Опасные льготы: кому выгодно освоение подземных ресурсов?
Тот факт, что частным компаниям были предоставлены беспрецедентные возможности для разработки подземных ресурсов, продолжает вызывать новые вопросы. Источник, близкий к правительству, на условиях анонимности раскрыл Kun.uz еще несколько «карт». Количество льгот снова увеличивается. От правительства до сих пор нет ответа.
О чем речь?
С 2022 года Узбекистан снизит ставки налога на недропользование (начиная с золота и кончая газом). Однако ставки для НГМК, АГМК и «Узбекнефтегаза» останутся неизменными.
Сниженные ставки налога для недропользователей:
- до 10% для нефти и природного газа (сейчас нефть - 20%, природный газ - 30%);
- до 7 процентов для золота и меди (сейчас золото 10 %, медь 10 %);
- до 2,7% для вольфрамового концентрата (сейчас 10,4%);
- для урана ожидается снижение до 8 % (сейчас 10 %).
Очевидно, что частные компании получают невероятные льготы для разработки подземных ресурсов.
Новость о том, что эти льготы могут привести к легкой передаче подземных богатств компаниям, принадлежащим олигархам, вызвала обеспокоенность у общественности.
Министр финансов Тимур Ишметов объяснил, непредоставление таких льгот НГМК, АГМК и «Узбекнефтегазу» обеспечением стабильности бюджета.
Министр также пояснил, что крупные льготы для частных компаний «предназначены для привлечения инвестиций за счет снижения налоговых ставок и разработки месторождений с низким содержанием полезных ископаемых».
Кому выгодны двойные льготы?
Источник, близкий к правительству, на условиях анонимности сообщил Kun.uz, что частным компаниям предоставляются не только налоговые льготы, но и субсидии из бюджета.
«Действительно, разработке месторождений с низким содержанием полезных ископаемых должно реально отдаваться предпочтение. Но во-первых, именно олигархам и иностранным инвесторам не дают низкодебитные месторождения, напротив, им выделяются самые перспективные.
Во-вторых, на разведку и разработку низкодебитных месторождений ежегодно выделяются субсидии, так в 2022 году будет распределена субсидия в размере 1 трлн сумов - тем же самым иностранным и олигархическим инвесторам, которые якобы разрабатывают низкодебитные месторождения.
Другими словами, олигархия имеет двойную выгоду под предлогом привлечения инвестиций и разработки месторождений с низким содержанием полезных ископаемых. И налоговые льготы, и субсидии», - сообщает источник.
И действительно, в бюджете на 2022 год предусмотрено выделение 1 трлн сумов на геологоразведочные работы. Но в открытых источниках не найти информации о том, кто получил низко- и высокодебитные месторождения. Возникает вопрос: куда пойдет триллион сумов на развитие низкодебитных месторождений?
Кому и как распределяются субсидии?
Kun.uz получил комментарий начальника управления Комитета геологии Азимжона Халикова о том, кому и с какой целью выделяются субсидии на геологоразведочные работы, отраженные в законе о госбюджете на 2022 год.
По его словам, субсидии будут в первую очередь направлены на удовлетворение внутренней потребности в сырье.
«На геологоразведочные работы из бюджета выделен 1 трлн сумов, из которых 53 млрд пойдут на закупку геологоразведочного оборудования. Геологоразведочные работы - это в основном добыча золота, серебра, урана, цинка, свинца, углеводородов и других полезных ископаемых. В 2022 году прошлогодние запасы будут выше, поэтому на геологоразведку тратится на 5 процентов больше средств.
Основная часть субсидий пойдет на обеспечение внутренней потребности с сырье для Навоийского горно-металлургического комбината «Навоиуран», АГМК, «Узбекнефтегаза». Для удовлетворения внутренней потребности. Далее, инвесторам будут предоставлены для развития новые, неосвоенные, далекие от инфраструктуры объекты», - сказал он.
Представитель комитета геологии также коснулся вопроса, кому будут предоставлены низкодебитные месторождения и какая часть субсидий будет потрачена туда.
«Когда идет геологоразведка, имеется значительный риск, определенная часть его приходится на низкодебитные месторождения. Не все месторождения являются крупными и не все расположены в экономически выгодных районах.
В большинстве случаев нет месторождений, где геологоразведка не оправдывает себя, но сырья добывается меньше в количественном отношении. Эти объекты считаются низкодебитными и по большей части, будут предложены иностранным инвесторам. Эти месторождения считаются объектами вне инфраструктуры республики.
На протяжении многих лет неразработанные месторождения предоставляются иностранным инвесторам на выгодных условиях из-за отсутствия технологий, недостаточной прибыльности и удаленности от инфраструктуры», - сказал он.
Сколько стоит разработка низкодебитных месторождений?
Представитель Госкомгеологии не уточнил, какая часть выделенной на геологоразведку субсидии в 1 трлн сумов будет потрачена на разработку низкодебитных месторождений.
«Сколько денег выделяется? Я не могу дать исчерпывающий ответ на этот вопрос. Небольшая часть, может быть, 10-20 процентов направляются на низкодебитные месторождения», - сказал он.
Это еще не все: льготы на этом не заканчиваются
19 декабря депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса Дониёр Ганиев написал в Telegram-канале о принятии законопроекта «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс».
Его статья обращает внимание на то, что льготы за использование недр расширяются.
«Также в бюджете и Указе Президента УП-6319 предусмотрено, что ставки налога на недропользование будут снижены только по 6 позициям (нефть, природный газ, золото, медь, вольфрам и уран). Однако, несмотря на то, что добыча и переработка полезных ископаемых является относительно прибыльным рынком с небольшим количеством игроков, в дополнение к указанным шести статьям налоговые ставки значительно снижаются для нескольких других полезных ископаемых», - написал депутат.
Дониёр Ганиев отметил, что для обсуждения не были представлены четкие расчеты или обоснования снижения ставки налога на другие виды полезных ископаемых.
По словам источника Kun.uz, налоговые ставки на другие полезные ископаемые группируются и упрощаются. Например, ставки налога на источники энергии (нефть, природный газ и газовый конденсат) составляют 10 процентов, драгоценные металлы (золото, серебро, палладий, платина, осмий и другие драгоценные металлы) - 7 процентов, цветные металлы - 7 процентов, радиоактивные металлы - 8 процентов (вольфрам - 2,7 процента, редкоземельное сырье - 10 процентов, черные металлы - 4 процента (железо - 5 процентов), а горнодобывающая химия - 3,5 процента (йод - 4,8 процента, минеральные пигменты - 5,5 процента).
Кто больше всего выигрывает от льгот?
Согласно информации, основными иностранными компаниями, работающими в настоящее время в Узбекистане в этой сфере, являются:
- Лукойл;
- «Газпром Зарубежнефтегаз»;
- Epsilon Development Company;
- «Саноат энергетика гурухи» («Промышленная энергетическая группа»).
30 октября «Узбекнефтегаз» полностью вышел из состава учредителей Jizzakh Petroleum, которая переименовала себя в ООО ИП «Саноат энергетика гурухи».
Как оказалось, решение организации по этому поводу было принято в мае 2021 года, но обнародовано только теперь. Ранее «Узбекнефтегазу» принадлежало 49 процентов совместного предприятия.
Сообщается, что совместное предприятие Jizzakh Petroleum было создано в июне 2017 года «Узбекнефтегазом» и дочерней компанией Gazprom International, Gas Project Development Central Asia. Изначально узбекская сторона имела 60% акций, а российская - 40%. В 2019 году российская сторона заявила о намерении сократить долю Узбекистана в Jizzakh Petroleum.
В «Узбекнефтегазе» Kun.uz сообщили, что выход из числа акционеров Jizzakh Petroleum был связан с «неблагоприятными условиями».
Интересно, что отделение Jizzakh Petroleum от «Узбекнефтегаза» состоялось через 23 дня после принятия постановления о снижении налоговых ставок на добычу полезных ископаемых (07.10.2021).
Имеется информация, что данная компания, созданная в 2017 году, владеет почти 80% нефтяных месторождений Узбекистана. Возникает вопрос, кому принадлежали эти месторождения в прошлом?
В пресс-службе Минэнерго нам сообщили, что частная компания не имеет отношения к деятельности министерства. Они работают с нами на контрактной основе, но только сама компания несет ответственность за все, что говорит», - сказал представитель министерства.
К сожалению, на наш вопрос о том, какие компании, экспортируют природные богатства страны, в частности, нефть, газ, о месторождениях в составе этих компаний, объемах запасов, в пресс-службе Минэнерго заявили: «Компаний, добывающих нефть и газ - 13. Остальная информация является «конфиденциальной». Мы не можем рассказывать о деятельности компаний, это не в нашей компетенции. Об этом надо спрашивать у самих этих компаний».
Насколько конфиденциальной может быть информация о том, сколькими месторождениями владеет каждая частная компания, о количестве запасов, объемах продаж за границу? Ведь мы не говорим о чьей-то частной собственности, речь идет о природных ресурсах, которые являются собственностью народа. Кто выполняет функцию «государственного регулирования в сфере энергетики и четкого разграничения экономических функций хозяйственной деятельности», которая прописана на официальном сайте министерства?
Возвращаясь к льготам: почему эти льготы, предоставляемые частным компаниям, - тема, требующая серьезного внимания? Да потому, что нефть и газ, добываемые «Узбекнефтегазом» и акционерами, которые не получили налоговых льгот, не экспортируются за рубеж, а полностью поставляются народу Узбекистана.
Это вызывает опасения, что вышеупомянутые иностранные частные компании под видом «инвестиций» и с беспрецедентными налоговыми льготами могут завладеть богатством страны.
В результате данных налоговых льгот, разработка единицы месторождения может обойтись дороже для НГМК и АГМК, нежели для частных компаний. В результате, госкомпании выходят из игры, а рынок разработки недр станет еще меньше, и, в конце концов, может полностью отойти иностранному бизнесу.
Мадина Очилова,
перевод: Вадим Султанов.