Мир | 20:19 / 11.01.2022
14294
10 минут чтения

В чем неправ Лукашенко? Токаев рассказал, почему в Казахстане произошли трагические события

Ранее президент Беларуси Александр Лукашенко призвал Узбекистан извлечь уроки из протестов в Казахстане. Он заявил, что организаторы беспорядков якобы планируют совершить эти действия в Узбекистане. Однако позже президент Казахстана Токаев лично рассказал, почему в стране произошли эти события. По его мнению, во многих сферах нужны кардинальные реформы.

Фото: kremlin.ru

Напомним, в ходе заседания ОДКБ глава Беларуси Александр Лукашенко заявил, что страны должны извлечь уроки из протестов в Казахстане.

Он подчеркнул, что Узбекистану стоит обратить на эту ситуацию особенное внимание. По его словам, есть оперативная информация, которая позволяет так говорить.

«Уроки, о которых много говорилось, должны извлечь, прежде всего, в Узбекистане. Если они не будут извлечены, по нашей информации, их взгляды (организаторов кризиса – ред.), прежде всего, брошены на Узбекистан», - сказал Лукашенко.

Позже его мнение раскритиковали многие блогеры из Узбекистана и некоторые эксперты. Даже Кремль не поддержал прогноз Лукашенко по госперевороту в Узбекистане.

В то время, когда блогеры и эксперты высказывали свое мнение, президент Токаев выступил на заседании парламента Республики Казахстан.

Глава государства рассказал, почему в Казахстане произошли трагические события.

«Сегодня, когда эти «черные» дни уже позади, хочу отметить мужество бойцов спецподразделений МВД в отражении террористической агрессии. Например, в Алматы небольшая группа полицейских две ночи подряд отбивала атаки бандитов, пытавшихся захватить здание департамента полиции», - сказал он.

Президент подчеркнул, что в критической ситуации достойно проявили себя и военнослужащие Министерства обороны и Службы государственной охраны.

«Однако не все проявили верность своему долгу. В ряде городов руководители ДКНБ, несмотря на достаточный боевой арсенал, не вступая в бой покинули служебные здания, оставив там оружие и секретную документацию», - отметил он.

Почему на территории страны оказалось так много нелегального оружия и спецсредств? Почему не проводилась агентурная работа по выявлению и нейтрализации адептов терроризма?

Токаев сообщил, что специальная следственно-оперативная группа должна качественно и в полном объеме выполнить свою работу, раскрыть все причины и детали трагедии.

«Особо хочу остановиться на такой стратегической задаче, как кардинальная реорганизация всей системы обеспечения национальной безопасности. Предстоит перестроить работу наших Вооруженных сил, правоохранительных структур, органов национальной безопасности, внешней разведки. Все они должны слаженно работать во имя одной цели – максимально эффективной защиты наших граждан, конституционного строя и суверенитета от угроз любого характера и масштаба. Этого требуют коренные интересы нашего государства», - сказал он.

По мнению главы государства, для решения задач, государству необходимо сфокусироваться на следующих приоритетах.

Первое. Внести срочные коррективы в реформирование правоохранительной системы.

«Мы значительно продвинулись в деле создания сервисной модели полиции и модернизации уголовного процесса. Но нужно быть готовыми противостоять тотальным террористическим атакам. Командованию силовых структур незамедлительно приступить к отработке боевых навыков, оснащению эффективными средствами защиты и нападения», - сказал он.

Второе. Укрепить количественно и качественно Национальную гвардию.

«Предстоит сформировать ее новые подразделения в регионах и усилить действующие, решить вопросы с транспортным и материально-техническим обеспечением. Увеличить численность подразделений специального назначения МВД и Национальной гвардии. Повысить уровень боеготовности. Дооснастить необходимыми специальными и транспортными средствами. Увеличить оплату труда сотрудников спецподразделений всех силовых органов», - заявил президент.

Третье. Повысить правовую защищенность полицейских.

В Казахстане планируют ужесточить ответственность за нападения на представителей власти и неподчинение законным требованиям.

Четвертое. Кардинально повысить боеспособность армии.

В кратчайший срок в стране создадут командование сил специальных операций.

Пятое. Пересмотреть принципы организации и управления Пограничной службой.

В Казахстане проведут ревизию реформ, которые сместили акцент с войсковой охраны государственной границы на оперативные методы работы.

Шестое. Полностью перестроить деятельность разведывательного сообщества, включая внешнюю, военную, криминальную и финансовую разведку.

Седьмое. Обеспечить эффективную координацию между различными силовыми структурами.

«Актуализировать алгоритмы действий госорганов в кризисных ситуациях, усилить межведомственную координацию. Наладить оперативную и военно-техническую совместимость всех силовых структур», - заявил президент.

Восьмое. Обеспечить самостоятельность силовых структур при принятии решений, повысить уровень ответственности их руководителей.

 Девятое. Реализовать комплекс системных мер по противодействию религиозному экстремизму.

«Ни в коем случае не допустить его сращивания с криминалом, особенно в учреждениях уголовно-исполнительной системы. В ближайшее время мы проведем заседание Совета безопасности, на котором рассмотрим конкретные направления реализации всех этих задач», - отметил он.

Токаве также признал тот факт, что произошедшие трагические события во многом вызваны серьезными социально-экономическими проблемами и неэффективной, а точнее, провальной деятельностью некоторых государственных органов.

Произошел заметный отрыв отдельных исполнительных органов от трудных реалий и потребностей граждан. У представителей властных структур сформировалось искаженное представление о жизни людей, их чаяниях и запросах. Обострилась и проблема неравенства. Она усугубляется из года в год, хотя средние показатели доходов населения вроде бы растут, по крайней мере на бумаге.

 «Однако за приличными средними заработками скрывается сильное имущественное расслоение в обществе. Многие насущные проблемы граждан не решены. Обеспечение благополучия и качества жизни – главная задача государства. Эти слова следует перевести в плоскость реальных дел. Доходы всех групп населения должны расти по мере роста экономики. Это непреложная аксиома, которая в нашем случае не работает. Созданная в стране социально-экономическая система показала достаточную эффективность в обеспечении общего роста национального дохода, но при этом является неэффективной в его распределении, и вы это хорошо понимаете и знаете», - сказал он.

Токаев подчеркнул, что ключевыми выгодоприобретателями экономического роста стали финансово-олигархические группы.

«Сложившиеся олигополии серьезно ограничили развитие свободного рынка и снизили конкурентоспособность страны», - заключил президент.

Как видео из вышеуказанных фактов, в Казахстане накопилось множество проблем. Теперь президент и правительство намерены решить все вопросы.

Президент Беларуси Александр Лукашенко заявил, что «уроки, о которых много говорилось, должны извлечь, прежде всего, в Узбекистане».

«Если они не будут извлечены, по нашей информации, их взгляды (организаторов кризиса – ред.), прежде всего, брошены на Узбекистан», - сказал он.

Обратите внимание на тот факт, что в Узбекистане реформы уже начались. В настоящее время в республике реформы идут в сфере финансов, экономики, сельского хозяйства, деятельности правоохранительных органов и т. д.

Говоря о ОДКБ, министр иностранных дел Камилов заявил, что методы превентивной дипломатии неоднократно подтверждали свою полезность в прошлом и в настоящее время доказывают свою жизнеспособность, в том числе в подходах к новой ситуации в Афганистане.

Речь идет не только о двусторонней дипломатии. На международном многостороннем уровне создана и постоянно развивается целая система политико-дипломатических механизмов, нацеленных на предупреждение, пожалуй, любого типа вызовов и угроз национальной и региональной безопасности. 

Например, в Центральной Азии существует сбалансированная система механизмов диалога стран региона с крупными партнерами в формате «5 + 1». Такие платформы функционируют в отношениях с Россией, США, ЕС, КНР, Индией, Республикой Корея, Японией. Кроме того, в регионе, помимо ОДКБ, действуют такие организации, как СНГ и ШОС, в рамках которых обсуждаются актуальные вопросы, в том числе касающиеся обеспечения региональной безопасности, включая проблему Афганистана. 

«Недавнее участие Узбекистана в саммите ОДКБ в качестве почетного гостя, а также на встрече в формате ШОС+ОДКБ в Душанбе, где обсуждалась ситуация в Афганистане, является составным элементом нашей взвешенной и прагматичной дипломатии. Благодаря проактивной и открытой политике наша страна установила отношения стратегического партнерства со всеми государствами Центральной Азии и мировыми державами. Активно развивается сотрудничество с ними в борьбе с терроризмом и экстремизмом, успешно продвигается военно-техническое сотрудничество. Выстроенный с государствами-партнерами диалог по всем аспектам взаимодействия в регионе способствует укреплению региональной стабильности, создает условия для купирования серьезных вызовов безопасности», - сказал министр.

В заключении Абдулазиз Камилов отметил, что все это позволяет эффективно обсуждать и своевременно решать вопросы по предупреждению и оперативному противодействию возникающим угрозам.

Улугбек Акбаров

Новости по теме