Три сценария: какого развития событий ожидают политологи в Афганистане?
После прихода к власти в Афганистане талибов в августе 2021 года, серьезной угрозой стал нарастающий экономический и гуманитарный кризис в стране. По данным Верховного комиссара ООН по делам беженцев, сегодня в Афганистане от голода страдают около 23 миллионов человек, или 55 процентов населения. Ситуация ухудшается день ото дня.
На данный момент для многих естественно задаваться вопросом о том, что ждет эту страну в будущем.
Kun.uz провел интервью с политологом Камолиддином Раббимовым и ученым-афгановедом Сухробом Буроновым, чтобы проанализировать ситуацию, сложившуюся в Афганистане и возможные направления дальнейшего развития событий.
- Какие факторы подталкивают афганскую экономику к пропасти?
Камолиддин Раббимов:
- В 2001 году, когда США и страны НАТО вторглись в Афганистан, ответственность за экономическую и социальную ситуацию там была полностью возложена на западную коалицию. Этот процесс продолжался до 2021 года.
Десятки миллиардов долларов инвестиций в афганскую экономику каждый год – были краеугольным камнем стратегии Запада по формированию государственности в Афганистане.
Приход талибов к власти в Афганистане в прошлом году остановил этот процесс. До этих пор Афганистану так и не удалось создать отечественную конкурентоспособную экономическую систему.
Накануне прихода к власти талибам были поставлены серьезные и рациональные условия со стороны США. Переговоры все еще продолжаются. Но сейчас, с прекращением иностранной помощи Афганистану, наступил серьезный социально-экономический кризис.
Сегодня внимание всего мира приковано к Украине, соответственно, внимание к Афганистану ослабло. Но это не означает, что кризис в Афганистане разрешается.
Сухроб Буронов:
- Действительно, гуманитарная ситуация в Афганистане сейчас очень напряженная. По данным ООН, около половины населения Афганистана — около 23 миллионов человек — в настоящее время живет в условиях гуманитарного кризиса. Это связано с уходом США из Афганистана и, в частности, с заморозкой около 8 миллиардов долларов государственных активов Афганистана за рубежом.
Кроме того, приостановлена помощь Афганистану со стороны ряда стран региона, обладающим большим потенциалом. Например, помощь из Индии. Ранее, при Ашрафе Гани, Индия была пятой по величине страной в мире и первой в регионе, оказавшей помощь Афганистану.
Япония также была крупным донором Афганистана. Но сегодня поток такой помощи прекратился.
- Афганистан, возможно, не сможет выбраться из своего нынешнего затруднительного положения даже с помощью гуманитарных вливаний или западных уступок по санкциям. Каковы, на Ваш взгляд, сценарии и ожидания развития ситуации в Афганистане?
Сухроб Буронов:
- Когда 15 августа 2021 года к власти в Афганистане пришло движение «Талибан», мировое сообщество выдвинуло им ряд условий для внешней интеграции, но пока эти условия не выполнены. В частности, остается открытым вопрос формирования инклюзивного правительства, обеспечения прав человека или разрыва связей с различными террористическими организациями.
Правда, талибы предпринимают определенные шаги по выполнению этих условий, но я думаю, что на это потребуется еще время. Существует фактор собственных политических и религиозных взглядов талибов. В то время как Запад предлагает демократические ценности, Афганистан имеет свои особенности, и эти реформы потребуют времени.
На мой взгляд, можно ожидать следующие 3 основных сценария развития событий в стране:
1. Признание временного правительства талибов в Афганистане сначала на региональном, а затем и на глобальном уровне;
2. Обострение ситуации в Афганистане, выступление других политических группировок и движений против правительства талибов, начало гражданской войны между различными этническими и политическими группировками в стране;
3. Афганистан становится убежищем для террористических и экстремистских группировок.
На мой взгляд, более вероятен первый сценарий. Но, как я уже сказал выше, для реализации этого сценария также потребуется некоторое время.
Сами талибы работают по этому же сценарию. В частности, по данным ООН, с 2020 по декабрь 2021 года количество конфликтов в стране уменьшилось на 91%. Число погибших среди мирных жителей также снизилось до 50 процентов. Другими словами, Талибан добивается желаемых результатов в плане безопасности.
Талибы также недавно запретили выращивание опийного мака и других наркотиков. Это – положительный показатель. Запрет является новым шагом в продолжении диалога ООН с талибами по-новому.
В этой связи следует отметить, что гуманитарная организация ООН МООНСА (Миссия по содействию Афганистану) продлила свой мандат в стране на один год. Существует также региональный консенсус по этому вопросу. В частности, особое внимание следует уделить встрече в Китае по Афганистану. На ней обсуждалось, в какой степени признают правительство талибов, и как талибы должны к этому подготовиться.
Камолиддин Раббимов:
- Беспокойство внешнего мира по поводу социальной стабильности в Афганистане растет. Соседние страны, такие как Пакистан, Китай и Узбекистан, который является основным инициатором, хотят, чтобы политическая система талибов была легализована как можно скорее. Потому что, если в Афганистане снова начнется гражданская война, страны региона многое потеряют.
Сегодня уже ясно, что после 20 лет войны талибы стали чрезвычайно мощным движением. Это уже не настолько националистическая организация, как в 90-х. Она стала вполне интернациональной. Например, Абдусалом Ханафи, этнический узбек, сегодня является четвертым высокопоставленным чиновником Талибана. Среди лидеров движения есть и представители других национальностей.
Между тем ситуация в Афганистане такая, которой не было в последние 20-30 лет, талибам удалось установить полный контроль над всей страной. Теперь, когда внешний мир понимает, что они способны контролировать страну, почему бы не сотрудничать с «Талибан» и убедить их согласиться на условия, выдвинутые международным сообществом?
Сегодня мир разделился по поводу того, признавать ли «Талибан». В то же время страны региона — Китай, Пакистан или его соседи — хотят скорейшего признания талибов и выполнения требований консенсуса. Иными словами, эти страны смотрят на Афганистан прежде всего через призму социальной стабильности.
Но западные страны сначала ставят вопрос о выполнении требований и только потом о признании политической системы. То есть для коллективного Запада вопрос социальной стабильности в Афганистане вторичен. Потому что после 20 лет войны некоторые политические круги на Западе рассуждают о том, что они вложили немалые деньги в Афганистан, и что, если здесь быстро установится стабильность, Китай получит все дивиденды.
Стабильность в Афганистане позволит в будущем реализовать крупные логистические проекты в регионе. Но на Западе присутствует некая конкуренция за крупные проекты, с участием Афганистана.
В этой ситуации Узбекистан выступает за признание афганской политической системы и скорейшее установление стабильности.
Полную версию интервью вы можете посмотреть на видео выше.
Беседовал Ильяс Сафаров,
оператор - Абдукодир Тулкинов,
перевод: Вадим Султанов.
Новости по теме
17:39 / 07.11.2024
В 2024 году в Афганистане производство наркотиков выросло на 19%
10:24 / 04.11.2024
Третий этап афгано-узбекских переговоров по каналу Куштепа пройдет в Ташкенте
12:30 / 29.10.2024
В Афганистане проведут вакцинацию детей в мечетях
10:10 / 28.10.2024