Столкнувшийся с кризисом национальный бренд «Bibi Hanum» находится на грани закрытия. Кто поможет ремесленникам?
Бренд «Bibi Hanum» хорошо известен среди любителей национальной одежды. Наряды из адраса, сшитые вручную, получили признание не только в Узбекистане, но и за рубежом. Этот субъект малого предпринимательства, занимающийся пошивом уже 15 лет, обеспечивал работой десятки ремесленников в Ташкентской, Самаркандской, Ферганской, Навоийской областях.
К сожалению, пандемия оказала негативное воздействие и на эту сферу. В период полного приостановления международных выставок, дизайнерских мероприятий национального костюма, объём экспорта предприятия резко снизился. Основатель бренда «Bibi Hanum», оказавшегося в сложном финансовом положении, дизайнер Мухайё Алиева обратилась в Kun.uz.
По её словам, здание, где расположено предприятие, раньше находилось в ведении государства, арендная плата была низкой. Теперь здание перешло в руки частного предпринимателя, увеличившего стоимость аренды в два раза: «Наша деятельность практически прекратилась после начала пандемии. Мы еле держимся на плаву, чтобы весь наш труд не пропал даром. Считанные заказы еле покрывают наши расходы. Кое-как оплачиваем аренду.
«Мы арендуем помещение в здании «Ташкентского торгового центра» с 2015 года. Помещение мы отремонтировали, потом начали работать. Раньше это здание находилось в собственности государства. Потом оно было продано частным предпринимателям, а те увеличили арендную плату. Это при том, что мы с трудом выплачивали стоимость аренды по старому тарифу.
В государственной собственности арендная плата за помещение составляла 3,5 млн сумов. Потом агентство управления государственными активами добавило ещё 1,5 млн сумов, арендная плата приблизилась к 7-8 млн. А частный предприниматель предложил нам договор аренды на 15 млн сумов. Честно говоря, это для нас очень много, ведь после пандемии и 5 млн платить нелегко. Нашего заработка едва хватает на зарплату работников, закупку сырья. После передачи здания в частный сектор, стоимость повысилась и это понятно, у меня нет претензий. У них свои расчёты.
Я уже собралась закрывать предприятие, а потом обратилась к иностранным коллегам и клиентам. Объяснила им ситуацию, они сказали, чтобы я продолжала работу, и начали присылать заказы. Оказавшись в сложной ситуации, мы несколько раз обращались с официальным письмом по нескольким адресам: в хокимият города Ташкента, Торгово-промышленную палату, в Кабинет Министров. Ассоциация «Хунарманд» хотела оказать нам практическую помощь и предложила несколько помещений на выбор. Честно говоря, они расположены не совсем удачно, туристам сложно будет их разыскать.
Начальник Ташкентского городского управления ассоциации «Хунарманд» Шахобиддин Алиев сообщил по этому поводу следующее: «Ремесленница Мухайё Алиева обратилась к нам в начале февраля. Мы провели изучение с выездом на место, под руководством председателя. Было дано поручение изучить пустующие участки земель и здания для аренды в Ташкенте. В течение 3 дней совместно с представителем хокимията Алмазарского района был составлен перечень пустующих участков. Выявлено 10 земельных площадей. В Учтепинском районе также было найдено 2 места, а в Шайхантахурском районе – здание в собственности государства. Мы показали Мухайё Алиевой фотографии 10 земельных участков и 5 зданий для аренды.
Кроме того, на территории здания ассоциации, строится здание для ремесленников. Мы предложили ей арендовать помещение там. Мухайё Алиева заявила, что не хочет работать на основе аренды, она собирается построить здание на пустующей земле, и продолжить свою деятельность. Председателем ассоциации готовится официальное письмо-обращение в хокимият города Ташкента по выделению земли, имеющейся в Алмазарском районе. Как только председатель подпишет письмо, мы направим его в хокимият».
Мухайё Алиева объяснила, почему она не хочет арендовать здание. «Мы возьмём здание в аренду, отремонтируем его, а со временем владелец заберёт его себе, и что потом? Боюсь, что, если вложу средства для создания дополнительных условий, не зная заранее, что будет дальше, однажды всё пойдёт прахом. К примеру, мы отремонтировали помещение, которое сейчас арендуем. Раньше оно было в плохом состоянии. Я хотела сделать его ещё более уютным, но, кто знает, что будет завтра. Беспокоюсь, не пропадут ли вложенные средства напрасно».
Что говорит арендодатель?
Мы побывали в обществе с ограниченной ответственностью «Buyuk Eco Savdo», являющемся учредителем «Ташкентского торгового центра», дабы узнать, почему выросла арендная плата. Мужчина по имени Нурмухаммад, представившийся юристом ООО, сообщил, что Мухайё Алиевой были предоставлены сниженные тарифы по арендному договору, но она отказалась.
По словам юриста, однажды в здании отключили электрический ток, а Мухайё Алиева и её работники, якобы, подняли скандал на пустом месте. Это и стало причиной разногласий между руководством ООО «Buyuk Eco Savdo» и Мухайё Алиевой.
Самое неприятное в этой истории заключается в том, что дизайнер Мухайё Алиева вот-вот забросит свой многолетний труд. Она и группа ремесленников вынуждены прекратить работу, притом, что они вносили вклад в обеспечение занятости женщин по всей стране, а узбекские национальные костюмы и культура становятся известными по всему миру, и в этом - немалая заслуга этого небольшого коллектива энтузиастов.
Мы надеемся, что ответственные лица изучат этот вопрос, выскажут своё отношение и помогут с решением данной проблемы.
Мухаббат Мамирова, корреспондент Kun.uz,
оператор – Мирвохид Миррахимов
перевод: Вадим Султанов,
Анастасия Ткачёва