Сели и оползни: насколько мы от них защищены?
В марте-апреле 2022 года по большей части территории республики выпало аномальное количество осадков. В горных и предгорных районах республики осадков выпало в 2-3 раза больше обычного. В Ташкенте только в марте уже выпало почти две месячных нормы осадков. Местами по республике количество осадков за сутки в отдельные дни достигало 25-40 мм, в горных районах местами до 50-60 мм.
В результате выпадения такого обилия осадков прошли селевые потоки, сходы оползней в Кашкадарьинской, Бухарской, Самаркандской, Ташкентской, Сырдарьинской, Джизакской областях, Повреждены участки магистральных и внутренних дорог, мосты, разрушены десятки жилых домов. Погибли несколько человек и сотни голов домашнего скота.
Напрашивается вопрос: мы бессильны перед могуществом природы и не в состоянии обеспечить защиту своих граждан от силы стихийных бедствий? Какие меры мы должны предпринимать, чтобы не оказаться жертвами стихии?
В последние годы весь мир сталкивается с большим количеством разрушительных последствий изменения климата. Глобальное потепление усиливает риски возникновения опасных природных явлений – засухи, селевых потоков и оползней. За последние 50 лет по сведениям Всемирной метеорологической организации произошло свыше 11 тыс. стихийных бедствий, нанесен ущерб экономике свыше 3,64 трлн долл. США, погибло свыше 2 млн человек.
Естественно, Узбекистан, также подвержен воздействиям этих природных катаклизмов. Ежегодно стихийные бедствия, по различным оценкам экспертов, наносят ущерб экономике Узбекистана в сотни миллионов долларов США.
Ввиду отсутствия методологий оценок ущерба в стране, точной цифры никто привести не сможет. Понимая взаимосвязанность вопроса развития благосостояния населения с вопросом обеспечения его безопасности, Президент Узбекистана определил совершенствование системы защиты населения и территорий страны одним из приоритетов её стратегического развития.
В целом по республике площадь бассейнов селеактивных водотоков составляет 12% от общей площади страны, оползням подвержено 17% горной территории. Мониторинг их состояния осуществляет координируемая Узгидрометом национальная гидрометеорологическая служба и региональные станции Государственной службы Республики Узбекистан по слежению за опасными геологическими процессами.
Ежегодно специалисты Узгидромета, МЧС, Государственной службы Республики Узбекистан по слежению за опасными геологическими процессами изучают их состояние и предупреждают о степени опасности. На отдельных маршрутах, где наиболее часто проходят сели строятся так называемые селетракты и селехранилища, чтобы направить селевые потоки по безопасным маршрутам. Перечни возможных районов возникновения селей и оползней размещаются в СМИ.
Правительство Узбекистана ежегодно выделяет сотни млрд сумов из республиканского бюджета на проведение различных инженерно-защитных мероприятий в зонах повышенной опасности (строительство дамб, руслоочистительные меры, укрепление берегов).
В опасных зонах МЧС во взаимодействии с МВД, Минздравом, другими различными министерствами и ведомствами при участии служб местных хокимиятов в весенне-осенний сезон проводит специальные учения, чтобы научить население правильным действиям в случае возникновения стихийных бедствий и отработать взаимодействие. Указом Президента Республики Узбекистан в состав МЧС переданы силы и средства Главного управления пожарной безопасности МВД. Это позволило расширить уровень доступности спасательных услуг для населения до районного и объектового уровня. Раньше спасательные отряды находились в основном только в региональных центрах.
При возникновении угрозы схождения селей и оползней МЧС направляет предупреждения по СМС и социальным сетям, которые так раздражают некоторых из нас.
Эффективность всех принятых мер познается в сравнении. В результате сошедшего 4 мая 1991 года в поселке Жигаристан Ташкентской области оползня погибло свыше 50 человек, а прошедший 8 июля 1998 года селевой поток в кишлаке Шахимардан Ферганской области унес жизнь около 100 человек. Общее количество человеческих жертв в результате возникновения этих опасных природных процессов (32) за последние 5 лет в разы уменьшилось. Но дальнейших жертв можно избежать лишь в случае повышения бдительности самого населения.
Ведь были случаи, когда, игнорируя сообщения о селеопасности, люди выезжали на пикники в предгорные районы и целые семьи погибали, попав под сошедший поток.
Еще одна проблема в том, что несмотря на предупреждение МЧС, органов местной власти, Узгидромета об опасности, местные жители продолжают всеми правдами и неправдами строить дома, благоустраивать места для отдыха в руслах возможного прохождения селей. 80% разрушенных в результате селевых и оползневых процессов таких объектов были возведены в зонах их прогнозируемого развития. За последние 10 лет несколько тысяч жителей были переселены из зон повышенной опасности. На все предупреждения МЧС и Узгидромета о необходимости переселения из опасных мест жители реагируют довольно болезненно, воспринимая их как нарушения законных прав частной собственности.
Поэтому, основным приоритетом работы МЧС, Узгидромет и ГСС должно оставаться повышение уровня и степени осведомленности населения о надвигающихся природных угрозах, доведения до автоматизма процесса получения населением предупреждающей информации и начала им действий по обеспечению своей безопасности.
Еще одно важное направление работы - определение источников компенсации ущерба, нанесенного имуществу и жилью граждан, создание национальных и региональных страховых фондов на случай стихийных бедствий. Ведь уровень страхования жилья и имущества граждан в стране очень низок (всего 10% от общего числа жилья).
Да, компенсация ущерба гражданам, пострадавшим от прорыва Сардобинского водохранилища была беспрецедентной по своим масштабам. Ведь вместо разрушенных, в основном, старых и обветшалых жилищ были построены современные дома со всей необходимой инфраструктурой. Однако такой механизм компенсации не под силу осуществлять на региональном уровне. А именно местный уровень органов государственной власти ответственен за организацию компенсации понесенного ущерба. Ведь даже в США восстановление разрушенного в результате стихийного бедствия имущества осуществляется за счет средств страхования и до состояния, которое оно имело до разрушения.
Кстати, по мнению специалистов в течение 50 лет температура в нашем регионе в среднем поднимется на 1,5 - 3 градуса по Цельсию, что увеличивает риск учащения природных гидрометеорологических и геологических процессов. Поэтому решение этих вопросов на наш взгляд будет оставаться в числе приоритетов государственной политики.
Комилжон Арипов,
кандидат физико-математических наук