Узбекистан | 19:09 / 09.01.2021
8409
7 минут чтения

Установлена ответственность за распространение ложной информации. Что это подразумевает?

В Уголовный кодекс и Кодекс об административной ответственности введены нормы, предусматривающие ответственность за распространение ложной информации. Это вызвало беспокойство общественности, в частности, активных пользователей социальных сетей.

Принятие этого закона всколыхнуло в особенности СМИ и блогеров. Очень часто звучал вопрос: не угрожает ли это законной свободе слова?

Насколько обоснована эта тревога? Закон намеревается задушить свободу слова или взывает к ответственности при реализации свободы слова?

Какие новшества были введены в кодексы?

Согласно закону, в соответствующие кодексы были введены нормы, предусматривающие административную и уголовную ответственность за распространение ложной информации.

Согласно дополнению (статья 202-2), введённому в Кодекс об административной ответственности:

  • Распространение ложной информации, влекущее унижение достоинства личности или потерю авторитета, в том числе, в СМИ, телекоммуникационных сетях или сети Интернет – влечёт наложение штрафа в размере 50 БРВ (с 1 февраля – 11 млн 150 тысяч сумов).
  • Распространение ложной информации, угрожающее общественному порядку или общественной безопасности, в том числе, в СМИ, телекоммуникационных сетях или сети Интернет – влечёт наложение штрафа в размере от 50 до 100 БРВ (22 млн 300 тысяч сумов).

Согласно дополнению, введённому в Уголовный кодекс (статья 244-6):

  • Если лицо, привлечённое к административной ответственности за распространение ложной информации, влекущее унижение достоинства личности или потерю авторитета, повторно совершит такое правонарушение, будет наказано штрафом в размере 150 БРВ (33 млн 450 тысяч сумов) или принудительными общественными работами до 240 часов или исправительными работами до двух лет или ограничением свободы на срок до двух лет.
  • Распространение ложной информации, угрожающее общественному порядку или общественной безопасности, в том числе, в СМИ, телекоммуникационных сетях или сети Интернет, совершённое повторно после применения административного наказания за такие же действия, будет наказано штрафом в размере 200 БРВ (44 млн 600 тысяч сумов) или принудительными общественными работами до 300 часов или исправительными работами до двух лет или ограничением свободы на срок до двух лет.
  • Совершение вышеуказанных преступлений из третьей и четвёртой части настоящей статьи при обстоятельствах, отягчающих ответственность, влечёт более тяжкие меры наказания (штраф до 400 размеров БРВ (89 млн 200 тысяч сумов) или ограничение свободы до трёх лет).

Неудивительно, что у большинства тех, кто прочтёт вышеуказанные статьи, сложится довольно абстрактное впечатление. Поскольку, применение ряда общих понятий в определении правонарушений затрудняет их понимание.

Какого мнения придерживаются создатели закона и практики?

На наш взгляд, для чёткого понимания этих правонарушений, следует найти ответ на ряд вопросов.

  • Существует ли конкретная граница по унижению достоинства личности или подрыва авторитета в результате ложной информации, или по каждому лицу будет дана индивидуальная оценка?
  • Под подрывом авторитета лица в результате ложной информации подразумевается также юридическое лицо или только физическое лицо?
  • Имеется ли какая-то минимальная граница для оценивания деяния как угрозы общественному порядку или безопасности в результате ложной информации?
  • Распространение ложной информации на первый взгляд похоже на клевету, как их можно отличить друг от друга?

Для получения ответа на эти вопросы мы связались с непосредственным автором закона – депутатом Законодательной палаты Олий Мажлиса Умиджоном Жабборовым.

По словам депутата, данный закон разработан, чтобы сдержать распространение фейковых новостей, паники и замешательства среди населения, и он не представляет собой никакой опасности для СМИ и блогеров, предоставляющих обоснованную и верную информацию.

У.Жабборов ответил на наш вопрос об определении унижения или подрыва авторитета в результате ложной информации и о границе унижения следующим образом:

«Чёткое разграничение отсутствует. Для его определения к каждому случаю будет применяться индивидуальный подход. Если лицо в результате ложной информации сочтёт себя униженным, и подаст в суд, тогда будет задействована эта статья. Суду следует доказать, что обвиняемым лицом действительно были использованы слова, подрывающие авторитет. Этот вопрос определяется назначением в суде лингвистической или психолингвистической экспертизы. Ложная информация полностью будет проанализирована в ходе экспертизы».

Также депутат сообщил, что унижение и подрыв авторитета могут произойти в отношении только физических лиц, и только физические лица могут обратиться с заявлением в суд по данному факту.

Мы побеседовали с судьёй Верховного суда Лукмоном Кадыровым и поинтересовались судебной практикой при введении норм законодательства.

«Согласно законодательству, под ложной информацией понимается информация, не соответствующая действительности. Конкретная граница по унижению достоинства или подрыва авторитета личности в результате ложной информации в законодательстве отсутствует. Унижение чести и достоинства лица и подрыв его авторитета должно быть выражено в непристойной форме. Под непристойной формой подразумеваются негативные действия, выражающиеся в общении людей, противоречащие общепризнанным правилам. Под распространением информации, причиняющей ущерб чести, достоинству и рабочему авторитету лиц подразумевается её публикация в средствах массовой информации, изложение в служебных характеристиках, публичное объявление, сообщение в заявлениях, написанных на имя должностных лиц, или иным образом, в том числе, устным. При этом, сообщение такой информации только должностному лицу лично не рассматривается как распространение ложной информации» - сказал Лукмон Кадыров.

В чём отличие ложной информации от клеветы?

Распространение ложной информации похоже на клевету. На наш вопрос, как можно отличить их друг от друга, Л.Кадыров ответил следующим образом:

«Клевета выражается в распространении лжи, вымышленной информации, подрывающих авторитет другого лица. Под распространением вымышленной информации в целях клеветы следует понимать их передачу какому-либо лицу в любой форме (устной, письменной, по телефону, с помощью компьютера и интернета).

Под вымышленной информацией следует понимать события, фактически не происходившие или фальсифицированные распространителем такой информации. Важно, чтобы виновное лицо знало о том, что распространяемая им информация является ложной.

Под распространением ложной информации понимаются сведения, не соответствующие действительности».

Судья Верховного суда сообщил, что планируется разъяснение по предотвращению различного применения на практике вышеуказанных статей.

Подготовил Аббос Салайдинов

перевод: Вадим Султанов,
Анастасия Ткачёва

Новости по теме