Узбекистан | 17:35 / 08.12.2021
12228
12 минут чтения

Под маской квотирования...

Правительство решило ввести тарифные квоты на импорт товаров. Экономисты Миркомил Холбоев, Отабек Бакиров и Бехзод Хошимов предупреждают о негативных последствиях такого решения.

Фото: Sindicato Dos Bancarios

По мнению экономистов, это - очередной шаг к протекционизму, и больше всего от этого пострадают беднейшие слои населения. Поддержка новым порядком только избранных, приведет к дальнейшей монополизации импорта.

Мы хотим либерализовать торговлю или наоборот?

Экономист Миркомил Холбоев поясняет, что методы ограничения торговли условно можно разделить на три категории: пошлинный, беспошлинный и скрытый. В некоторых случаях они используются одновременно.

Известные всем пошлинные ограничения подразумевают установление таможенных пошлин на товары, ввозимые в страну. Примерами беспошлинных методов являются количественные квоты.

Фото: Миркомил Холбоев / Facebook

«Основное различие между количественным ограничением и таможенными пошлинами заключается в том, что на товары, ввозимые в страну налагаются годовые (ежемесячные или квартальные) количественные ограничения. Например, в этом году в страну можно ввезти 100 тонн сахара. Как только объем импорта достигнет определенного уровня, импорт этого продукта будет полностью остановлен. Например, если импорт сахара достигнет 100 тонн, больше сахара ввезти в страну станет невозможно.

Но сейчас одни лишь квоты применяются редко. То есть в большинстве случаем они применяются вместе с пошлинами. Например (воображаемый пример), 10-процентная импортная пошлина применяется к 100 тоннам импортного сахара. Каждый килограмм сахара, ввозимый свыше 100 тонн, облагается, допустим, 100%-ной пошлиной.

Подобных примеров можно привести много. Например, Южная Корея или Япония используют квоты и пошлины для поддержки отечественных производителей риса. Они (в Корее) импортируют около 400 000 тонн риса (около 25 процентов от общего потребления) с 5-процентной пошлиной, и это количество распределено между несколькими странами-партнерами. «Как только объем импорта достигнет 400 000 тонн, каждый килограмм импортированного риса будет облагаться пошлиной в размере более 500 процентов (что делает импорт практически невозможным)», - пишет экономист.

Миркомил Холбоев высказал ряд вопросов и опасения по поводу утверждения правительством Положения о введении тарифных квот от 2 декабря.

Во-первых, Положение показалось мне очень расплывчатым, то есть, вроде бы оно устанавливает более низкие тарифы на определенное количество ввозимых товаров, а текущие тарифы будут применяться только к количеству, превышающему квоту (я пытался представить это как можно проще). На первый взгляд кажется, что торговля становится более свободной, то есть введение более низких тарифов на определенное количество импорта, а текущих ставок – только на количество сверх установленного, на самом деле является либерализацией торговли. Но в таком случае, какое это имеет отношение к поддержке отечественного производителя? Если это Положение принято для поддержки отечественных производителей, то приведенные выше выкладки выглядят нелогичными. На мой взгляд, на количество импорта, превышающее установленную квоту, будет применяться новый таможенный режим, а вовсе не действующий.

Во-вторых, это положение очень опасно по двум причинам. Согласно документу, одно министерство (инвестиций и внешней торговли) выделяет импортерам определенную квоту. Другими словами, правительство само решает, кому дать право на импорт. Это само по себе ведет к росту коррупции, и не только в нашей, но и в любой другой стране (по каким-то причинам правительство выделяет больше квот импортеру A, чем импортеру B, а причину никому не объясняет).

Другими словами, квота в ее нынешнем виде не только монополизирует внутренний рынок, но и монополизирует импорт, в результате предоставления квот на него со стороны правительства.

Кроме того, государство также определяет, из каких стран следует импортировать, что также может нанести ущерб потребителям. Например, правительство может предпочесть предоставить квоты определенной стране, в угоду некоторым политическим амбициям, несмотря на экономическую целесообразность предоставления квот другой стране.

В-третьих, теперь отечественные производители могут подавать свои предложения в вышеупомянутые министерства. Это может привести к тому, что некоторые производители, имеющие значительное влияние на внутреннем рынке, путем оказания давления на министерства со стороны, или путем незаконного воздействия на них добьются введения импортных квот на товары, которые они производят.

Это, в свою очередь, может привести к продолжению долгосрочной несвободы торговли в некоторых отраслях, которые и без того долгое время наносили ущерб потребителям.

Суть в том, что даже если тарифные квоты не превысят имеющиеся барьеры для импорта, государственное вмешательство в рынок резко возрастет, а это может привести к плохим результатам для потребителей.

Я думаю, что правительство накануне присоединения к некоторым международным организациям, может пытаться ограничить торговлю с помощью таких методов, чтобы и дальше защищать внутренних производителей, которых оно так долго защищало.

В любом случае, скорее всего, это Положение послужит скорее снижению, чем повышению благосостояния потребителей.

Правительство, которое действительно хочет либерализовать торговлю, пытается упростить ее, а не ограничивать и усложнять различными новыми способами. К сожалению, я пока не вижу такой тенденции в нашей стране», - заключил экономист Миркомил Холбоев.

«Квотирование - инструмент для дальнейшей поддержки узкого круга заинтересованных сторон»

Отабек Бакиров / Фото: Kun.uz

Экономист Отабек Бакиров продолжая мысль коллеги, предполагает, что за поддержкой отечественных производителей кроется защита определенного круга «фаворитов».

«Если лягушку бросить в кипящую воду, она сразу же выпрыгнет обратно. Но если её погрузить в холодную воду и температура воды будет постепенно повышаться, лягушка даже не заметит, что начинает вариться.

В этом смысле активизировавшаяся с 2020 года политика восстановления протекционизма – это как начинать варить лягушку в холодной воде.

Было ясно, что действия под маской поддержки местных производителей, направленные на закрытие страны от иностранных товаров и передачу объемов государственных закупок группе местных фаворитов, этим не ограничится.

Теперь они пытаются перейти к следующему этапу – дальнейшей поддержке через квоты узкого круга заинтересованных, а также формированию группы преданных «избранных импортеров». Ведь они прекрасно помнят, каким аппетитным было квотирование в 90-е и 2000-е. Особенно, когда инструмент в руках у правительства», - отмечает Бакиров.

«Ограничение торговли особенно болезненно для бедных»

Бехзод Хошимов / Фото: Kun.uz

Экономист Бехзод Хошимов продолжая мнение Бакирова, утверждает, что импортные квоты дорого обойдутся для Узбекистана, который и так уже установил самые высокие пошлины.

«Мы и без того - одна из стран, в которой до сих пор сохраняется автаркия, самые большие пошлины и торговые барьеры. Мы не смогли вступить в ВТО почти за 30 лет, мы отрезаны от мировых рынков и занимаемся «защитой местного производителя». Такая торговая философия в течение столь долгого срока не оправдывала себя ни у нас, ни где-либо еще.

Ограничения торговли - определенно плохо, они сокращают наши доходы за короткое время. Проще говоря, дорожают все товары (даже товары беспошлинной торговли). Это - один из способов снизить реальные доходы. Кроме того, эта мера носит регрессивный характер - люди с меньшим количеством денег тратят большую часть своего дохода на товары, поэтому пошлины как раз наиболее болезненны для более бедных слоев.

Однако торговые барьеры и другие подобные близорукие действия в торговой политике в конечном итоге являются большой потерей для узбекской экономики. Мир гораздо более взаимосвязан, чем мы думали и если мы войдем в мировые производственные цепочки, то сможем привлечь передовые технологии и капитал из более развитых стран, что также повысило бы эффективность и, в конечном итоге, прибыль. Но если мы будем так вредить самим себе, то инвестиции вряд ли появятся.

Например, в 2019 году, когда был привлечен самый большой объем прямых инвестиций в нашей истории, их, тем не менее, было меньше, чем инвестиций, которые пришли в Грузию. И это при том, что Грузия в десять раз меньше нас, и большая часть страны находится под оккупацией», - отмечает он.

Бехзод Хошимов подчеркивает, что только страны, находящиеся в состоянии войны друг с другом, пытаются ограничить торговлю врага, в то время как Узбекистан ограничивает торговлю сам для себя.

«Последнее замечание: обычно во время войн враждебные стороны пытаются ограничить торговлю врага. Например, во время гражданской войны в США северяне заблокировали порты южных штатов, чтобы ограничить их торговлю. Главное, чтобы корабли из Франции не могли попасть в южные порты.

Точно так же после войны в Кувейте, Ираку ограничили торговлю в соответствии с мандатом ООН. То есть в целом ограничения на торговлю настолько плохи, что враждебные друг другу страны во время войны используют торговые ограничения как вид и средство войны.

Условные санкции Запада, такие как санкции, введенные против Ирана или Северной Кореи, запрещают ввоз товаров, произведенных на Западе, в эти страны. То есть ограничение импорта для стран, находящихся под санкциями, является карательной мерой. Другими словами, северокорейские генералы по-прежнему покупают французский коньяк на черном рынке, но ограничение Франции является лишь средством повышения цен на французские товары, фактически пошлиной.

Я имею в виду, что ограничения на импорт - это настолько плохо, что обычно используется в качестве наказания. Мы должны понимать, насколько вредно ограничивать торговлю», - говорит экономист Бехзод Хошимов.

Для сведения, новое Положение о квотировании импорта, принятое 2 декабря, вступит в силу 3 марта 2022 года.

Напомним, в конце ноября премьер-министры Узбекистана и России обсудили отношения Узбекистана с Евразийским экономическим союзом. В конце октября вице-премьер Узбекистана Сардор Умрзаков встретился с председателем коллегии Евразийской экономической комиссии Михаилом Мясниковичем.

Ожидается, что членство во Всемирной торговой организации будет включено в стратегию правительства Узбекистана на 2022-2026 годы. Узбекистан подал заявку на членство в 1994 году. Следующее заседание соответствующей рабочей группы запланировано на конец этого года.

По мнению центрального банка, членство в ВТО поможет снизить инфляцию.

Новости по теме