Узбекистан | 11:38 / 01.02.2021
2642
5 минут чтения

Изменения, вносимые в избирательное законодательство: какие предложения выдвигают депутаты?

27 января в здании Законодательной палаты Олий Мажлиса состоялась беседа за круглым столом, посвящённая обсуждению актуальных вопросов совершенствования избирательного законодательства. Депутаты и члены комитета выдвинули свои предложения по изменениям, вносимым в избирательное законодательство.

В соответствии со статьёй 83 Конституции Узбекистана, группа депутатов, на основе права законодательной инициативы, представила на обсуждение в Законодательную палату законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием избирательного законодательства».

Настоящим законопроектом предлагается внести изменения и дополнения:

  • В статью 117 Конституции Республики Узбекистан;
  • В статью 3 Конституционного закона «Об итогах референдума и основных принципах организации государственной власти»;
  • В 29 статей Избирательного кодекса Республики Узбекистан;
  • В 6 статей Закона «О финансировании политических партий».

В соответствии со статьёй 117 Конституции Республики Узбекистан, выборы Президента Республики Узбекистан, в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан и Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстан, в представительные органы государственной власти областей, районов, городов проводятся соответственно в год истечения конституционного срока их полномочий – в первое воскресенье третьей декады декабря.

Такая же норма имеется в статье 3 Конституционного закона «Об итогах референдума и основных принципах организации государственной власти».

В Избирательный кодекс вносятся следующие изменения:

- исключается обязанность избирательных комиссий по организации встреч кандидатов с избирателями.

- воспрещается использование государственных ресурсов во время предвыборной агитации.

- в целях предотвращения безосновательного затягивания сроков объявления результатов выборов, срок обжалования решений избирательной комиссии сокращается с 10 до 5 дней.

Также, в целях обеспечения прозрачности пользования средствами, выделенными на предвыборную агитацию политических партий, в Закон «О финансировании политических партий» вносится порядок объявления ими промежуточного и итогового финансового отчёта после выборов, а также результатов проверки деятельности партий Счётной Палатой.

В ходе обсуждения закона руководители партий и депутаты-активисты выдвинули свои предложения.

Председатель демократической партии Узбекистана «Миллий тикланиш» Алишер Кадыров обратил внимание на то, что форма отчётности о финансировании деятельности, предусмотренная уставом политических партий и включаемая в статью 8 Закона о финансировании деятельности политических партий, установлена Министерством юстиции.

«Конечно, эта норма используется до сих пор. Никто не предъявлял претензий, и Министерство юстиции, по согласованию с политическими партиями, действовало по этой форме, и процесс отчётности продолжался. Однако практика показывает, что международная общественность после каждых выборов предъявляет какие-то свои претензии к избирательному процессу в Узбекистане. Мы предлагаем, раз уж мы отдали эти полномочия Министерству юстиции, добавить одну фразу: «использовать форму отчёта по согласованию с политическими партиями». Таким образом мы предотвратим претензии в будущем» - сказал Кадыров.

Депутат законодательной палаты Дониёр Ганиев также высказал свои предложения по вносимым изменениям.

«Я поднимал вопрос по изменениям в статьи 6-10 закона о финансировании политических партий, то есть, по открытию счёта в казначействе. У исполнения в казначействе существуют свои требования. Если открыть в казначействе счёт и осуществлять расходы через казначейство, то в первую очередь, при подписании договора, нужно будет обращаться в казначейство, а платёж на основе заказа, и при перечислении денег, операции будут осуществляться только с одобрения казначейства, то есть, представителя исполнительной власти.

Возникает вопрос: не повлияет ли это, в какой-то степени, на независимость политических партий? Потому что, хотим мы того, или нет, казначейство является органом исполнительной власти. То есть, орган при Министерстве финансов. Если политическая партия избирается в Олий Мажлис, то Министерство финансов, если нужно, должно обладать определенной независимостью, иначе, не ограничим ли мы таким образом их самостоятельность?» - сказал депутат.

Новости по теме