Узбекистан | 19:12 / 16.11.2021
6205
13 минут чтения

«Политики подотчетны народу» - беседа с экспертом об опыте обучения и отбора госслужащих

Алишер Умирдинов, профессор экономического университета Нагоя в Японии, рассказал Kun.uz о коренных различиях между японскими и узбекскими чиновниками и о практике подготовки государственных служащих в обеих странах.

- За последние пять лет в госуправление пришло много молодых кадров. Проводятся открытые конкурсы на замещение вакантных должностей госслужащих, сформирован кадровый резерв на перспективу. И все же доля пожилых чиновников в правительстве все еще высока. Как, по вашему мнению, следовало организовать этот процесс?

- Прежде всего, как правило, будь то руководство конкретной организации или правительства, это определенно большая командная работа. Каждый лидер, каждый управленец работает со своей командой, и независимо от того, кого он выбирает, в особенности политик, несет ответственность перед народом, нацией.

Политикам предоставляется определенная степень политической свободы при назначении должностных лиц на руководящие должности, будь то в развивающейся или развитой стране. Это закреплено в конституции и законах. Но, в конце концов, они также должны нести политическую ответственность за людей, которых они приводят и назначают. Это первая проблема.

Вторая проблема заключается в том, что в Узбекистане действительно много пожилых людей на государственных должностях. Но также и среди японских политиков пожилые люди составляют большинство, и эта проблема стала серьезной проблемой для молодежи и там.

Но следует отметить, что процесс смены поколений должен проходить очень плавно и поступательно. У нас есть поговорка: «Что знает старик, не знает и пэри», а это значит, что пожилые руководители, которые пережили тяжелые времена, набираясь необходимого опыта, должны обучать необходимым знаниям своих заместителей. Это очень важно.

Что касается главного ответа на вопрос, чтобы этот процесс был эффективным, необходимо как можно скорее принять Закон о государственной службе, он должен вступить в силу и начать работать прозрачно. Без этого невозможно.

Алишер Умирдинов, профессор Нагойского экономического университета, Япония, доктор юридических наук

- Вы были в Японии несколько лет. Япония и Узбекистан в чем-то похожи. Например, в 1868 году Япония закончила период закрытости и начала открываться миру. Узбекистан идет по тому же пути. Чему мы можем научиться в этом отношении у Японии? Как организована государственная служба в этой стране? Как отбираются или обучаются японские политики и правительственные чиновники?

- Исходя из международного опыта, роль государственных служащих в развитии Японии неоценима. Действительно, японские государственные служащие отличаются от других стран своим трудолюбием, преданностью своей нации, организацией и трудолюбием. И японцы очень им доверяют.

Что касается того, как они создали такую ​​эффективную систему, то после Второй мировой войны Соединенные Штаты оказали давление на Японию с тем, чтобы она приняла Закон о государственной службе, и в результате примерно в 1948 году был принят Закон о государственных служащих. На сегодняшний день в законе более 110 статей, которые охватывают различные вопросы, такие как прием работников на государственную службу, их трудовые права и пенсии сотрудников.

Здесь я хотел бы остановиться на вопросе трудоустройства государственных служащих. Согласно Закону о государственных служащих, в Японии есть два типа государственных служащих. Это обладатели особого статуса и обладатели общего статуса. Особым статусом обладают премьер-министр, его заместители, министры и их помощники, заместители министров, судьи, члены парламента, ограниченное количество людей. Они не назначаются на основе конкурса, а приходят к власти через выборы, то есть политическим путем.

Однако большинство людей, которые являются основным объектом Закона о государственных служащих, являются государственными служащими, работающими на более низких уровнях, то есть на уровне начальника управления, начальника отдела. Каждый из них будет отобран и назначен в соответствии с заранее определенной процедурой, прозрачным и справедливым образом в соответствии с законом. В то же время политикам будет нелегко их уволить.

- В Узбекистане больше внимания уделяется чувству лояльности к руководству любого госслужащего и должностного лица, чтобы подняться выше по служебной лестнице. В Японии государственные служащие должны верно служить Японии, народу, а не правительству, партии или личности. Каковы плюсы и минусы различных интерпретаций лояльности у нас и в Японии?

- Госуправление, в особенности, является коллективным движением. Поэтому лидер должен уметь правильно выбирать своих помощников и организовать их работу. Вопрос преданности действительно важен. Если среди членов коллектива нет преданности и искренности, эта команда не сможет достичь своих целей.

Члены коллектива должны доверять друг другу. То же самое и в Японии. Особенно это можно видеть на примере правящей Либерально-демократической партии. Конечно, есть фракции, но можно наблюдать их верность друг другу, даже если внутри них есть разногласия.

Но в общем, государственные служащие служат народу Японии. В частности, в Конституции Японии есть нечто очень важное, чего нет в конституциях других стран. Соблюдение и защита норм, закрепленных в японской конституции, возложено на государственных служащих и политиков, а не на нацию или народ. То есть люди не несут ответственности за уважение и защиту конституции. У японских политиков и государственных служащих - есть такая обязанность. Это очень важно.

При этом ни политиков, ни правительственных чиновников в Японии нельзя назвать идеальными. С ними также возникают крупные политические и финансовые конфликты. Следует отметить, что наличие сильных СМИ в Японии, своевременное распространение новостей, а также чрезвычайная активность различных партий в парламенте и сильная позиция институтов гражданского общества предотвращают распространение негативной лояльности.

- Давайте поговорим о практике обучения госслужащих в Узбекистане. Считаете ли вы, что нынешняя процедура соответствует современным требованиям? Как в Японии готовят государственных служащих для работы на будущих должностях?

- Еще раз хочу напомнить, что в Японии есть чиновники с особым и общим статусом. Их разницу я объяснил выше. Обладатели особого статуса - это всего лишь определенная группа партии, победившей на выборах.

Фото: Kun.uz

Япония - парламентская монархия. Её политическая система отличается от нашей. Но удивительно то, что у них есть две противоположные системы, направленные сверху вниз и снизу вверх. То есть государственные служащие отбираются на основе прозрачных и справедливых экзаменов и продвигаются снизу вверх. То есть они могут подняться до уровня начальников отделов, начальников управлений.

Однако министр и его помощники, заместители министров выбираются из числа членов партии, пришедших к власти в результате политических выборов. Таким образом, любая партия может победить на выборах и занять руководящие должности в правительстве, но они не могут заменить глав управлений и нижестоящих госслужащих. То есть институт госслужащих очень силен, вне зависимости от того, из какой партии приходят премьер-министр и члены правительства, какие бы идеи они ни приходили к власти, институт ключевых госслужащих не меняется.

Конечно, могут быть разногласия. Но из-за своего чрезвычайно глубокого опыта и знаний члены правительства вынуждены мириться с госслужащими более низкого ранга. Этой деликатной границы всегда придерживаются японские политики.

Что касается вашего вопроса, то для подготовки сильных образованных и талантливых государственных служащих, как я уже упоминал выше, Япония уже приняла соответствующие законы, несколько раз улучшила их и установила систему набора государственных служащих из самых «сливок общества». В Японии государственная служба в настоящее время является одной из самых требовательных и привлекательных сфер для выпускников. У госслужащих высокие зарплаты, а вопрос увольнения или внезапной ликвидации учреждения практически не существует.

Будь то известный частный университет или престижный государственный университет, государственная служба находится на вершине списка областей, в которых подавляющее большинство студентов хотят работать. Будь то центральный аппарат, или районная, городская, районная администрация, здесь работают лидеры выпускных конкурсов.

- Обычно госслужащие в Узбекистане проходят переподготовку в Академии государственного управления. Затем они часто продвигаются на более высокую должность. Немногие знают, что есть еще один альтернативный институт, который готовит госслужащих. Согласно Указу Президента от 11 февраля 2021г. «О мерах по кардинальному совершенствованию системы подготовки за рубежом и дальнейшего повышения потенциала государственных служащих и специалистов», на Фонд «Эл-Юрт Умиди» была возложена задача поиска талантливых и перспективных государственных служащих и содействие в их привлечении на госслужбу. Что нужно сделать, какие сферы нужно радикально реформировать или изменить, чтобы эти задачи принесли ожидаемые результаты?

- Конечно, в каждой стране своя система подготовки госслужащих. Например, если жизнь государственного служащего начинается после окончания университета в Японии, мы можем наблюдать переход некоторых специалистов из частного сектора в государственный сектор в англосаксонских странах, таких как США или Великобритания. У каждой страны есть свой опыт и уникальные традиции в этом плане.

Фото: Kun.uz

Считаю отрадным, что такая задача была возложена на Фонд «Эл-Юрт Умиди». Я лично знаком с руководством фонда. Я также являюсь членом экспертной группы при фонде  из более двадцати наших соотечественников-преподавателей, живущих и обучающихся за рубежом. Хочу сказать, что в адрес фонда есть критика, но многое зависит от финансового обеспечения, у фонда есть ряд финансовых проблем. Фонда имеет возможность отбирать самых одаренных детей нашей страны и отправлять их на учебу за границу, но без достаточной финансовой поддержки это невозможно.

В связи с этим важность принятия Закона «О государственных гражданских служащих» или «О государственных служащих» и их стабильного и прозрачного действия заключается в том, что старший или более опытный чиновник или руководитель ведомства должен делиться своим опытом со своими подчиненными. Я видел это в Японии, и думаю, что так должно быть и в Узбекистан. Но мы видели много случаев в прошлом, когда начальство не обучало своих подчиненных знаниям и навыкам, которые они приобрели, опасаясь, что в последствие подчиненный может занять его место. Может быть, в Узбекистане есть такие случаи, я не знаю, но из-за этого многие талантливые молодые люди не могут получить важные навыки у опытных лидеров, и наша нация, и наше государство от этого, безусловно, проигрывают.

При том, что в Японии действует система, при которой начальник передает как можно больше знаний своим подчиненным. Потому что он очень хорошо знает, что ученик никогда не будет назначен его руководителем. Система подготовки кадров едина и устойчива. Надеюсь, что вышеупомянутые законы будут приняты и в Узбекистане, а японский опыт придет в нашу страну.

Полностью интервью можно посмотреть на видео.

Беседовал Джамшид Ниязов,
оператор: Абдусалим Абдувохидов

 перевод: Вадим Султанов

Новости по теме