики по теме HTML я создал веб-сайт. Преобразовал в сайт журнал, сопоставляющий телефоны Samsung Galaxy S3 и iPhone 4S. После этого мне очень понравилось HTML. В то время мой брат работал в Linux. Он даже не пользовался мышкой, выполнял всю работу на клавиатуре. Я думал, что он очень хороший программист, восхищался им и хотел стать таким же.
Когда я учился в колледже, участвовал в олимпиаде по алгоритмам среди государств СНГ. Не смог выполнить ни одного задания, мне было очень стыдно. Тогда я понял, что нужно глубоко изучать предмет. Приехал в Ташкент, начал изучать язык программирования С++. Это мне очень понравилось. На следующий год я снова участвовал в этой олимпиаде, вышел в полуфинал, у меня появилась мотивация. Потом принимал участие в различных конкурсах, и углубился в сферу.
Также я участвовал в республиканской олимпиаде по информатике, но не победил. С одной стороны, это было хорошо. Если бы я победил, возможно, не попал бы в эту сферу. Тогда я услышал, что в Ташкенте открывается южнокорейский университет Инха, и там будут готовить специалистов по информационным технологиям. В то время я мечтал поступить в ТУИТ, а Инха был для меня как Гарвард, Оксфорд. Думал, что не смогу там учиться. Потому что у меня не было денег, не было IELTS. Но было желание. Полгода я ходил на подготовительные курсы в университете, а потом поступил на учёбу.
Мой отец – учитель физики и математики, а мать – учительница русского языка и литературы. Тогда наш средний месячный бюджет был около 300 долларов. А годовой контракт на учёбе стоил 2,5 тысячи долларов. Нам пришлось нелегко. В семье нас четверо детей. Платить контракт было трудно, но родители считали, что деньги – не важны, а главное – знания. Считаю, что родители стали лучшими инвесторами для меня. Мои дяди – тоже интеллигентные люди. Они сказали моим родителям, что нужно вкладывать деньги не в жильё, а в людей, в образование.
Первый год учёбы мне совсем не понравился. Потому что я окончил обычный колледж, а в Инха все занятия проводились на английском языке, там были ребята из хороших лицеев, школ. После первого семестра второго курса у меня совершенно не осталось денег на оплату учёбы, и я даже хотел всё бросить. Тогда родители и дяди уговорили меня продолжить образование. Я так разозлился, что ушёл в учёбу с головой, и получил самый максимальный балл из всех студентов. В следующем семестре я выиграл грант на бесплатную учёбу.
Я понял, что оказывается, учиться можно, и стал продолжать. Просто нужно использовать правильные стратегии, чтобы показывать хорошие результаты в учёбе. В следующем семестре я тоже выиграл грант.
«Несмотря на то, что я не сдал проект, мне предоставили грант в Корею»
- Я знал, что если после окончания учёбы у меня не будет опыта, то никто не возьмёт меня на работу. Поэтому начал искать работу. В 2015 году познакомился с человеком по имени Фарход Мусаев, тогда мы впервые в Узбекистане создали проект по обучению детей программированию – Codecraft. Начали обучать программированию 8-9-летних детей. Сами составили учебники.
Если мы начинали с 15 детей, то сейчас в Codecraft программирование изучили уже тысячи ребят.
Днём я учился, по вечерам преподавал детям программирование. За два года моей деятельности в этом проекте я создал 3 учебника, научил более 500 ребят. Из-за Codecraft я не сдал проект для гранта в Инха, но мне предоставили грант для учёбы в Южной Корее.
Увидев мою работу, в 2018 году компания Microsoft пригласила меня на учительскую конференцию в Сингапуре – Educator’s Exchange. В Сингапуре я прошёл сертификацию Microsoft, то есть, сейчас у меня есть сертификат этой компании по обучению.
«Успехи в учёбе и практика – совершенно разные вещи»
- В 2016 году я встретился с программистом Фарходом Чинбердиевым. Он спросил: «Чем ты можешь удивить меня?». Я показал ему свои достижения в учёбе, программы для Windows Phone. Но он ответил, что в этом нет ничего особенного. Я очень обиделся, но это стало поворотной точкой в моей жизни.
Я считал, что прекрасно знаю программирование, поддался иллюзии, что я самый лучший среди студентов. Но Фарход Чинбердиев открыл мне глаза. Человек может хорошо учиться, но практика – это совершенно другое. Отличные оценки в университете, победы на конкурсах – это одно, а работа над реальным продуктом в компании – это уже совсем другое дело. Для этого нужны другие знания, навыки, дисциплина. Но у студентов этого нет, и в университете этому не учат.
Студенты – недисциплинированные люди. А работа учит дисциплине, обучает реальным навыкам, и человек начинает работать над собой.
«Когда я услышал, что меня возьмут на работу в Super Dispatch, не поверил»
- После того, как я вернулся из Кореи, снова связался с Фарходом Чинбердиевым. На этот раз я поработал над собой, у меня были готовые продукты. Я попал на стажировку в Super Dispatch, и работал там 6 месяцев бесплатно. Изучал IOS с нуля. Потом мне там сказали, что возьмут меня на работу. Я не поверил. Потому что у меня есть синдром импостера, то есть, я не уверен в себе. Всегда присутствует мысль: другие лучше меня, я не смогу сделать то, что делают они. Это бывает у всех, и нужно через это пройти.
Зимой 2018 года я устроился в Super Dispatch на полставки и получил зарплату 200 долларов. В 2019 году, выиграв грин-карту, я уволился из Super Dispatch и, ещё будучи в Узбекистане, начал искать работу в США.
«Меня взяли на должность старшего инженера-программиста в EPAM»
- Я стал первым в Узбекистане Microsoft student partner, то есть послом компании в университете. От имени компании мы организовали мероприятие по обучению девочек робототехнике, сначала в университете, потом в Казахстане. Тогда я встретился с человеком по имени Нурлан, работавшим в Microsoft, рассказал, что ищу работу в США. Он рассказал мне о парне по имени Олжас, который работает в EPAM (IT-компания в США). Я сначала не обратил на это особого внимания, но через некоторое время Олжас сказал мне, что я буду рефералом (участник партнёрской программы, зарегистрировавшийся по рекомендации другого участника) в EPAM, он направил моё резюме на рассмотрение во внутренние системы компании.
Рефералы обычно рекомендуются компании другими работниками. Если подать документы в компанию напрямую, то рекрутеры (специалисты, занимающиеся подбором персонала при посредничестве между работодателями и соискателями) могут не обратить на них внимания, потому что к ним поступают тысячи заявлений. Но если подать их через реферера (вербующего участника), то вероятность их рассмотрения рекрутерами гарантирована.
Таким образом, через неделю, со мной связался рекрутер. Я прошёл собеседование с менеджерами компании, но собеседование с их клиентами пройти не смог. Второе интервью по другому проекту прошло успешно. Беседа затянулась на полтора часа. Если интервью длится долго, это - хороший знак. Это значит, что вам разрешили побольше рассказать о себе. Не следует забывать, что в ходе собеседования вам не только задают вопросы, вам тоже нужно спросить у них о зарплате, условиях, коллективе, бонусах, нагрузке.
Я работал в Super Dispatch младшим (junior) программистом, а в EPAM меня взяли на должность старшего (senior) программиста-инженера. Работал по 8 часов в день. Договор был заключён на краткий срок, потом я его продлил.
Я не переходил на полную ставку, потому что тем, кто работает на договорной основе, платят больше. Безопасность их работы не обеспечена, трудового отпуска нет. Риск очень высок, и зарплата повыше. Потом мне сказали, что переведут меня на полную ставку, но зарплата будет ниже, тогда я снова начал искать работу.
Советую другим молодым программистам также поработать в ЕРАМ. Здесь можно познакомиться с умелыми программистами из Беларуси, Украины, России, набраться у них опыта.
Как я устроился в UBER?
- Уволившись из ЕРАМ, я отправил резюме во многие компании. Прошёл собеседование в Reddit и UBER. Потом мне пришлось выбирать. Исходя из типа продуктов, карьерного роста, обстановки в компании, зарплаты, я выбрал UBER (компания, разрабатывающая приложения, предлагающие услуги такси – ред.).
Я работал дома из-за карантина, и хорошо подготовился к интервью. Всем программистам, которые хотят устроиться в крупные компании, советую почитать книгу Cracking the Coding Interview. Это – самое лучшее пособие.
Также я решал задачи на платформе LeetCode, прошёл 50 мок-интервью (тренировочные выступления). То есть, два инженера, устраивающихся на работу, берут интервью друг у друга, дают друг другу задачи и комментируют их. Это хорошая подготовка к настоящему интервью.
Об основных факторах моего успеха
- Главный фактор моего успеха – это инвестиции родителей, родственников.
Во-вторых, я везде работал с отличными менторами. Ментор помогает вам расти. Если в компании, где вы хотите работать, есть специалист сильнее вас, устраивайтесь туда на работу. Иначе роста не будет.
Я считаю, что каждый ребёнок мира вправе получать бесплатное и качественное образование. Потому что бесплатное образование может быть некачественным. Я получил качественное образование, но оно было не бесплатным.
18-летнему Дархону я сказал бы: больше практикуйся, читай книги.
Что нужно делать молодым людям, не поступившим на учёбу?
- Нужно пройти стажировку. Не обязательно учиться в университете. Надо учиться на различных курсах, в образовательных центрах. При программировании никто не спрашивает диплома, спрашивают, что человек умеет делать.
Конечно, от университета польза тоже есть. Считаю, что те, кто получил университетское образование, знают больше, чем самоучки. Учёба в университете станет бонусом для получения рабочей визы, и зарплата будет больше.
В Узбекистане сначала нужно улучшить качество интернета, чтобы развивать информационные технологии. У нас очень мало крупных проектов. Многие современные инструменты работают в больших продуктах. Там, где много людей, учиться легче. А у нас таких проектов мало.
Книги по программированию тоже дорогие. Одна книга стоит 30-40 долларов. Нужно принять меры, чтобы продавать их подешевле.
Молодые люди должны глубже изучать английский язык. Если будут знать язык, для них откроется много возможностей. Все данные по программированию – на английском языке. Тогда они смогут пользоваться хорошими источниками.
перевод: Вадим Султанов,
Анастасия Ткачёва
Новости по теме
14:19 / 20.11.2024
Житель Ангрена самовольно захватил чердак дома для расширения квартиры
10:50 / 08.10.2024
Более 60 млрд сумов выплатят жителям, чьи дома были перемещены или повреждены из-за расширения Ангренского угольного разреза
14:55 / 08.07.2024
В Ангрене наказана женщина, управлявшая автомобилем на скорости 157 км/ч
18:15 / 06.07.2024