Узбекистан | 19:05 / 04.02.2022
6383
9 минут чтения

Проблема сносов, наконец-то, будет урегулирована законом

Ожидается введение нормы, в соответствии с которой до изъятия земельного участка следует провести открытый разговор с жителями, а также пригласить на обсуждение журналистов.

1 февраля на очередном заседании Законодательной палаты Олий Мажлиса обсужден и принят во втором и третьем чтениях законопроект «О порядке изъятия земельных участков в общественное пользование и выплаты компенсации».

По словам инициаторов, принятие законопроекта позволит напрямую регулировать вопрос компенсации за изъятие земельных участков для государственных нужд, предотвращать конфликты и эффективно разрешать споры на местах.

До сих пор сносы были символом нарушения прав собственности в Узбекистане, а споры решались только на уровне постановлений правительства.

Как обсуждался законопроект?

На заседании Законодательной палаты было высказано возражение в законопроекте по пункту «создание особых экономических зон», который является одним из оснований изъятия земель общественного пользования за компенсацию.

Депутат Дониёр Ганиев отметил, что вся территория Навоийской области является свободной экономической зоной, и обратил внимание на порядок, в котором действует закон на этой территории.

Представитель Минюста предложил, что норма будет применяться к экономическим зонам, которые появятся после вступления закона в силу, в то время как другие законодатели заявили, что земельные участки не должны напрямую изыматься для экономических зон, и что этот процесс от компенсационных выплат до государственного вмешательства, очень затянут.

Также по предложению депутатов из законопроекта убрали принцип «целевого использования изъятых земель» при изъятии земель в общественное пользование в обмен на компенсацию.

Одним из вопросов, заданных депутатами, стал вопрос финансирования Кадастровой палаты в системе Кадастрового агентства. Дело в том, что проектом предусмотрено, что сотрудники Кадастровой палаты должны выехать в район сноса и подготовить данные на основании инвентаризации. Но остается неясным, откуда будут финансироваться сотрудники палаты для подготовки информации. Замминистра юстиции сообщил, что штат Кадастровой палаты будет финансироваться из бюджета, но представитель Агентства кадастра ответил, что на хозрасчетной основе.

Возвратившись к совещанию после перерыва, депутаты сообщили, что услуги сотрудников Кадастровой палаты будут финансироваться организацией (местным хокимиятом или иной государственной организацией), инициировавшей изъятие земельных участков в общественное пользование.

Основные вопросы и ответы возникли до статьи 13 законопроекта. Все остальные статьи до статьи 42 были приняты без каких-либо возражений.

После этого многие активные депутаты, в том числе Расул Кушербаев и Дониёр Ганиев, заявили, что закон очень важен для народа и должен быть принят как можно скорее. Спикер Нурдинжон Исмаилов отметил, что о принятии такого закона раньше можно было только мечтать, и за это нужно поблагодарить президента. Затем закон был поставлен на голосование в трех чтениях и единогласно принят Законодательной палатой 111 голосами депутатов.

Итоги голосования / Кадр из видео

Теперь законопроект будет направлен в Сенат. После одобрения верхней палатой Олий Мажлиса закон передается на подпись президенту. Подписанный Президентом закон вступит в силу после его публикации в официальных СМИ или в срок, указанный в самом документе.

В пресс-службе Законодательной палаты ограничились сообщением о том, что законом установлен перечень случаев, при которых земельные участки могут быть изъяты в общественное пользование в обмен на компенсацию, что законом установлены четкие сроки и порядок инициирования изъятия земельного участка и выплаты компенсации, от освобождения объекта правообладателем до сноса объекта.

И версия закона, внесенная в парламент, и версия, одобренная депутатами, в открытых источниках отсутствуют. Известно, что многие пункты законопроекта, который был вынесен на общественное обсуждение в апреле 2021 года, не обсуждались на пленарном заседании.

Это может быть связано с тем, что закон обсуждался в полном объеме на заседаниях фракций и комитетов, либо народные избранники не поднимали вопросов по другим вопросам.

Для сведения, законопроект, разработанный Минюстом, был вынесен на общественное обсуждение в апреле 2021 года. На пресс-конференции, посвященной законопроекту, глава управления министерства Нодир Тиллаев заявил, что в проекте дан полный перечень конкретных случаев изъятия, а расплывчатые термины, такие как «другие случаи», полностью исключены.

Он также заявил, что «реализация инвестиционных проектов» не может быть основанием для изъятия земельного участка и что инвестор не может выступать с инициативой изъятия земельного участка.

Глава управления министерства юстиции Нодир Тиллаев

Проектом предусмотрены основания изъятия земельных участков в общественное пользование в обмен на компенсацию, в том числе:

  • нужды обороны и национальной безопасности, особо охраняемых природных территорий, создание особых экономических зон и выделение земель для их эксплуатации;
  • выполнение обязательств Республики Узбекистан, вытекающих из международных договоров;
  • выявление и добыча месторождений полезных ископаемых (кроме месторождений общераспространенных полезных ископаемых);
  • автомобильные и железные дороги республиканского и местного значения, аэропорты, аэродромы, авиационные комплексы и аэронавигационные центры, объекты железнодорожного транспорта, мосты, метрополитены, тоннели, инженерные сооружения и сети энергетических и коммуникационных систем, космические объекты, магистральные трубопроводы, инженерные сооружения сетей связи, ирригационных и мелиоративных систем (строительство и реконструкция);
  • выполнение утвержденных генеральных планов населенных пунктов в части строительства объектов за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан;
  • реализация предусмотренных государственными инвестиционными программами проектов строительства государственных учреждений образования, медицины, культуры и социальной защиты населения за счет централизованных инвестиций.

Проект запрещает трактовать как изъятие для общественных нужд, изъятие земельных участков для других целей.

Кроме того, согласно проекту, инициатор должен пройти не менее 6 этапов, прежде чем будет принято решение об изъятии земельных участков. В частности, отмечено, что он должен соответствовать обязательным условиям, таким как открытое обсуждение с собственниками.

Ожидается также, что документ будет включать следующие новые нормы и механизмы:

- открытое обсуждение с участием СМИ и их участие должно быть обеспечено инициатором;

- обеспечение обязательной аудио- и видеозаписи процесса открытого обсуждения инициатором;

- место проведения публичных слушаний должно быть приближено к месту жительства большинства правообладателей, открытое обсуждение должно считаться таковым при наличии двух третей правообладателей;

- возможность освобождения объекта недвижимости в течение шести месяцев после выплаты компенсации;

- правила расчета социальной нормы при предоставлении другого жилья в качестве компенсации, а также постоянный контроль за своевременной и полной выплатой компенсации через единую электронную информационную систему государственного реестра недвижимого имущества;

- решение о сносе объекта недвижимости, расположенного на изъятом земельном участке принимается Жокаргы Кенесом Республики Каракалпакстан, областных и Ташкентского городского Кенгашей народных депутатов;

- решения Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, областного и Ташкентского городского Кенгашей об изъятии земельных участков в общественное пользование в обмен на компенсацию и о сносе недвижимого имущества, расположенного на изъятом земельном участке, должны приниматься только после экспертизы органов юстиции, при наличии положительного юридического заключения;

- в случае не достижения соглашения с правообладателем, запрещается воспрепятствование свободному распоряжению правообладателя принадлежащим ему имуществом в целях принуждения его к заключению соглашения, в том числе отключение жилья от коммуникаций, блокирование подъездов и выездов с объекта недвижимости, создание условий, препятствующих его нормальной жизни и др.

Новости по теме