«Мы стремимся ликвидировать мафию» - Шерзод Шерматов о проблемах и новшествах в народном образовании
Корреспондент Kun.uz провёл беседу с министром народного образования Шерзодом Шерматовым о застое в системе и её реформировании. Ранее мы публиковали ее первую часть.
Предлагаем вашему вниманию вторую часть интервью.
- Несовершенство сегодняшних образовательных стандартов является одной из проблем на пути к повышению уровня качества преподавания в школах. Специалисты также отмечают, что эти стандарты составлены без учёта возрастных характеристик детей, взаимосвязи между предметами, а также объёма информации, усваиваемой учениками. Об этом говорил и президент в своём обращении. Он сказал: «Мы создадим новую национальную учебную программу». Что представляет собой эта программа?
- Честно говоря, школы на протяжении многих лет не занимались своей работой. Во время хлопкового сезона даже сотрудники министерства командовали учителями на уборке хлопка. А творчество никого не интересовало. В результате сегодняшние учебники очень скучны и их сложно читать. Да, они составлены по стандартам, но вопрос о том, что же такое стандарт, как он разработан, - также никого не интересовал. Я не хочу бросать камни в прошлое, но нужно озвучить имеющиеся проблемы.
Теперь мы создали творческий коллектив по государственным образовательным стандартам.
Что же такое стандарт? Что должен знать ребёнок в 5,7,9,11 классах? Какой опыт он должен получить? Если мы найдём ответы на эти вопросы, то сможем разработать национальную учебную программу на этой основе.
Сейчас во всём мире переходят на программу PISA.
PISA – программа, оценивающая грамотность 15-летних учеников в различных странах (чтение, математика, естественные науки), а также их способность применения знаний на практике.
То есть, цель заключается не в том, чтобы ребёнок зубрил какие-то тестовые вопросы, заучивал формулы. Цель состоит в развитии мышления ребёнка, усвоении необходимой информации. Эта программа направлена также на обучение детей аналитическому мышлению.
Мы тоже должны перейти на эту систему в школах. Ясно одно. Наши первые результаты по PISA были из рук вон плохими. Потому что в этой программе участвовали, в основном, государства с развитой экономикой. Мы будем участвовать в этой программе в 2022 году.
Конечно, после принятия национальной программы нужно выпустить новые учебники. Над этим мы тоже работаем. К примеру, возьмём учебник информатики, изданный в этом году.
Если предыдущие учебники выпускались для пользователей, то новый – для создателей. Мы постараемся научить учеников, что такое CMM и LMC. Мы будем обучать учеников программированию с пятого класса. Они окончат школу с базовыми знаниями по визуальному, простому программированию.
Новые учебники разрабатываются не скучными, как раньше, а интересными и удобными для изучения.
Во-вторых, наряду с учебниками мы подготовили книгу для учителей. В ней рассказано, как учитель должен объяснять детям темы уроков. Ведь более чем 500 тысяч учителей самостоятельно не смогут изучить все новшества.
Наряду с учебниками для детей мы готовим тетради с упражнениями. Так ребёнок сможет закрепить изученный материал.
На примере новых учебников затрону тему о качестве образования. Скажем, старых учебниках по музыке, даже для первоклассников, в начале тем ставились ноты. Разве ученик первого класса может понять, что такое ноты? Значит, это было только для учителей. А в новых учебниках ученикам сначала показывается, как рисовать нотные знаки, разъясняется понятие «ритм», и только потом вводятся ноты.
Министерство народного образования ведёт работу по образовательным программам и учебникам не только с местными экспертами, но и с международными организациями UNICEF, USAID. Они введут дополнительные занятия по английскому языку и информатике во все классы.
Также, предмет «русский язык» пересматривается совместно с российскими экспертами.
- Вы говорите о разработке новых учебников. В этом процессе у нас существует проблема, критикуемая уже много лет, это – наличие монополии при публикации учебников. Хуже всего, что из-за этой монополии и чьей-то выгоды миллионы учеников изучают ненужные, лишние темы. Честно говоря, в этой системе уже сформировалась своеобразная мафия. Скажите, какая работа ведётся министерством для ликвидации монополии и мафии?
- Мы работаем над устранением мафии. Но это нелегко. К примеру, если отстранить какого-то автора – «члена мафии» от создания учебников, и заменить его другим автором, первый начнёт критиковать новые учебники, постарается вызвать недовольство людей из-за пустяков.
Именно по этой причине в последнее время в социальных сетях появляется много фейковых учебников. За этим стоят, как я уже говорил, авторы, не допущенные к созданию новых учебников.
Всё это будет изменяться системно. К примеру, теперь для публикации учебника, мы обязательно будем проводить тендер среди издательств.
Значит, теперь издательствам следует больше работать. Им нужно стараться приходить к нам с уже готовым макетом учебника. Под макетом я подразумеваю электронный вариант учебника до публикации.
Следующим шагом после тендера станет издание. Раньше подготовка и издание учебников выполнялись одновременно. В результате книги получались некачественными.
А после первого же тендера качество учебников, бумаги и краски значительно улучшилось.
В ходе беседы вы можете ознакомиться с точкой зрения Шерзода Шерматова на полное устранение коррупции путём декларирования доходов и имущества государственных чиновников, о том, как парень-«тик-токер» хотел заработать денег за счёт учителя.
Полную версию беседы вы можете посмотреть на видео.
Беседовал Ильяс Сафаров,
оператор – Нуриддин Нурсаидов
перевод: Вадим Султанов,
Анастасия Ткачёва
Новости по теме
08:37 / 18.10.2024
В Узбекистане расходы на образование и здравоохранение увеличат на 20%
16:03 / 30.09.2024
«Зарплата учителей в размере 1 тыс. долларов становится реальностью» - Мирзиёев
15:26 / 30.09.2024
Число учителей с зарплатой более 10 млн сумов увеличилось в 59 раз с 2020 года
13:31 / 30.09.2024