Узбекистан | 19:13 / 09.08.2021
4350
6 минут чтения

Бехзод Хошимов - о тонкостях приватизации

«В зависимости от специфики продаваемой компании должен быть разработан особый дизайн аукциона, это - как шить кому-то костюм. Один и тот же образец не должен быть применим ко всем», - говорит экономист.

В интервью Kun.uz Бехзод Хошимов, экономист, докторант Школы бизнеса Университета Висконсина, рассказал о тонкостях процесса приватизации.

«В целом процесс приватизации де-юре идет в стране с 1991 года», - говорит он. Когда-то все принадлежало государству, а сейчас многое стало частным. Некоторые объекты приватизировались по 5-6 раз. Это происходило из-за национализации.

Я не могу дать однозначного ответа на вопрос, ускорилась ли приватизация в стране после 2017 года, поскольку в 1991–1997 годах процесс шел быстрее. Это можно объяснить тем, что тогда даже обычные пекарни принадлежали государству», - сказал он.

По словам экономиста, основная цель приватизации - повышение эффективности. Делать это нужно через правильно организованные аукционы.

«В этом случае предприятия или имущество нужно передать от неэффективного государства более эффективному человеку. Элементы этого процесса очень важны для того, чтобы он был справедливым и прозрачным.

Конечно, лучший способ приватизации - это аукцион. Худший метод в литературе называется субъективной приватизацией или «конкурсом красоты». Обратной стороной «конкурса красоты» является то, что приватизация - результат субъективного мнения бюрократов. В процессе они выбирают предприятие, исходя из собственного мнения.

«Конкурс красоты» очень распространен в Узбекистане, где приватизация государственной собственности носит субъективный характер. Бюрократы определяли, что часть имущества будет передана конкретному предприятию, а о других потенциальных покупателях у нас даже не было информации.

Аукцион намного прозрачнее за счет осведомленности участников и указания цен, и это лучший метод приватизации. Однако бывают разные типы аукционов, и они отличаются друг от друга.

Возьмем английский аукцион, на котором продаваемый товар предлагается тому, кто предлагает больше всего денег. В этом случае, если один человек предложит 100 сумов, а другой 200, я продам свою собственность тому, кто дает 200 сумов. Но ни государство, ни продавец не смогут оценить действительную цену этого предмета. Потому что невозможно узнать, сколько денег могли предложить люди. Недвижимость, оцененная государством в 300 сумов, может быть оценена покупателем в 1000 сумов. Также на аукционе недвижимость можно купить дешевле, если покупателей будет немного. Если вы согласны купить за 1000 сумов, а другие предлагают всего 200 сумов, вы можете предложить 210 сумов и заполучить недвижимость по гораздо более низкой цене. Это проблема государства, потому что продается дешево.

Если задействованы 3 человека, сговор между лицом, предлагающим самую высокую цену, и двумя людьми, предлагающими меньше, снизит цену. Это - первая проблема. Такое случалось на всех аукционах, и против этого были придуманы различные механизмы. Один из них – скрывать цены, указывая их внутри конверта.

В методе конверта сами участники не обладают информацией о том, кто и сколько предложил. В результате они не знают друг друга, не знают цены, и им трудно договориться. Вот почему участники могут предложить самую максимальную цену, которую они могут заплатить.

Однако даже в этом случае участник может не полностью выразить свои пожелания. Даже если вы хотите предложить 1000 сумов, то полагая, что остальные могут предложить 200 или 300 сумов, вы чувствуете, что переплачиваете, и предлагаете низкую цену. В итоге вы пишете 200 сумов, а имущество переходит к тому, кто предложил 210 сумов. Затем вы снова покупаете имущество за 300 сумов. Потому что цена в любом случае удобна для вас. Это - плохой аукцион.

Также существуют аукционы вторичных цен. Так, например, была продана российская компания «Сигнал Инвест». Все участники в закрытом режиме предлагают цену. Имущество получает участник, предложивший самую высокую цену, но за вторую по величине цену. При этом у вас не будет стимула скрывать изначально предлагаемую вами цену. Если вы напишете в конверте 1000 сумов, вы заплатите вторую по величине цену - 800 сумов.

Второй метод ценообразования работал во многих странах Восточной Европы, и недвижимость продавалась по гораздо более высокой цене. Нам будет полезно проводить такие аукционы.

Теория аукционов - достаточно сложная наука. Поэтому, в зависимости от специфики продаваемой компании должен быть разработан особый дизайн аукциона, это - как шить кому-то костюм. Один и тот же образец не должен быть применим ко всем», - говорит Бехзод Хошимов.

Напомним, в период с 2021 по 2025 год количество государственных предприятий в Узбекистане должно сократиться на 75%.

Новости по теме