Мир | 19:23 / 26.08.2021
20709
10 минут чтения

«Ахиллесова пята «Талибана»: что известно о Панджшерском ущелье, мнение ветерана афганской войны

Быстрый разгром правительственных сил не поставил точку в афганском конфликте. «Талибан» по-прежнему не может утверждать, что контролирует всю территорию Афганистана. Подчиниться талибам отказалась крошечная Панджшер, которая стала центром сопротивления.

Панджер - это ущелье, начало которого находится всего в часе езды от Кабула, сообщает BBC.

Горная долина простирается на 130 километров. Здесь проживает примерно 173 000 человек, в основном афганские таджики. Единственная проезжая дорога через ущелье тянется вдоль реки и окружена высокими горами (до 6 тысяч метров). Вести наступательные боевые действия в таких условиях - крайне сложно.

Похожих горных долин в Афганистане немало, отмечает бывший чиновник министерства сельского хозяйства Афганистана Шакиб Шарифи. Но уникальность Панджера - в комбинации нескольких важных факторов.

«Речь не только о десятках труднодоступных боевых позиций в ущелье, не только о горном рельефе. Речь про мощнейшие гордость и самоуважение, которые есть у жителей Панджшера», - говорит Шарифи.

Жители Панджера любят рассказывать о том, что в XIX веке в ущелье не смогли войти даже лучшие силы Британской империи. В 1980-х годах в долине успешно противостояли советским солдатам. Отрядам тогда командовал Ахмад Шах Масуд.

С 1996 по 2001 год, когда «Талибан» контролировал почти весь остальной Афганистан, в Панджшере обосновался «Северный альянс» - объединение военных группировок северного Афганистана под командованием Масуда.

«Талибан» - его большую часть тогда составляли пуштуны - были непопулярны в регионе, населенном в основном таджиками. Тогда как Масуд-старший был талантливым командиром, пользовавшимся уважением и поддержкой местного населения. Но его успехи в борьбе с талибами объяснялись не только этим.

«Масуд был образован, умел говорить по-французски, говорил мягко и был очарователен. И это отличало его от других полевых командиров, которые казались грубыми, неграмотными и фанатичными» - отмечает профессор Антонио Джустоцци, из Королевского института оборонных исследований.

Это позволило «Северному альянсу» систематически получать поддержку от нескольких стран. В Панджшер поставляли боеприпасы, горючее и финансы по налаженному пути из Таджикистана.

Талибы хорошо усвоили тот урок: в этот раз они взяли под контроль все ближайшие пограничные пункты Афганистана и изолировали Панджшерское ущелье, прежде чем двинуться на Кабул.

По данным 360tv, протяженность Панджшерского ущелья - 115 километров, а его площадь – 3 526 квадратных километров. Средняя его высота – 2 217 метров над уровнем моря, но в некоторых местах она доходит до 6 000 метров. Ущелье берет свое начало в городе Гульбахор провинции Парван. По нему протекает одноименная река, являющаяся одним из основных притоков реки Кабул.

Название ущелья переводится как «пять львов», а населено оно этническими таджиками - панджшерцами. В этом регионе они проживают более 700 лет.

Долина реки Панджшер начинается в нескольких десятках километров от Кабула и является частью горной системы Гиндукуш. Горы разделяют Афганистан на южную и северную части. Панджшерское ущелье обладает самыми удобными перевалами, ведущими из южных провинций страны в северные.

При этом местность испещрена сложной системой притоков реки Панджшер, проходящих через ущелья, а также горами разных высот и обрывами.

Афганские повстанцы с XX века использовали долину для того, чтобы сражаться со своими противниками. Например, именно здесь базировались отряды командира Ахмада Шах Масуда во время войны с советскими войсками с 1979 по 1989 год. По разным источникам, против ополченцев было проведено от пяти до девяти военных операций, но ни одна не смогла добиться полного захвата Панджшера.

«Самая тяжелая обстановка была в Панджшерском ущелье. Это ущелье как бы разрезает Афганистан на две части и тянется от западных границ страны почти до Китая. Командовал душманами знаменитый Ахмад Шах Масуд. Тогда, в 80-е годы, он успешно отразил не одно наше наступление», - писал генерал Родионов, командующий 40-й армией в 1985-1986 годах.

Полковник в отставке Викторий Литовкин в разговоре с 360tv выразил уверенность, что талибам придется очень тяжело. У них нет новой техники, которая могла бы помочь преодолеть эту территорию легко и без проблем.

«Это извилистое ущелье с очень высокими и обрывистыми горами. По нему протекает река, которая может быть бурной. Добавьте сюда большие перепады высоты и бессчетное количество пещер. Это ущелье еще со времен войны с Советской армией было оборудовано для защиты и поражения тех войск, которые туда входят», - подчеркнул собеседник.

Ветеран афганской войны рассказал изданию «Московский комсомолец» о сложностях действий в Панджшерском ущелье.

«В Панджшерском ущелье я воевал с 1981 по 1983 года. Могу сказать, что с точки зрения физико-географического расположения ущелье само по себе очень интересное. Оно является естественным препятствием для каких-либо массовых военных действий. И мы с этим столкнулись еще в советское время. Само по себе ущелье представляет из себя огромную расщелину длиной чуть более 100 километров, расположенную между гор. Вход в ущелье шириной метров 50 и сразу же идет резкий крутой поворот. Поэтому держать его оборону можно очень малыми силами», - рассказал ветеран войн в Афганистане, командир роты спецназа ГРУ, Анатолий Матвейчук.

На протяжении всего движения ширина ущелья изменяется от 30 до нескольких сот метров. В некоторых местах есть излучины, которые мы называли «пляжами», где можно развернуть войска.

«Интересно еще то, что когда мы там работали, сами горы слева и справа создают экранирующее препятствие для распространения радиоволн. То есть наши радиостанции работали на очень короткие дистанции, а местами связи не было вообще, и управлять подразделениями было просто не возможно. Вертолеты, из-за высоты гор, не могли спускаться вниз по ущелью, так как они сразу же попадали под перекрестный огонь с обеих сторон, где размещались пулеметные гнезда», - сказал он.

Еще один фактор, плохо отражающийся на личном составе, это сильный перепад температур. Днем могла стоять сорокаградусная жара, а ночью холод до минус десяти. Поднимаешься в горы где-то метров пятьсот и все, воды нет, питания нет, согреться нечем. Следовательно, все приходится брать с собой. Экипировка рядового солдата достигала 50-60 килограмм.

«Ущелье населено людьми, которые называют себя таджиками, потомки древних согдианцев. Это воинственный народ, который очень держится за свою землю, за свои обычаи и традиции. Они никогда не мирились с центральной властью и готовы сражаться до последнего. Возглавлял тогда эту борьбу исламского общества Афганистана лидер Бурхануддин Раббани. Военным лидером был Ахмад Шах Масуд, который впоследствии стал министром обороны Афганистана. На протяжении всего времени, пока советские войска находились там, он боролся с нами и боролся с представителями пуштунов исламской партии Афганистана, которую возглавлял Гульбеддин Хекматияр», - отметил военный эксперт.

В нынешней же сложившейся ситуации там образовался некий островок непримиримой вражды между населением Панджшерского ущелья и захватившим власть в Афганистане «Талибаном».

«Техника в этом ущелье никакой роли не играет. Они не смогут ехать на танке или на БМП по этой дороге. Радиусы поворотов закруглены на 50-100 метров. Подрыв этого карниза и все, техника стоит и никуда не едет. А местные, они мастера - это делать. Второй вопрос - хватит ли у «Талибана» солдат, чтобы выполнить эту задачу. Ведь нужно полностью занимать горы, занимать долины, то есть им нужно будет приступать к ведению полномасштабной осадной войны, с которой не справился ни Советский Союз со своим огромным потенциалом, ни американцы», - сказал ветеран.

Он подчеркнул, что «Талибану» эта задача не под силу, поэтому они сейчас и ищут пути решения конфликта не военные, а политические».

«Ахмад Масуду было предложено войти в состав коалиционного правительства, но он резко отказался. Думаю, мы с вами будем наблюдать, по всей видимости, развитие политической игры. Ведь в Афганистане все очень интересно, если нельзя завоевать, то можно купить. Например, хазарейские племена вначале противостояли «Талибану», а потом резко перешли на их сторону. По всей видимости, за это им пообещали какие-то материальные или властные блага. Так же и здесь все возможно. Хотя население Пандшерской провинции все же очень воинственное и хочет жить именно своим укладом», - заключил Анатолий Матвейчук.

Новости по теме