Будет ли пересмотрен размер утилизационного сбора?
Постановление правительства по взысканию утилизационного сбора с импортируемых автомобилей повлекло за собой череду проблем. Группа предпринимателей встретилась по данному вопросу с ответственным сотрудником Кабинета Министров.
С 1 августа был отменён акцизный налог на транспорт, импортируемый в Узбекистан из-за рубежа. После этого ожидалось значительное снижение цен на импортируемые автомобили зарубежного производства. Однако, по словам предпринимателей, обратившихся в Kun.uz, из-за постановления, предусматривающего взыскание утилизационного сбора с транспортных средств, импортируемых из-за рубежа, возник ряд проблем.
16 декабря группа предпринимателей собрались в Ташкенте, дабы получить ответы на вопросы, возникшие после принятия постановления правительства. Ответственный сотрудник Кабинета Министров встретился с предпринимателями и пообщался с ними.
Ойбек Камбаров, предприниматель:
- Я работаю в сфере туризма. Два месяца назад мы обратились к председателю комитета по развитию туризма Азизу Абдухакимову по поводу затруднений, возникших при импорте транспортных средств высшей категории из-за рубежа, для качественного обслуживания туристов. С нами связался сотрудник комитета и заявил, что решение данного вопроса не входит в их компетенцию, постановление №347 было издано Кабинетом Министров, поэтому вся ответственность лежит на них, и нам следует обратиться именно туда.
Изначально указом президента были предоставлены льготы предприятиям в сфере туризма для импорта зарубежных автомобилей. Туристические фирмы платят только 15 процентов НДС, и всё. Однако, после принятия постановления Кабинета Министров №347, все льготы были отменены, и был введён новый утилизационный сбор. Недавно моей фирме пришлось заплатить утилизационный сбор в размере 70 млн сумов за одну машину.
Юлдаш Исмаилов, ответственный сотрудник в сферах электротехники и автопромышленности Кабинета Министров:
- Если бы импортируемая машина была новой, то размер платежа был бы в три раза меньше. Не забывайте об этом. Вы импортировали автомобиль, бывший в употреблении, который был произведён несколько лет назад.
Ойбек Камбаров:
- За новую машину также нужно платить этот сбор.
Равшан Абдуллаев, предприниматель:
- Нас интересует один вопрос: на каком основании приняли именно такой размер ставки? Мы изучали размеры утилизационных сборов в других государствах. В России утилизационный сбор оплачивают в форме 50/50. То есть, половину выплачивает правительство, а половину – собственник.
Ответственный сотрудник Кабинета Министров сообщил, что утилизационный сбор установлен, исходя из мирового опыта, было получено заключение по согласованию с соответствующими министерствами и ведомствами. На вопрос, на чём основаны размеры утилизационного сбора, будет предоставлен ответ на основании письменного обращения.
По словам Исмаилова, как UzAuto Motors, так и Hyundai, и Volkswagen, платят утилизационный сбор. Однако предприниматели не согласились с этим, и заявили, что их данные говорят об обратном.
Ойбек Камбаров:
- Группа депутатов во главе с Расулом Кушербаевым подали депутатский запрос в Таможенный и Налоговый комитеты. По данному вопросу. Но ответ не был обнародован под предлогом того, что это – государственная тайна. Если UzAuto Motors – государственная организация, то почему её налоговая политика представляет собой государственную тайну? Мы сделали вывод о том, что данное предприятие не платит утилизационный сбор.
Если бы платило, то увеличило бы действующие цены на автомобили. Но в ценах изменений нет. После получения такого ответа на депутатский запрос, можно сделать вывод, что они просто не платят. Постановлением Кабинета Министров №665 от 29 октября 2020 года они были освобождены от утилизационных сборов. По какой причине?
Юлдаш Исмаилов:
- На этот вопрос я ответить не могу. Не я вносил изменения (в приложение, утверждённое положением Кабинета Министров №347 от 2 июня 2020 года).
Ойбек Камбаров:
- Вы можете ответить по постановлению №347? Тогда скажите, почему бульдозеры и автогрейдеры на 100 процентов освобождены от уплаты утилизационного сбора?
Юлдаш Исмаилов:
- Льготы предусмотрены для строительной техники ввиду событий в Сардобе и в Бухаре.
Ойбек Камбаров:
- Но ведь с экскаваторов они взимаются, а это – тоже строительная техника.
Юлдаш Исмаилов:
- Взимаются с экскаваторов, произведённых 3 года назад. А с новых - нет.
Равшан Абдуллаев:
- Даже в Европе и Америке эта процедура не настолько охватывает всё, как у нас.
Юлдаш Исмаилов:
- Я не согласен с вашим мнением, это существует и за рубежом. Верно, там очень много субсидируемых механизмов. Сейчас в правительство направлен новый проект постановления. Там предусмотрен механизм субсидирования. Новым постановлением будет установлено, на что будут расходоваться средства, собранные у вас в качестве утилизационного сбора. То есть, начинает применяться такой механизм. Если вы уплатили утилизационный сбор, то завтра, при приобретении нового автомобиля, у вас появится субсидия.
Равшан Абдуллаев:
- Мы не против этой системы. Вопрос утилизации полезен для нашей экологии, будущего поколения. Но размер утилизационного сбора у нас выше, чем в Швейцарии. Вот в чём проблема.
Собир Шермухаммедов, предприниматель:
- Вы говорите, что Кабинет Министров примет постановление по согласованию с определёнными организациями. Эти учреждения не являются плательщиками сборов, пошлин, налогов. Иначе говоря, данное постановление касается нас. Почему вы не посоветуетесь с предпринимателями по данному вопросу? Закон издаётся, но нет его мониторинга. Если бы приняли правильное постановление, если оно было бы полезным для народа и функционировало для развития предпринимательства, то мы бы здесь не стояли.
Ответственный сотрудник Кабинета Министров в ответ на претензии предпринимателя привёл следующий довод. Ранее размер акцизного налога, которым облагались импортируемые транспортные средства, был выше утилизационного сбора. Для удешевления стоимости импортного транспорта данный налог был отменён.
Предприниматели спросили у Исмаилова, почему постановление Кабинета Министров №347 от 2 июня 2020 года не было вынесено на обсуждение общественности. Однако, ответственный сотрудник ушёл от ответа, заявив, что лица, обратившиеся по данному вопросу в письменном виде, получат официальный ответ.
Ойбек Камбаров отметил, что в законах «Об охране природы», «Об отходах» говорится об утилизации негодных автомобилей, срок потребления которых завершён. Постановление Кабинета Министров, являющееся подзаконным актом, не должно отличаться от норм закона, но, тем не менее, постановление правительства об утилизационном сборе противоречит нормам законодательства. Юлдаш Исмаилов заявил, что на этот вопрос он также ответит в письменном виде, и ему нужно ещё раз изучить предыдущие законы.
Юлдаш Исмаилов:
- Я не ухожу от ответа. Мы ответим в письменном виде по каждой позиции, откуда возникает такая сумма. Ведь мы не просто так установили размер утилизационного сбора. К нам поступают проекты постановлений из министерств и ведомств. Верно, мы орган, принимающий постановления. Но если у вас появились возражения, значит, нам нужно усовершенствовать документ.
Ответственный сотрудник Кабинета Министров сообщил, что совместно с представителями всех ответственных министерств и ведомств будет организована встреча с предпринимателями. На данной встрече будут рассмотрены все проблематичные вопросы. Он попросил предпринимателей записать все свои претензии по постановлению правительства №347, и быть готовыми к диалогу. На планируемой встрече на все вопросы предпринимателей ответят специалисты, представители министерств и ведомств отрасли, участвовавшие в процессе разработки постановления №347. А потом этот вопрос больше подниматься не будет.
После встречи ответственного сотрудника Кабинета Министров с предпринимателями ряд вопросов остался открытым. По его словам, на некоторые вопросы будет предоставлен ответ на следующей встрече. На самом деле, ответственные лица, которые обычно делают вид, что ничего не видели и не слышали, теперь выслушали проблемы предпринимателей, и это – уже большой шаг в данном направлении. Надеемся, что подобное конструктивное общение будет продолжаться, и насущные проблемы будут совместно решены.
Жамшид Ниёзов, корреспондент Kun.uz,
оператор – Мирвохид Миррахимов
перевод: Вадим Султанов,
Анастасия Ткачёва
Новости по теме
08:50 / 30.09.2023
Новые грузовые транспортные средства освобождаются от уплаты утилизационного сбора
20:23 / 23.02.2022
В ГНК уточнили, кто, в какие сроки и в каком порядке уплачивает утилизационный сбор
12:52 / 29.12.2020
В Узбекистане увеличат количество автопроизводителей и отменят акцизы по 73 товарным позициям
19:03 / 26.02.2019