Узбекистан | 20:11 / 17.07.2021
9808
10 минут чтения

Сборы денег в школах: учителю заниматься образованием или ремонтом?

В школах идет текущий ремонт перед новым учебным годом. Это – одна из серьёзных проблем, стоящих перед коллективом школы. Вопрос денег, собираемых с учеников на ремонт, вот уже много лет является болезненным.

В областях и городе Ташкенте уже много лет учителя собирают деньги с учеников на покраску и ремонт школ. Расследование, проведённое Kun.uz, показывает, что и в новый период эта практика продолжается, практически, как и прежде.

Именно деньги, собираемые на текущий ремонт, часто становятся причиной недовольства родителей. Все живут по-разному, и для многодетных или нуждающихся семей это создаёт ощутимые затруднения.

Кто вообще отвечает за ремонт школ в Узбекистане?

Задача по подготовке материально-технической базы в школах к началу учебного года, то есть, до 1 августа, создание необходимых санитарно-бытовых и социальных условий для учащихся, в соответствии с законодательством, возложена на Министерство народного образования, Министерство финансов и 14 региональных хокимиятов.

В 2021 году Министерству народного образования выделено 22 трлн сумов для ремонта школ, и почти 2 трлн сумов будут направлены на капиталовложения для проектирования, строительство (реконструкцию) и оборудование объектов. Но более 3 тысяч школ страны нуждаются в капитальном ремонте. Получается, можно и не надеяться, что эти средства будут направлены на текущий ремонт.

2 года назад президент Шавкат Мирзиёев на видеоселекторном совещании дал поручение руководителям министерств, ведомств, органов государственной власти на местах, и их заместителям, руководителям секторов, взять шефство над школами. Руководители министерств и ведомств и их заместители взяли шефство над 302 общеобразовательными школами города Ташкента. Руководители органов государственной власти на местах и их заместители были закреплены за 119 школами, а руководители секторов – еще за 815 школами. На них была возложена задача по реконструкции, капитальному и текущему ремонту здания общеобразовательной школы (филиала), благоустройству прилегающей территории, принятию мер по поддержанию инфраструктуры (тротуары, дороги и др.) в надлежащем состоянии.

Фото: Kun.uz/архив

Но и это не облегчило жизнь учителям.

Также, выделяются немалые средства на ремонт школ из местного бюджета. По словам начальника отдела государственно-частного партнёрства для координации строительства, ремонта и оборудования учреждений, эксплуатации зданий и сооружений народного образования главного управления народного образования города Ташкента Нуриддина Отамухамедова, ежегодно из местного бюджета выделяются средства на текущий ремонт школ.

«Выделяются деньги на текущий ремонт школ в каждом хокимияте района, для районных школ, и в хокимияте города Ташкента, для школ в ведении городского хокимията. Изучается потребность школы в ремонте, составляется дефектные акты, и формируются сметы.

При выделении средств, в первую очередь, обращается внимание на теплоснабжение, туалеты, состояние дверей и окон в школе. А на работы по побелке и покраске - деньги собирают с родителей.

Фото: Kun.uz/архив

В 2021 году только для школ города Ташкента из местного бюджета было выделено 115 млрд сумов на текущий ремонт» - говорит начальник отдела строительства главного управления народного образования столицы.

Ремонт, который перекладывают друг на друга

При направлении средств из местного бюджета бросается в глаза одна проблема: предприниматели выигрывают на тендерных конкурсах лот, и берут на себя текущий ремонт школ на основе сформированной сметы. Но нет никакого контроля за поставляемыми строительными материалами и качеством строительства.

Зачастую у поставленной дешёвой продукции такое низкое качество, что ею просто невозможно пользоваться.

Фото: Kun.uz/архив

Директоры школ, с которыми побеседовал корреспондент Kun.uz говорят, что косметический ремонт классов не сделать без помощи родителей.

«В новом учебном году мы должны встретить учеников в красивых, уютных классах. Поэтому нам очень нужна поддержка родителей-спонсоров.

Мы не можем использовать лакокрасочную продукцию, которую нам поставляют, потому что она очень некачественная. Иногда, даже возвращаем её. Ведь в школе учатся более 2 тысяч учеников, и мы должны постараться сохранить школу в хорошем состоянии до конца учебного года.

Если мы будем надлежащим образом использовать деньги, выделяемые государством, и нам поставят качественную продукцию, с остальным мы бы справились через спонсоров. Но предприниматели, выигравшие тендер, используют дешёвую и некачественную продукцию» - говорит директор школы №293 города Ташкента Нигора Тожибоева.

Такая проблема существует не только в столице, но и в областях. Директор школы №3 Навоийской области Эркин Ражабов также высказал своё мнение по этому поводу.

«Хорошо бы дать чёткие, в рамках закона указания администрации школы по этому вопросу. Разрешили бы руководству школы определять средства, необходимые для ремонта, и приобретать качественную продукцию не через тендер, а на основе прямого договора» - говорит он.

***

За рубежом: задача учителя – давать уроки, а ремонтом он не занимается

Для сопоставления мы спросили у наших соотечественников – учителей в некоторых государствах мира, кто у них занимается ремонтом школ.

Алишер Алихон, Объединённые Арабские Эмираты:

- В ОАЭ учителя не вмешиваются в вопрос ремонта школ. В конце учебного года ремонт в частных школах осуществляется за счёт собственных средств, а в государственных школах – за счёт средств, выделенных из бюджета. Нанимают специальные товарищества, занимающиеся ремонтными работами. Учителям запрещено заниматься финансовыми вопросами, они заняты только образовательным и воспитательным процессом.

Жамила Махмудова, Швеция:

- В Швеции у учителя вообще нет такой ответственности. Напротив, когда его принимают на работу или предоставляют новую классную комнату, он может потребовать поменять оборудование, которое ему не нравится, создать среду, оптимальную для него. Учителя не занимаются вопросами ремонта. И уж конечно, никогда не собирают деньги на ремонт.

Пока учитель не будет отвечать только за обучение, развития не будет. Он должен думать, как обучать учеников. Если привлекать его к таким вопросам, откуда он найдёт время, чтобы работать над собой, изучать новые методики?

Мардон Юсупов, Англия, учитель:

- В Англии с родителей не собирают деньги за ремонт школы. Школы не ремонтируют каждый год, их сохраняют в хорошем состоянии. Я работал в одной школе 5 лет и за это время ни разу не было ремонта. А в случае ремонта средства выделяются из государственного бюджета, и привлекаются профессиональные специалисты. В этом процессе не участвует учитель или ученики.

***

А что же у нас? Когда решат эту проблему?

Если за деньги, выделенные из местного бюджета, предоставить школе некачественную продукцию, и денег, выделяемых государством, не хватает на капитальный ремонт, а хокимияты не отвечают за ежегодный текущий ремонт, кто же побеспокоится за ремонт? Опять коллектив школы... Потому что коллектив в начале учебного года тоже хочет встретить учащихся в уютных и красивых классах.

Мы сталкиваемся с важным аспектом, подлежащим реформированию: сбор денег на ремонт, осуществление ремонтных работ, ответственность за уборку класса, занавески в классе – полностью ложится на плечи учителей. Естественно, что эти задачи, не являющиеся его должностными обязанностями, подрывают его авторитет перед учениками и обществом: в глазах людей он становится человеком, не дающим знания, а собирающим деньги с детей, организующим ремонтные работы.

В Узбекистане давно пришло время для урегулирования этого процесса. Но у ответственных лиц, похоже, нет никаких предложений, каким образом это можно осуществить.

Вместе с тем, нужен контроль не только государственных контролирующих органов, но и общественности, чтобы выделенные средства полностью поступали по назначению. Для этого требуется создать прозрачную платформу, где будет указываться, куда уходят выделенные средства.

На платформе должны быть видны все средства, выделенные из государственного бюджета, местного бюджета, организаций, взявших шефство, и средства, выделенные спонсорами. Также, если выставить в открытый доступ средства и необходимые строительные материалы для школы, учителя не будут вмешиваться в этот процесс.

Если не избавить учителя от обязанностей, связанных с деньгами, его авторитет так и не повысится. Пока учитель не будет думать только об обучении, о повышении качества образования, не стоит ждать хороших результатов от будущего наших детей...

Гулмира Тошниёзова, корреспондент Kun.uz,

оператор – Шерзод Эгамбердиев

 

перевод: Анастасия Ткачёва,

Диана Султанова

Новости по теме