Узбекистан | 09:34 / 18.02.2021
5931
23 минут чтения

Новое руководство по выживанию для всего мира и его актуальность для Узбекистана

Вышел очередной выпуск Доклада о человеческом развитии – за 2020 год, который публикуется Программой Развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) вот уже 30 лет. Доклад называется «Следующий рубеж: Человеческое развитие и антропоцен».

Постараюсь изложить ключевые положения и выводы доклада, как я их понял, и попытаюсь отследить применимость этих положений и выводов для нашей страны. Сразу оговорюсь, интерпретация содержания Доклада, а тем более соображения о применимости выводов Доклада к Узбекистану не имеют отношения ни к официальной позиции ПРООН, ни к позиции авторов Доклада.

Глобальные вызовы

Авторы доклада утверждают, что в то время как Covid-19 поглотил внимание всего мира, ранее существовавшие планетарные кризисы продолжаются. Сезон атлантических ураганов 2020 года либо установил новые рекорды, либо был близок к этому, как по количеству штормов, так и по числу тех, которые быстро усилились. За последние 12 месяцев невиданные пожары выжгли огромные территории Австралии, Бразилии, России и США. Продолжаются масштабные вырубки лесов и выбросы парниковых газов в атмосферу. Биоразнообразие планеты стремительно сокращается, и четверть видов находится на грани вымирания; многие эксперты полагают, что мы переживаем или находимся на пороге массового вымирания видов, шестого в истории планеты. Человечество столкнулось с водным кризисом из-за меняющегося климата и резкого роста глобального спроса на пресную воду в последние десятилетия, обусловленного прежде всего ростом населения и развитием промышленности.

От себя отмечу, что последняя проблема напрямую касается и Узбекистана. Изменение климата вызывает таяние горных ледников, питающих основные реки нашего региона. За последние 50-60 лет площади ледников сократились примерно на 30 процентов. По прогнозам при повышении среднегодовой температуры на 2оС ледники могут потерять до 50 процентов своего объёма, при потеплении на 4оС - до 78 процентов. Как результат - сокращается объем доступных водных ресурсов. Так за последние годы годовой объем используемой Узбекистаном воды составляет в среднем 51-53 км3/год, что на 20 процентов меньше, чем в 80-е годы прошлого столетия. И это при том, что за это время население страны возросло в 1,5-2 раза.

Но перед Человечеством стоят не только экологические, но и острые социальные проблемы. Эти социальные и планетарные дисбалансы усиливают друг друга в порочном круге. Например, хорошо известно, что от плохой экологии в первую очередь страдают бедные и социально уязвимые слои населения, а слабые возможности этих слоев оказывать влияние на политику правительств часто порождают безответственные действия бизнеса и чиновников по нанесению вреда окружающей среде.

Кроме того, надо иметь в виду, что существующие и возникающие вызовы носят преимущественно глобальный характер, так как сегодня Земля – это «большая деревня», где взаимозависимость разных стран и регионов достигла высочайшего уровня в истории Человечества. Априори должна быть возможность отвечать на вызовы и решать проблемы сообща, усилиями многих правительств, международных организаций, широкой общественности разных стран, бизнеса. Тем не менее, сегодня эффективные модели такого рода сотрудничества скорее исключение, чем правило и в основном имеют место только в рамках немногочисленных объединений государств, таких как Европейский союз. Текущая пандемия – лишь самый яркий и очевидный пример нашей тотальной взаимозависимости. При этом осуществлять совместные действия по любому вопросу – от Covid-19 до изменения климата - становится все более сложным на фоне межстрановых разногласий и попыток отдельных участников глобального мира «перетягивать одеяло на себя».

Кроме того, в докладе утверждается, что мы должны выйти за рамки поиска решения сложных, системных проблем с помощью единичных, слабо связанных между собой решений и вместо этого использовать более целостный, системный подход, имея перед собой полную картину сложных, взаимосвязанных социальных, экономических и экологических процессов.

От глобальных вызовов к национальным

Многие проблемы Узбекистана также имеют как природные, так и социальные корни, а также обусловлены зависимостью нашей страны от других стран. Вот три примера от меня, взятые не из доклада.

Первый. Возвращаясь к проблеме растущего дефицита воды. Ситуация усугубляется двумя обстоятельствами. Во-первых, Узбекистан находится в большой зависимости от поставок воды из соседних стран (80 процентов потребляемой воды приходит в страну извне). Соответственно проблему дефицита воды невозможно решать без договоренностей с этими странами. Во-вторых, пресная вода в Узбекистане используется крайне неэффективно, особенно в сельском хозяйстве, потребляющим 90 процентов водных ресурсов страны. Она теряется при доставке к потребителям (из-за крайне устаревшей и изношенной инфраструктуры потери воды в ирригационных сетях составляют 35-40 процентов.) и в самом процессе потребления (только на 3 процента орошаемых земель внедрены водосберегающие технологии).

Второй. Преобладание в экспорте Узбекистана сырьевых товаров (газа, золота, текстильного сырья и пр.) делает неустойчивым вектор развития нашей экономики (так как мировые цены на эти товары могут сильно колебаться) и ограничивают развитие отраслей с высоким уровнем переработки сырья внутри страны (сырьевой экспорт приводит к завышению обменного курса национальной валюты - результат действия так называемой «голландской болезни»). Причины сырьевой зависимости Узбекистана как в наличии больших запасов природных ресурсов, которые можно с выгодой экспортировать без значительной переработки, так и в плохом бизнес-климате, слабо стимулирующим создание и развитие местных конкурентоспособных перерабатывающих производств.

Третий. Наблюдающаяся в последние десятилетия деградации почв (засоление, падение плодородия), с одной стороны, – следствие катастрофы Аральского моря, которая приводит к выбросу в атмосферу и последующему оседанию на прилегающих территориях соли и прочих вредных веществ, с другой - результат влияния ряда социально-экономических факторов. Так как права на долгосрочную аренду земли основных агропроизводителей – фермеров часто игнорируются, они не готовы инвестировать свои средства в повышение плодородия почв. Более того, обязательный госзаказ на выращивание хлопка и пшеницы зачастую заставляет прибегать фермеров к интенсивной обработке земли, что не позволяет в должной мере использовать севооборот, а также негативно сказывается на качестве сельскохозяйственных земель страны.

Ориентиры для выживания в новую эпоху

Многие ученые считают, что наша планета выходит из эпохи голоцена, длившийся около 12 000 лет, в течение которого возникла современная человеческая цивилизация. Они утверждают, что сейчас мы вступаем в новую геологическую эпоху – антропоцен, в которой люди являются доминирующей силой, формирующей будущее планеты, где активность человека достигла такого уровня, что становится причиной биогеофизических изменений планетарного масштаба. Эти изменения включают изменение климата и физического облика Земли, вымирание большого числа биологических видов, исчерпание многих природных ресурсов (полезные ископаемые, пресная вода, леса и пр.).

Хотя именно экономическое развитие привело нас к этой переломной точке в истории Земли, в докладе утверждается, что переосмысление пути человеческого развития в антропоцене потенциально способно разорвать цикл социального и планетарного дисбаланса – цикл, который в настоящее время угрожает нашему долгосрочному выживанию.

Способны ли мы сделать шаг навстречу возникающим вызовам? Да, если верить докладу. Например, по новым экспертным оценкам прогнозируется, что в связи с изменением климата к 2100 году во многих развивающихся странах на юге планеты добавится до 100 дней с экстремальной погодой. Однако в случае реализации Парижского соглашения по климату в полном объеме это количество можно было бы сократить вдвое. Простое возобновление лесонасаждений и более бережное отношение к лесам могли бы обеспечить примерно четверть тех действий, которые необходимо предпринять до 2030 года, чтобы не допустить увеличения глобальной температуры на 2 градуса Цельсия по сравнению с доиндустриальным уровнем.

Для того, чтобы мы смогли надлежащим образом отвечать на глобальные вызовы, а также обеспечить стабильность, гармонию и процветание в нашем мире, мы должны развивать наше мышление и механизмы, которые мы используем для управления миром. Новая эпоха требует принципиально новых принципов поведения и правил организации человеческих сообществ.

В докладе предлагаются пять ключевых областей, где необходимы кардинальные изменения.

1. Определение новых путей для решения возникающих проблем

В большинстве случаев мы пытаемся решать возникающие проблемы, во-первых, рассматривая их в отрыве друг от друга, во-вторых, используя арсенал узких, «проверенных временем» инструментов. Мы делаем так, не учитывая особенности каждой конкретной ситуации. Практика показывает, что любое, казалось бы, многообещающее решение без должных оценок и расчетов может привести к опасным непредвиденным последствиям. Экономисты называют это «эффектом кобры», когда непродуманные действия приводят к прямо противоположным, нежели было задумано, результатам.

Новые принципы предполагают системный, комплексный подход к принятию решений, учитывающий:

  • взаимосвязанность экологических, социальных, экономических и политических процессов между собой,
  • важность принимать во внимание специфику каждой конкретной ситуации, а также особенности восприятия и мотивации людей,
  • необходимость просчитывать самые разнообразные последствия тех или иных действий, учитывать их влияние на самые разные стороны человеческой жизни и окружающей среды.

Мы должны переориентировать наши подходы с решения отдельных разрозненных проблем к пониманию многомерности, сложности и взаимосвязанности всего комплекса вызовов, стоящих перед Человечеством. В этой связи важно преодолеть:

  • узковедомственный подход, когда каждую отдельную проблему в отрыве друг от друга решают в рамках своей компетенции специализированные государственные, неправительственные и международные организации;
  • принципы, когда в качестве целевых ориентиров берутся отдельные узкие показатели («ВВП на душу населения», «объемы выбросов парниковых газов в атмосферу», «число врачей на 1000 человек»), не позволяющие оценить все аспекты сложившейся ситуации.

Для наглядности пример из Узбекистана (не из доклада): Дефицит воды у нас часто рассматривается как почти исключительно технологическая проблема, связанная с изношенной и устаревшей ирригационной инфраструктурой. Что подтверждается следующими фактами:

- 66 процентов магистральных и межхозяйственных и 21 процент местных каналов страны проходят в земляном русле без противофильтрационного покрытия. Это приводит к огромным потерям воды;

- 44 процентов магистральных и межхозяйственных и 42 процента локальных каналов требуют проведения ремонта и восстановления, а 16 процентов магистральных и межхозяйственных и 10 процентов локальных каналов – реконструкции;

- техническое состояние 70 процентов лотковых сетей оценивается как неудовлетворительное;

- сроки службы более 60 процентов насосного оборудования, находящегося на балансе Министерства водного хозяйства, давно истекли.

Между тем данная проблема выходит далеко за рамки необходимости проведения технологической модернизации. Для ее устойчивого решения необходимо создать действенные стимулы бережного отношения к воде у водопотребителей и водохозяйственных организаций. Сегодня таких действенных стимулов пока нет. Размер платы за воду слабо связан с объемом ее потребления и стоимостью доставки до потребителя. Водохозяйственные организации не имеют коммерческой самостоятельности, обеспечивающей возможности и стимулы для эффективной (с наименьшими потерями и затратами) доставки воды до потребителя. Другими словами, те, кто несет ответственность за использование воды, должны ощущать результаты своих действий или бездействия на собственном кармане.

Более того, у государства просто нет денег, чтобы самостоятельно провести технологическую модернизацию ирригационной системы. Без повышения платы за воду и вовлечения в сектор частного бизнеса путем государственно-частного партнерства технологическая модернизация просто невозможна. Такой подход, выходящий далеко за пределы понимания проблемы как исключительно технологической, лежит в основе принятой в 2020 г. Концепции развития водного хозяйства на 2020-30 гг.

2. Формирование новых ценностей

Изменение ценностей сыграло огромную роль в истории человечества. Когда-то рабство, расовое и гендерное неравенство, кастовость и многие другие институты, которые нам сегодня кажутся дикими и нелепыми, были нормой с позиции тогда существовавших морали и ценностей. Изменение этих ценностей позволило искоренить многие несправедливые (с точки рения современной морали) и неэффективные (с позиций науки) социальные институты.

Изменение ценностей происходит в том числе под воздействием научно-обоснованных исследований, публикаций и общественных дискуссий, которые подталкивают людей к пересмотру сложившихся стереотипов, к тому, чтобы посмотреть на мир с новых позиций и учитывать иные интересы и точки зрения.

В Докладе о человеческом развитии 2020 года утверждается, что человечеству необходимо поощрять такие ценности, как свобода воли, справедливость, важность инноваций, ответственность за природу.

Тем не менее, формирования одних только благоприятных ценностей недостаточно для решения проблем и ответа на вызовы. Ценности не всегда превращаются в действия. И тем более не всегда приводят к достижению целей, даже когда есть действия. Так сегодня почти 80% людей в мире считают, что защитить планету важно. Но только около половины говорят, что они, вероятно, предпримут конкретные действия, чтобы спасти ее. Вряд ли в Узбекистане найдется много людей, которые не согласятся с необходимостью бережного отношения к нашим ограниченным водным ресурсам. Но на практике люди зачастую не прилагают усилий для устранения причин нерационального использования воды, от починки протекающего крана до внедрения водосберегающих технологий в саду или огороде. Таким образом существует разрыв между ценностями людей и их поведением. Поэтому кроме изменения ценностей нужно что-то еще.

3. Создание новых стимулов

Экономисты и социологи хорошо знают, что поведением людей управляют, наряду с внутренними побуждениями, внешние стимулы. Людьми движут страх, стремление к материальному благополучию и лень. Причем стимулы имеют значение даже тогда, когда люди не меняют своего мнения или своих ценностей. Поэтому, если мы хотим, чтобы люди не только одобряли новые подходы, предлагаемые авторами Доклада, но и действовали в направлении их реализации, необходима мотивация.

Хорошо известно, к примеру, в том числе и из опыта Узбекистана, что:

  • повышение стоимости ресурса (воды, электроэнергии и пр.) подталкивает людей к их более экономному использованию;
  • снижение налоговой и административной нагрузки приводит к легализации неформальной экономики;
  • в борьбе с вредными привычками (алкоголь, табакокурение) помогает повышение цены на эту продукцию.

Это примеры того, как положительные или отрицательные стимулы меняют поведение людей.

В Докладе приводится еще один пример, показывающий на одну из причин масштабного использования ископаемого топлива и, соответственно, значительных выбросов углекислого газа. Согласно данным Международного валютного фонда, полная стоимость финансируемых государствами субсидий на добычу и использование ископаемого топлива, включая косвенные издержки, оценивается в размере более 5 триллионов долларов США в год или 6,5 процента мирового ВВП. Когда правительства субсидируют ископаемое топливо, они посылают мощные сигналы, бизнесу и потребителям, стимулируя их к использованию этого ресурса. Соответственно отказ от субсидий мог бы привести к большему использованию альтернативных источников энергии и существенному сокращению глобальных выбросов углекислого газа. В последнее время несколько стран – например, Чили, Китай, страны Европейского союза, Япония и Республика Корея – направили решительные сигналы в противоположном направлении, объявив о смелых новых обязательствах в отношении углеродной нейтральности.

Стимулами могут выступать и кризисы. Так пандемия Covid-19 обострила некоторые давно назревшие проблемы системы здравоохранения, причем практически во всех странах мира. Как результат, пандемия подтолкнула правительства к необходимым реформам сектора.

4. Предоставление новых возможностей

Но одних только ценностей и стимулов недостаточно для достижения намеченных целей. Людям и организациям необходима возможность, чтобы проявить благоразумие. Например, водо- и энергосберегающие технологии, и возобновляемые источники энергии. Альтернативой засилью в городах автомобилей на углеводородном топливе могут стать развитие общественного транспорта, велосипедная инфраструктура, электромобили.

Или пример из Узбекистана (не из доклада). Без отмены обязательного государственного заказа на хлопок и пшеницу и централизованного распределения (через государственные монополии) материальных ресурсов (удобрений, кормов, горючесмазочных материалов, техники и пр.) фермеры не могут должным образом применять севооборот, оптимизировать структуру посевов, потребление воды, доходы и издержки.

Новые возможности часто предоставляет уже накопленный чужой опыт решения тех или иных проблем. Как показывает практика, переход к новым моделям поведения и технологиям, как правило, более вероятен и успешен, если такой переход уже осуществлен в соседних странах. Изменяться, вдохновляясь чужим примером, учитывая чужие достижения и ошибки, всегда удобнее и легче, чем если бы действовать приходилось в одиночку и с нуля. Эксперты называют это распространением инноваций.

5. Совместные усилия правительства и гражданского общества

В Докладе большое внимание уделяется роли правительств и гражданского общества в решении глобальных и национальных проблем.

Очевидно, что только правительства обладают официальными полномочиями и властью, чтобы организовать коллективные действия по решению общих проблем. Но для того, чтобы правительства хорошо выполняли свои обязанности необходимы действенные механизмы, обеспечивающие прозрачность, ответственность и подотчетность. Важны также инициативы «снизу»: со стороны неправительственных организаций, инициативных групп, широких слоев населения.

Отмечу, что граждане Узбекистана хорошо знают примеры положительного решения накопившихся проблем, которые преодолевались совместно правительством и гражданским обществом, в том числе через жаркие дискуссии в социальных сетях и средствах массовой информации:

  • отказ от принудительного труда на хлопковых полях;
  • снятие ограничений на прописку и ограничений прав граждан в зависимости от прописки (например, при покупке недвижимости);
  • проведение многих важных экономических реформ (либерализация валютного рынка и внешнеэкономической сферы, налоговая реформа, реформа денежного обращения и банковской сферы и пр.).

В настоящее время, на мой взгляд, имеется несколько важных направлений текущих реформ, по которым невозможно достигнуть положительных результатов без тесного взаимодействия руководства страны и гражданского общества. Вот некоторые примеры проблем, которые, как мне кажется, предстоит решить совместными усилиями:

  • Борьба с бедностью, предполагающая не только создание условий для повышения доходов населения, но и обеспечение доступа к качественным услугам здравоохранения и образования, улучшение экологической ситуации в стране;
  • Аграрная реформа, которая позволит высвободить огромный, пока еще до конца нереализованный потенциал сельского хозяйства и сельских жителей и остановить падение плодородия земель за счет расширения и укрепления прав собственности (в том числе прав аренды земли), внедрения рыночных отношений и привлечения инвестиций;
  • Реформа водохозяйственного сектора, нацеленная на создание условий для рационального использования воды и модернизации устаревшей инфраструктуры;
  • Проведение масштабной и прозрачной приватизации значительной части государственного имущества в целях его эффективного использования и стимулирования конкурентных отношений в тех отраслях, где до сих пор доминируют государственные компании;
  • Защита и укрепление прав собственности, включая судебную реформу, без чего просто невозможно нормальное функционирование и развитие рыночной экономики, формирование класса эффективных собственников, в том числе заботящихся о рациональном использовании природных ресурсов;
  • Совершенствование бизнес-климата и развитие конкурентной среды, включая ликвидацию искусственных монополий, что создаст условия для развития конкурентоспособных производств и привлечения масштабных инвестиций в экономику страны.

Как мы видим, рекомендации Доклада о человеческом развитии 2020 года актуальны и имеют прикладное значение для Узбекистана и всего мира. Нам, вместе с остальным миром необходимо менять ценности, модели принятия решений и поведения с учетом как наших внутренних особенностей и проблем, так и глобальных вызовов.

В эпоху антропоцена наше будущее, будущее наших детей и внуков в наших руках. Только меняя, совершенствуя ценности и институты, создавая действенные стимулы, мы сможем улучшить наш мир, обеспечить благополучную жизнь в гармонии с природой, защитить интересы следующих поколений.

Юлий Юсупов, директор Центра содействия экономическому развитию

Новости по теме